Обсуждается применение информационных технологий при преподавании сопротивления материалов. Известно, что для практической деятельности инженеру необходимо выработать навыки постановки простых и ясных моделей деформирования реальных объектов, владеть методами решений краевых задач, чтобы в дальнейшей деятельности с пониманием использовать стандартные пакеты прикладных программ САПР на всех этапах моделирования, уметь проверять и доказывать достоверность полученных результатов. Однако, в рамках все уменьшающейся сетки отведенных учебных часов, приходится для каждой задачи ограничиваться традиционно сложившимся методом расчета, хотя, зачастую, можно поставить и решить задачу и другими методами, порой наиболее эффективными с использованием стандартных математических процедур с реализацией на ЭВМ. Изучение альтернативных методов и подходов в программах курса сопротивления материалов не предусматривается, что приводит к неполным, отрывочным знаниям о методах и подходах, снижает кругозор любознательного студента, сдерживает его творческие возможности. Таким образом, при дефиците учебных часов в учебном курсе будущему инженеру удается дать только методы решения избранных задач, причем отработанными для них методами. Поэтому, у студента создается впечатление, что круг подходов к решению задач и методов расчета крайне ограничен; он не имеет свободы владения материалом и того кругозора, которые необходимы в современных динамических условиях. Занимаясь проектированием и используя объектно-ориентированные пакеты, студент должен иметь понятия о методах и алгоритмах, заложенных в них, чтобы выполнять правильные проверки результатов; должен представлять заложенную в основу модель - то общее и единое, присущее на первый взгляд, разнородным задачам рассматриваемого класса. Вопросы обобщения известны, практическая реализация непроблематична. В качестве примера предлагается лабораторная работа, имеющая цель обобщения некоторых задач курса сопротивления материалов, имеющих экстремальный характер. Задачи по определению геометрических характеристик плоских сечений (определение главных центральных осей инерции и их направлений), вычисления главных нормальных напряжений и их направлений, решение задач устойчивости, определение собственных частот и форм колебаний конструкций сводятся к проблеме собственных значений матриц.
Наряду с использованием электронных учебников и обучающе-тестирующих программ тренажеров, такое обобщение приведет к более глубокому пониманию студентами механики процесса, потому что в разнородных по физическому смыслу задачах содержится единая математическая модель и эти задачи можно свести к стандартным математическим процедурам, которые изучались в курсах математики и численных методах.
Примечание. Тезисы докладов публикуются в авторской редакции
Ваши комментарии Обратная связь |
[Головная страница] [Конференции] |
© 1996-2000, Институт вычислительных технологий СО РАН, Новосибирск
© 1996-2000, Сибирское отделение Российской академии наук, Новосибирск