Выездное заседание Координационного научного Совета СО РАН по программе "Информационно-телекоммуникационные ресурсы СО РАН".

Иркутск,
Институт динамики систем и теории управления СО РАН,
28-30 июля 2002 года.

Тезисы докладов


Концепция развития геоинформационных систем Республики Саха (Якутия)

Черосов М.М., Киприянова Д.Д., Слепцов О.И., Борисов Б.З.

Институт северного луговодства Академии наук Республики Саха (Якутия) (Якутск)

Концепция развития геоинформационных технологий разработана для реализации задачи создания единого геоинформационного пространства Республики Саха (Якутия) в течение марта – июля 2002 г. по заказу государственного заказчика информационных работ в республике – ГУ «Республиканское информационно - консалтинговое агентство» (РИКА) при Администрации Президента и Правительства РС (Я). Создание такого пространства и активизация геоинформационных технологий (ГИТ) продиктовано насущными потребностями республики, где качественная, пространственно ориентированная информация начинает играть большую роль.

В республике распоряжением Правительства РС(Я) № 430 от 21 августа 2001 г. была утверждена республиканская целевая программа «Развитие информационных ресурсов, информационных систем, технологий и средств их обеспечения в Республике Саха (Якутия) до 2005 г.» и определен государственный заказчик – РИКА.

В связи с вопросами информационной безопасности и конфиденциальности проводимых работ по развитию ГИТ в концепции отражены вопросы присутствия на всех ключевых мероприятиях по госпрограмме представителя Якутской инспекции Государственного геодезического надзора.

Разработка концепции развития ГИТ осуществлялась с учетом разработанной программы информатизации РС(Я), современных мировых и российских тенденций ГИТ, а также в соответствии с потребностями, возможностями республики, имеющихся наработки ГИТ республиканских учреждений, учреждений нереспубликанского подчинения, конкретной региональной ситуации, а также аналогичных документов по ряду регионов РФ, опыта работы ГИС-центров СО РАН и ГИС-ассоциации. Задачи концепции по блоку «Развитие ГИТ РС (Я)»: · определить место и роль геоинформационных технологий в системе информатизации для решении проблем республики; · выработать приоритетные цели и задачи, стоящие перед экономикой республики выполняемые посредством ГИТ; · Создание единых условий и правил проведения геоинформационных работ и исследований; · мобилизация, объединение и координация внешних и внутренних ресурсов и наработок для реализации ГИТ в республике. · Поддержка финансовыми и техническими ресурсами перспективных направлений ГИТ в республике.

Концептуальная основа создания ГИС РС (Я) предусматривает следующие основные принципы: - разнообразие и мультимасштабность исходного материала; - сочетание республиканского и районного уровня анализа информации; - анализ информации по проблемным узлам и ареалам; - пригодность для управления (наличие карт для оценки, нормирования, мониторинга, регулирования); - применение в качестве основы цифровых моделей местности и специально подобранных генерализованных слоев.

Основные принципы, цели и задачи развития геоинформационных технологий в республике.

Целью развития геоинформационных технологий является создание единой республиканской геоинформационной системы (ГИС) для более эффективного использования информации государственными органами власти и управления различного уровня, хозяйствующими субъектами (государственными и коммерческими), научными и производственными организациями, инвесторами и заинтересованными гражданами. Обмен ГИС-информацией между заинтересованными организациями организуется РИКА в зависимости от ее конфиденциальности и стоимости. Для более широкого круга заинтересованных лиц наиболее эффективным будет создание в Интернете ГИС-сервера РС (Я). Потенциальная инвесторам информация должна быть представлена на основных международных языках.

Структура ГИС должна быть представлена совокупностью следующих блоков: I. Базовая цифровая модель территории. II. Комплексный территориальный кадастр. III. Современное состояние территории различного содержания по информации и масштабу. IV. Информационно-справочный и прогнозно-аналитический блок.

Базовой основой всех проводимых работ по развитию ГИТ является создание цифровых карт на базе имеющихся картографических материалов (бумажная основа), а также соглашения между Правительством РС(Я) и Федеральной службой геодезии и картографии России (Роскартографией) по развитию ГИТ в регионе, которое должно быть заключено в числе первоочередных мероприятий, а также договоров с собственниками и разработчиками электронных основ в РФ.

