Значение геоинформационнных систем (ГИС) приобретает все большее значение во всех отраслях человеческой деятельности Однако, без соответствующей подготовки специалистов как со стороны пользователей ГИС, так и их разработчиков это современнный информационный инструмент остается малоиспользуемый. С одной стороны сами технологии и программное обеспечение остаются не достаточно удобными и понятными для использования широким кругом специалистов, с другой - прикладные специалисты не могут сформулировать свои требования к функциям и структуре таких систем.
Очень важно еще на стадии обучения в вузе дать необходимые знания по возможностям, применению и правильному использованию ГИС. Особое значение это приобретает в науках и отраслях связанных с пространственными данными и природными ресурсами, такими как геология, география, природопользование и др. Внедрение ГИС-технологий может идти в несколько этапов: накопление информации для ГИС и формирование баз данных (БД); приобретение навыков работы с цифровыми картами; создание ГИС-проектов; моделирование и решение природоведческих задач с использованием ГИС-технологий.
Научные академические организации в освоении таких технологий занимают ведущее место. Но еще не достаточно приобретенные знания внедряются в производственную и учебную практику. Часто в вузах карты делают на традиционных бумажных принципах. В Иркутском научном центре сделаны первые шаги по внедрению ГИС-методов в образовательном процессе. Так есть связи ГИС-центра с Иркутским госуниверситетов, Иркутским техническим университетом, Института географии и Института земной коры СО РАН с ИГУ и Ирутским государственным пединститутом.
Внедрение ГИС-технологий в практику педуниверситета и ИГУ имеет еще большее значение, т.к в данном случае подготавливается преподавательский состав. Уверенно находят применение названые первые 2 этапа в Педуниверситете (накопление пространственных данных и составление цифровых карт). Как основа используется карта Топо1000 (цифровая карта м 1:1000000). Освоена технология конвертации данных из формата Ф1М в формат Шейп-файлов. Стоить заметить, что проблемы конвертации занимают особое место в ГИС-технологиях и представляют ряд не решенных проблем. Из цифровой карты вырезаются фрагменты соответствующие отдельным районам Иркутской области. К основным слоям топографической основы добавляются тематические слои: геологические, ландшафтные, историко-географические, палеогеологические и т.п. Эти карты служат основой для выполнения курсовых и дипломных работ, в результате выполнения которых добавляются новые тематические слои и пополняется БД.
В итоге согдаются многофункциональные учебно-демогстрационные ГИС на отдельные районы Байкальского региона. В дальнейшем ГИС-районов предполагается интегрировать с другими целевыми разработками по районам в рамках задачи ГИС органов государственной власти. Таким образом подготавлеваются специалисты, котрые будут использовать ими же созданные информационные продукты. В этом же плане важным является использование технологии "ГИС по Интернет", что сделает как процесс обучения, так и использование данных оперативным и доступным
В настоящее время силами студенческо-преподавательского клуба «Портулан» Иркутского государственного педагогического универстета ведется работа по широкому внедрению технологий ГИС в научно-учебный процесс.
1. Технологии ГИС используются для создания иллюстраций учебных пособий для географических специальностей вузов: Геология Иркутской области, Геология и рельеф административных районов Иркутской области, Палеогеография Иркутской области, География Байкала и др.
2. В настоящий момент при использовании программ Arcview, 3D Analyst и Spatial Analyst пытаемся создать интерактивный учебный атлас перспективных изображений территории Иркутской области в различные доисторические эпохи, начиная с рифейского эона, на которых предусмотрена возможность рассматривать палеоландшафты, начиная с мелкомасштабных 1:2 500 000 изображений до крупномасштабных 1:10 000 и более. На последних изображениях предполагается представить весь органический доисторический мир. В работе над атласом предполагается принять участие большой коллектив преподавателей Иркутского университета, Иркутского педагогического университета, ученые Института земной коры и Института географии СО РАН, а также студенты иркутских вузов геолого-географических специальностей.
3. Выиграли грант «Адаптация компьютерных графических и аналитических программ для выполнения статистико-геометрических задач структурно-парагенетического анализа геологических данных в вузах и НИИ», где также предусмотрена возможность адаптации программ ГИС.
Примечание. Тезисы докладов публикуются в авторской редакции
Ваши комментарии Обратная связь |
[Головная страница] [Конференции] |
© 1996-2002, Институт вычислительных технологий СО РАН, Новосибирск
© 1996-2002, Сибирское отделение Российской академии наук, Новосибирск