Выездное заседание Координационного научного Совета СО РАН по программе "Информационно-телекоммуникационные ресурсы СО РАН".

Иркутск,
Институт динамики систем и теории управления СО РАН,
28-30 июля 2002 года.

Тезисы докладов


Цифровые карты и ГИС в образовательно научной деятельности

Коваленко С.Н., Китов А.Д.

Институт земной коры (ИЗК СО РАН),
Институт географии (ИГ СО РАН)

Значение геоинформационнных систем (ГИС) приобретает все большее значение во всех отраслях человеческой деятельности Однако, без соответствующей подготовки специалистов как со стороны пользователей ГИС, так и их разработчиков это современнный информационный инструмент остается малоиспользуемый. С одной стороны сами технологии и программное обеспечение остаются не достаточно удобными и понятными для использования широким кругом специалистов, с другой - прикладные специалисты не могут сформулировать свои требования к функциям и структуре таких систем.

Очень важно еще на стадии обучения в вузе дать необходимые знания по возможностям, применению и правильному использованию ГИС. Особое значение это приобретает в науках и отраслях связанных с пространственными данными и природными ресурсами, такими как геология, география, природопользование и др. Внедрение ГИС-технологий может идти в несколько этапов: накопление информации для ГИС и формирование баз данных (БД); приобретение навыков работы с цифровыми картами; создание ГИС-проектов; моделирование и решение природоведческих задач с использованием ГИС-технологий.

Научные академические организации в освоении таких технологий занимают ведущее место. Но еще не достаточно приобретенные знания внедряются в производственную и учебную практику. Часто в вузах карты делают на традиционных бумажных принципах. В Иркутском научном центре сделаны первые шаги по внедрению ГИС-методов в образовательном процессе. Так есть связи ГИС-центра с Иркутским госуниверситетов, Иркутским техническим университетом, Института географии и Института земной коры СО РАН с ИГУ и Ирутским государственным пединститутом.

Внедрение ГИС-технологий в практику педуниверситета и ИГУ имеет еще большее значение, т.к в данном случае подготавливается преподавательский состав. Уверенно находят применение названые первые 2 этапа в Педуниверситете (накопление пространственных данных и составление цифровых карт). Как основа используется карта Топо1000 (цифровая карта м 1:1000000). Освоена технология конвертации данных из формата Ф1М в формат Шейп-файлов. Стоить заметить, что проблемы конвертации занимают особое место в ГИС-технологиях и представляют ряд не решенных проблем. Из цифровой карты вырезаются фрагменты соответствующие отдельным районам Иркутской области. К основным слоям топографической основы добавляются тематические слои: геологические, ландшафтные, историко-географические, палеогеологические и т.п. Эти карты служат основой для выполнения курсовых и дипломных работ, в результате выполнения которых добавляются новые тематические слои и пополняется БД.

В итоге согдаются многофункциональные учебно-демогстрационные ГИС на отдельные районы Байкальского региона. В дальнейшем ГИС-районов предполагается интегрировать с другими целевыми разработками по районам в рамках задачи ГИС органов государственной власти. Таким образом подготавлеваются специалисты, котрые будут использовать ими же созданные информационные продукты. В этом же плане важным является использование технологии "ГИС по Интернет", что сделает как процесс обучения, так и использование данных оперативным и доступным

В настоящее время силами студенческо-преподавательского клуба «Портулан» Иркутского государственного педагогического универстета ведется работа по широкому внедрению технологий ГИС в научно-учебный процесс.

1. Технологии ГИС используются для создания иллюстраций учебных пособий для географических специальностей вузов: Геология Иркутской области, Геология и рельеф административных районов Иркутской области, Палеогеография Иркутской области, География Байкала и др.

2. В настоящий момент при использовании программ Arcview, 3D Analyst и Spatial Analyst пытаемся создать интерактивный учебный атлас перспективных изображений территории Иркутской области в различные доисторические эпохи, начиная с рифейского эона, на которых предусмотрена возможность рассматривать палеоландшафты, начиная с мелкомасштабных 1:2 500 000 изображений до крупномасштабных 1:10 000 и более. На последних изображениях предполагается представить весь органический доисторический мир. В работе над атласом предполагается принять участие большой коллектив преподавателей Иркутского университета, Иркутского педагогического университета, ученые Института земной коры и Института географии СО РАН, а также студенты иркутских вузов геолого-географических специальностей.

3. Выиграли грант «Адаптация компьютерных графических и аналитических программ для выполнения статистико-геометрических задач структурно-парагенетического анализа геологических данных в вузах и НИИ», где также предусмотрена возможность адаптации программ ГИС.

Примечание. Тезисы докладов публикуются в авторской редакции



Ваши комментарии
Обратная связь
[SBRAS]
[Головная страница]
[Конференции]

© 1996-2002, Институт вычислительных технологий СО РАН, Новосибирск
© 1996-2002, Сибирское отделение Российской академии наук, Новосибирск