Предусматривается применение следующего масштабного ряда для различных уровней ГИС: -Федеральный – для выявления и оценки роли и места республики среди субъектов федерации по конкретным показателям. Допустим также федеральный окружной (Дальневосточный административный округ) уровень. Этот уровень необходим для обоснования постановки проблемы перед федеральными органами и выработки проекта решения, для определения партнерских взаимоотношений с субъектами федерации. Безусловно, этот уровень должен интегрироваться с ГИС РФ, дополняя его исходя из географических особенностей республики. Данный уровень представляет Российскую Федерацию (или Дальневосточный округ) в целом. -Республиканский – для обоснования принятия решений республиканского охвата и значения. Данный уровень обеспечивает обзор республики в целом и предназначен в большей степени для служащих республиканских ведомств, но также может быть использован и управленцами более низких уровней для сравнительной оценки и анализа своей территории. -Региональный – для обоснования принятия решений регионального охвата и значения (например, по экономическим районам). Существование этого уровня определяется необходимостью информационной поддержки развития межулусных программ. Также присутствуют уровни улусный, муниципальный, локальный, на каждом из которых решаются свои задачи.

Масштабный ряд уровней: -федеральный уровень – электронные карты масштаба 1:10 000 000 -республиканский уровень – электронные карты масштаба 1:2 500 000 -региональный уровень – электронные карты масштабы 1:1 000 000 -улусный уровень -наслежный уровень - электронные карты масштаба 1:200 000 -муниципальный уровень, уровень населенного пункта, кадастровые задачи, локальные территории перспективного освоения (электронные карты масштаба 1:100 000 -1:10 000 и более крупные.

На этапе векторизации принципиально важным требованием является максимальное уменьшение (или полное исключение) дублирования объектов при цифровании карт, так как на вводимых тематических картах многие классы объектов повторяются многократно (выделы растительности, типы почв, климатические зоны и т.п.). Кроме того, на всех тематических картах присутствуют объекты картографической основы (леса, болота, дороги, реки и т.п.) уже оцифрованные при ее составлении. Далее необходимо ввести тематическую непространственную информацию и заполнить запроектированные базы тематических данных. Важным и ответственным моментом здесь является связывание тематической информации с пространственным объектом.

В интересах получения достоверной, объективной и максимально полной информации о состоянии экономики, природно-ресурсного потенциала, его использовании, охране и воспроизводству, об экологической обстановке региона, к подготовке ГИС РС (Я) могут быть привлечены разные коллективы, обладающие исходными материалами.

В республике накоплен большой материал по тематическому картографированию (издан ряд атласов и карт, которые в совокупности охватывают все слои предполагаемой ГИС), который необходимо максимально использовать для разработки ГИС «Республика Саха(Якутия)». Имеются организации, занимающиеся созданием ГИС, особенно в области геологической и земельной съемки.

Основные направления создаваемой ГИС «Республика Саха (Якутия)» соответствует блокам республиканской программы информатизации и укрупненно представлены следующими направлениями: 1. социально-экономическое развитие и состояние республики (отраслевое и (или) комплексное). 2. финансово-бюджетный комплекс. 3. природные ресурсы, экология и охрана природы. 4. государственное имущество и собственность. 5. население (демографическая, национальная политика, качество жизни населения). 6. материальное производство: транспорт и связь, бытовое хоз-во, коммунальное хоз-во, строительство, промышленность и т.д. 7. потребительский рынок и завоз. 8. социально-гуманитарная сфера: здравоохранение, образование, наука, культура, искусство, физкультура, спорт, туризм, социальная защита населения. 9. агропромышленный комплекс. 10. органы управления республикой. 11. социально-политическое состояние. 12. внутренние и внешние экономические, социальные, культурные связи. 13. решения органов власти республики. 14. общественный порядок, оборона и безопасность.

Содержание ГИС РС(Я) должно обеспечить возможность анализа информации, охватывающие все стороны состояния природы и общества территории. Полнота и детальность представления информации определяется территориальным уровнем. Степень детальности меняется в зависимости от территориального охвата по принципу: чем больше территориальный уровень, тем большая степень обобщенности сведений. Каждому территориальному уровню соответствует свой набор тематических слоев, не дублирующихся в другом территориальном уровне. Поэтому тематическое содержание системы должно иметь весьма разветвленную структуру, которая будет изменяться в сторону пополнения по мере развития собственно системы.

Наиболее актуальными на современный момент являются работы по ГИТ для министерств: чрезвычайных ситуаций, управления государственным имуществом, земельных ресурсов, экономического развития, сельского хозяйства, охраны природы.

Наиболее трудоемкий и затратным блоком программы развития ГИТ является блок «Разработка Комплексного кадастра РС(Я)», который представляет собой особый блок развития ГИТ. Основой блока является реализация республиканской государственной целевой программы «Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости на 2002 – 2007 г.г.», реализация которой позволит в будущем сформировать «Комплексный Кадастр РС (Я)», а также послужит основой для крупномасштабных электронных карт.

