Современные проблемы прикладной математики и механики: теория, эксперимент и практика

Международная конференция, посвященная 80-летию академика Н.Н.Яненко.
Новосибирск, Академгородок, 24 - 29 июня 2001 года.

Тезисы докладов


Доклады новосибирских участников

Анализ источников шума в сверхзвуковой аэродинамической трубе импульсного типа

Смородский Б.В., Gaisbauer U., Knauss H., Wagner S.

Институт теоретической и прикладной механики СО РАН (Новосибирск),
Институт аэро- и газодинамики,
университет г.Штутгарта,
Германия

АНАЛИЗ ИСТОЧНИКОВ ШУМА В СВЕРХЗВУКОВОЙ АЭРОДИНАМИЧЕСКОЙ ТРУБЕ ИМПУЛЬСНОГО ТИПА

АНАЛИЗ ИСТОЧНИКОВ ШУМА В СВЕРХЗВУКОВОЙ АЭРОДИНАМИЧЕСКОЙ ТРУБЕ ИМПУЛЬСНОГО ТИПА

Б.В.Смородский1, U.Gaisbauer2, H.Knauss2, S.Wagner2

1 Институт теоретической и прикладной механики СО РАН,

630090, Новосибирск, Россия; smorodsk@itam.nsc.ru

2 Institute for Aero- and Gasdynamics, Stuttgart University, Germany

Введение.

Для проведения экспериментов по устойчивости, восприимчивости и ламинарно-турбулентному переходу (ЛТП) пограничного слоя (ПС) при сверхзвуковых скоростях с целью надежного предсказания положения ЛТП на сверхзвуковых летательных аппаратах требуется аэродинамическая труба с предельно низким уровнем возмущений потока. Как показывают эксперименты, высокий уровень шума в обычных аэродинамических трубах при числах Маха M>2 определяется акустическими волнами, излучаемыми турбулентным ПС, развивающимся на стенках сопла [1]. Было показано, что размеры малошумного ядра потока определяются положением ЛТП на стенках сопла [2]. И смысл усилий по разработке малошумных сверхзвуковых труб [3], проводимых в течение почти 30 лет главным образом в США [1-3], состоял в определении методов поддержания ПС на стенках сопла ламинарным при больших значениях единичного числа Рейнольдса. С этой целью успешно использовалась линейная теория устойчивости сжимаемых потоков.

Институт аэро- и газодинамики Штуттгартского университета, Германия, имеет большую аэродинамическую трубу импульсного типа (SWK) [4]. В силу размеров рабочей части (1.2´ 0.8 m2) и других особенностей конструкции сопла SWK обладают свойствами, способствующими снижению уровня шума потока в рабочей части трубы [4]. Однако теоретический анализ развития и устойчивости ПС на стенках сопла SWK ранее не проводился и является предметом настоящей работы.

Основные результаты.

Проведен теоретический анализ устойчивости ПС, развивающегося на профилированных стенках сопла SWK по отношению к возмущениям типа волн Толлмина Шлихтинга (ТШ). Расчеты проводились для числа Маха M=2.5 в приближении локальной параллельности среднего течения. Анализ показал, что ПС почти на всем протяжении сопла является устойчивым. Неустойчивость ТШ проявляется в малой окрестности линии растекания и в области неблагоприятного градиента давления, расположенной ниже по потоку от горла сопла. Положение ЛТП в ПС сопла SWK определялось с помощью метода eN. Показано, что ЛТП возможен в области, где контур сопла является выпуклым, только при больших значениях единичного числа Рейнольдса Re1» 50× 106 m-1. При более низких значениях Re1 ПС остается ламинарным (N<10). Последний факт имеет экспериментальное подтверждение, полученное путем визуализации потока в ПС. Измерение флуктуаций полного давления в комбинации с расчетами по методу характеристик выявили, что первичным источником шума в рабочей части трубы является турбулизация ПС на плоских боковых стенках сопла. По-видимому, неустойчивости трехмерного ПС (неустойчивость поперечного течения и неустойчивость вихрей, образующихся в продольных угловых конфигурациях сопла) вызывают переход и являются основным источником шума, ограничивающим малошумную область ядра потока в рабочей части трубы, тогда как неустойчивость вихрей Гертлера на вогнутых стенках сопла имеет только второстепенное значение. Для уменьшения опасности возникновения неустойчивости ТШ на стенках сопла предлагается проектировать и создать новые сопла с меньшими углами сжатия в дозвуковой части сопла. Для более лучшего понимания механизмов генерации шума потока в рабочей части SWK требуется дальнейшее детальное теоретическое рассмотрение других видов неустойчивости ПС, развивающегося на стенках сопла.

Работа поддержана немецким научно-исследовательским обществом (DFG) в рамках исследовательского центра SFB-259 при университете Штутгарта, субпроект C5.

  1. I.Beckwith Development of a High Reynolds Number Quiet Tunnel for Transition Research. AIAA J., 1975, V.13, No.3, P.300-306.
  2. F.-J.Chen, M.R.Malik, I.Beckwith Instabilities and Transition in the Wall Boundary Layers of Low-Disturbance Supersonic Nozzles. AIAA Paper 85-1573, 1985.
  3. F.-J.Chen, S.Wilkinson Design of Mach 2.4 Quiet Nozzles for the NASA Langley Supersonic Low-Disturbance Pilot Tunnel. AIAA Paper 94-2506, 1994.
  4. H.Knauss, R.Riedel, S.Wagner The Shock Wind Tunnel of Stuttgart University, a Facility for Testing Hypersonic Vehicles. AIAA Paper 99-4959, 1999.

 

Примечание. Тезисы докладов публикуются в авторской редакции



Ваши комментарии
Обратная связь
[ICT SBRAS]
[Головная страница]
[Конференции]

© 1996-2001, Институт вычислительных технологий СО РАН, Новосибирск
© 1996-2001, Сибирское отделение Российской академии наук, Новосибирск