При разработке геоинформационной системы будут использованы создаваемые в рамках программы геоинформатизации базы данных. Одним из основных задач развития ГИС является создание аналитико-оценочного и модельно-прогнозного блока, позволяющего принимать управленческие решения как на основе баз данных, так и ГИС данных. После создания ГИС «Республика Саха (Якутия)», которая после корректировки и дополнений будет использоваться пользователями ГИС:

Государственные органы исполнительной власти: · администрация Президента и Правительства РС(Я); · министерства и ведомства Правительства РС(Я); · федеральные органы власти Российской Федерации, действующие на территории республики; · органы исполнительной власти уровня улусов и городов республиканского подчинения. Хозяйственные субъекты РС(Я) · предприятия республиканского подчинения; · предприятия федерального подчинения; · предприятия и ведомства, подчиненные исполнительной власти уровня улусов и городов республиканского подчинения. Общественные организации Общественные организации, партии, имеющие официальную регистрацию в республиканских органах власти. Государственные учреждения (включая учебные и научные), финансирующиеся или поддерживаемые из бюджета РС(Я). Граждане республики. Пользователи Интернет, интересующиеся республикой.

Доступ к ГИС «Республика Саха (Якутия) будет определяться Постановлениями Правительства РС (Я).

Для более полного использования ГИС для пользователей необходимо организовать республиканский ГИС-сервер. Для выставления информации в Интернет необходимо определить объем информации, который может быть использован в Интернете.

Организовав в Интернете на официальном сервере республики ГИС-проект, республиканские структуры смогут подтвердить свои сведения перед инвесторами, а также ГИС-сервер повысит привлекательность республики, открытость перед мировым сообществом.

Проект ГИС «Республика Саха (Якутия)» создается по следующим этапам: I.Формирование электронных основ ГИС и информационной базы. 1. Формирование основы электронных карт (цифровые основы) через закупку по договору с собственниками электронных основ и тематических слоев уже созданных ранее. 2. Определение структур по созданию и хранению электронных основ. 3. Инвентаризация имеющегося информационного ресурса РС(Я) и оценка их пригодности для организации в ГИС форме. 4. По программе информатизации, утвержденной Правительством РС(Я) будут создаваться информационные (тематические) базы данных, которые необходимо подключить к ГИС. II.Создание тематических ГИС с целью подготовки многофункционального ГИС «Республика Саха (Якутия)» 1. Проведение республиканского конкурса по геоинформационным системам по направлениям концепции развития ГИТ. 2. Формирование архива ГИС. При разработке тематических ГИС необходимо ориентироваться на создание пилотных проектов по регионам Якутии наиболее комплексно изученных (долины средней Лены, дельта реки Лена, Мегино-Кангаласский улус и т.д.). III.Разработка аналитическо-оценочных ГИС-приложений 1. Разработка по техническим заданиям РИКА методологии аналитических оценок. 2. Разработка аналитико-оценочных блоков ГИС-приложений как раздела ГИС «Республика Саха (Якутия)». В совокупности это должно привести к созданию экспертных систем, способствующих принятию рационального решения, в том числе в условиях чрезвычайных ситуаций. На данном этапе необходим использовать методы прогнозного моделирования, а также методы позволяющих проведение анализа процессов развития, в том числе основанные на основе кибернетических систем управления территориями. 3. Создание ГИС «Республика Саха (Якутия)» для пользователей ГИС, в первую очередь для госорганов власти и организаций, внесших вклад в развитие ГИТ РС(Я). 4. Отладка работы ГИС для пользователей, проведение обучающих курсов на базе разработчиков ГИС РС(Я). 5. Для нормального функционирования ГИС должна быть создана Ассоциация пользователей ГИС РС(Я), включающая, наряду с пользователями ГИС, органы местного самоуправления городов и районов области, отраслевые и коммерческие структуры (которые используют геоинформацию для своих производственных, общественных и других нужд). IV.Разработка ГИС-сервера «Республика Саха (Якутия)» 1. Формирование структуры ГИС-сервера и определение объема информации, необходимого для презентации в Интернет. 2. Создание ГИС-сервера «Республика Саха (Якутия)» на базе официального сервера РС(Я) в Интернете.

Организационные мероприятия по развитию геоинформационных технологий в республике следующие:

Для решения вопросов создания цифровых карт предлагается сформировать систему органов и организаций, которые будут содействовать созданию ГИС «Республика Саха (Якутия)». I. Создание основ цифровых карт 1. Для обеспечения задач республики необходимо поручить аэрогеодезическому предприятию (АГП) в комплексе с другими предприятиями РФ и РС (Я) предоставление для нужд РИКА и госпрограммы информатизации электронных основ цифровых карт масштаба от 1:2 500 000 до 1:200 000, а также согласно федеральным правилам хранения информации выступить в качестве организации, отвечающей за хранение электронных картографических основ. 2. Необходимо доработать по поручению РИКА недостающие листы карт масштаба 1:200 000 на территорию республики. 3. Электронные карты масштаба 1:25 000 – 1:10 000 и крупнее создают специализированные организации, имеющие лицензии на осуществление геодезической и картографической деятельности, предусматривающей соответствующие виды работ. 4. Для координации работ по созданию цифровых карт на РИКА возложить функции государственного заказчика работ по программе развития ГИТ в РС(Я). Для чего необходимо создать в структуре комиссии по информатизации при Координационном Совете при Президенте РС (Я) по информатизации и защите информации в Республике Саха (Якутия) секцию по геоинформационным системам. Секция должна стать коллективным советником РИКА по вопросам развития ГИТ и экспертным советом по мероприятиям госпрограммы развития ГИТ в РС(Я), в целом. 5. Для решения вопросов представления картографической информации в геоинформационные системы в секции, конкурсные и экспертные комиссии в обязательном порядке должен присутствовать представитель Якутской инспекции государственного геодезического надзора. II. Электронное картографирование для создания тематических слоев 1. Создание тематических ГИС карт должно проводиться путем проведения конкурсов РИКА на выполнение разделов ГИС РС(Я). 2. Конкурсная комиссия РИКА должна на основании этапов реализации ГИС и технических заданий направлений ГИС создавать с помощью исполнителей ГИС проект в направлении данной концепции. 3. Ответственным за хранение и ведение тематических слоев назначить Республиканский ГИС-центр, который необходимо создать при государственной структуре или как межведомственный центр при комплексном научном учреждении РС(Я), которое будет подготавливать материалы для организации ГИС-сервера РС(Я). РИКА должно сформировать такой центр или заключить договор с научной структурой, которая должна отвечать всем требованиям лицензионной деятельности для такого рода деятельности.

Основной целью деятельности республиканского геоинформационного центра (РГИЦ), как центра коллективного пользования дорогостоящими аппаратными, программным и другим техническим и технологическим оборудованием, является интеграция потенциала академических, вузовских и отраслевых научных организаций, производственных организаций, ведущих исследования в интересах региона с применением геоинформационных технологий, а также подготовка работ по созданию ГИС-сервера РС (Я) и ГИС РС (Я).

Центр будет осуществлять свою работу, сочетая принципы бюджетного финансирования, долевого участия организаций-участников и финансирования на договорной основе.

Реализация концепции должна проводиться на научной основе с привлечением научных и производственных учреждений РС (Я) и РФ, которые должны детально прорабатывать вопросы структуры, аналитических возможностей ГИС и др. Для этого предусмотреть часть финансирования по программам.

Необходимо решить вопросы подготовки кадров по геоинформационным технологиям по всей технологической процедуре (от использования дистанционных методов и векторизации до разработки пользовательских ГИС-приложений и блоков по моделированию и прогнозу). Для чего максимально использовать возможности Якутского госуниверситета и организаций уже имеющих богатый опыт работы по геоинформационным технологиям (Сахагеоинформ, СахаНИИгипрозем, научных учреждений и др.). При интенсивной работе ГИС потребуется разработать программу подготовки кадров в этой области, в т.ч. используя все формы подготовки специалистов как в республике, так и за ее пределами.

Источниками финансирования могут быть: · республиканский бюджет; · бюджетные ассигнования федерального бюджета; · бюджетные ассигнования местных бюджетов; · средства внебюджетных фондов; · целевые кредиты под гарантии финансовых органов исполнительной власти или органов местного самоуправления в пределах их компетенции; · кооперированные средства членов ассоциации пользователей геоинформационных систем;

Территориальная геоинформационная система может быть наилучшим инструментом для организации рационального взаимодействия с природным комплексом в рамках реализации концепции устойчивого развития республики.

Проект концепции рассматривался на рабочих совещаниях в апреле-июле 2002 г. и окончательно утверждена на заседании Координационного Совета при Президенте РС (Я) по информатизации и защите информации в Республике Саха (Якутия).

Примечание. Тезисы докладов публикуются в авторской редакции



Ваши комментарии
Обратная связь
[SBRAS]
[Головная страница]
[Конференции]

© 1996-2002, Институт вычислительных технологий СО РАН, Новосибирск
© 1996-2002, Сибирское отделение Российской академии наук, Новосибирск