Информационная система "Конференции"



Вычислительные и информационные технологии в науке, технике и образовании

Усть-Каменогорск, Казахстан, 11-14 сентября 2003 года

Тезисы докладов


Международная интеграция дистанционного обучения

Дулатов М.Т.

Институт автоматики Национальной академии наук Кыргызской Республики (Бишкек)

Дистанционное обучение получило свое второе рождение с все более возрастающей популярностью всемирной сети Internet. Новое в дистанционном образовании это то, что расстояние преодолевается не только в границах одной страны. А также появилась возможность применять для обучения не только привычные печатные издания, но интерактивные элементы: демонстрация результатов моделирования, сдача тестов, обсуждение и форумы. Существует разные точки зрения на дистанционное образование. Некоторые считают, что затраты на подготовку материала, лекции, подготовка тестов занимает много времени и экономически не эффективно. Другие наоборот считают, что за дистанционным образованием будущее.

Занятия удаленно требует некоторую дисциплину от учащегося, так как предполагается, что студент занимается самостоятельно, без контроля. В таком способе не учитывается важные психологические компоненты, такие как коллективный труд и стремление к лидерству, честолюбие. Конечно некоторые элементы коллективизма можно реализовать в форумах и разговорах реального времени. Тут возникает необходимость создать инструмент для обмена информацией. Ведь при дистанционном образовании мало кто учитывает, что обратный обмен информацией со студентом можно представить шире, чем просто тесты и экзамены. Студенты могут работать над содержанием лекций, представлять примеры, модели, расчеты, графики. При подготовке материала лекций преподаватели жалуются на нехватку времени и недостаток источников. В этом может помочь коллективный труд учащихся под руководством преподавателя.

Когда горят о дистанционной образовании, ни кто не рассматривал такую возможность, как изучение подготовленного материала одним учебным заведением учащимися других учебных заведений. Это новый подход к дистанционному образованию. Кто-то может сказать, что учебные заведения не будут представлять свои материалы другим. Может быть такая точка зрения покажется правильной, но на первый взгляд. Давайте представим, что в различных странах созданы центры интеграции образовательных программ. Учебные заведения вступившие в программу обмена информацией, представляют названия дисциплин, краткое содержание материала, и основной материал в той мере в какой они считают возможны. Вся поступившая информация систематизируется в центрах обмена информации, на основе предложенных материалов и наличия профессорского - преподавательского состава выбирает, кто будет лидером в указанной специальности. Вся полученная информация, после обработки становиться доступной для обучения всем членам центра обмена образовательной информацией. Такой подход даст наиболее широкий охват знаний. Возможно, в технических областях больше будет присутствовать конкуренция, не желание выдать свои наработки и результаты для всеобщего доступа. Такой подход приведет к самоизоляции и неизбежно, через определенной время к отставанию от тех кто вступим в открытое сообщество обмена информацией. Что касается гуманитарных наук, то такой подход наиболее приемлем для них. Например, студенты изучающие политическое состояние в мире, будут получать достоверную информацию, информацию из первых рук от политологов, преподавателей тех стран, которые интересуют их в настоящее время. Или культура и история одних стран может быть представлена преподавателями этих стран, с учетом всей достоверной информации, фотоматериалы, документирование свидетельства о своей стране. А изучение проблем экологии давно вышли за рамки отдельного государства. Каких не виданных результатов можно достичь, объединив усилия всех стран. Можно говорить, что это будет глаболизация образования, повышению уровня учебных материалов, быстрая реакция на новые открытия и изобретения, изменения мировой экономической и политической ситуации. Появиться возможность объединить усилия всех преподавателей, возможно при центрах обмена информацией появиться необходимость открытия языковых центров. С их помощью языковой барьер, стоящий между отдельным преподавателем, учеными будет успешно преодолен. Между нациями появиться взаимное уважение, понимание, как результат коллективной работы и объективной оценки знаний и способностей студентов и ученых различных стран. Для развитых стран это возможность получить материалы, результаты, знания и умы по более низкой цене. Для развивающихся стран это возможность поднять свой авторитет, престиж на мировом уровне, а для преподавателей и ученных повысить материальное благосостояние. Кроме того, руководители учебных заведений смогут выбирать преподавателей и ученых других стран, для проведения программ обмена опыта. Студенты могут еще в процессе обучения заявить о себе на мировом уровне, на уровне сравнения студентов всего мира. Кроме того, можно говорить о новом подходе к проблеме оторванности Высшей школы от Жизни. Правда, это относиться в основном к советской высшей школе. В США изначально все разработки и исследования финансировались спонсорами или, проще го-воря, компаниями производящими материальные ценности. Проблемы стоящими перед отраслями производства, перед конкретным заводом или политической организацией уже имеет результаты в какой либо стране, но не достаточно освещены в других странах. Кроме того для промышленных предприятий появиться единая “точка входа” для решения своей проблемы. Здесь открываются возможности получения дополнительных источников средств для учебных заведений.

Что касается деталей реализации нового подхода. Международная интеграция образовательных программ может осуществляться под руководством «Центра обмена информацией», который в свою очередь может быть открыт на базе учебного заведения. При этом встает необходимость проработки степени участия членов центра в создании «Магистрали знаний». На этом этапе главное выработать механизмы, что бы избежать чувства конкуренции, ущемления или недоступности. Степень участия может зависеть от предоставленной информации, заявленного списка преподавателей, материально-технической базы.

Конечно, необходимо проработать и юридическую сторону. Объем материала, который может быть изучен по новому подходу. Юридическую принадлежность программ обучения одних учебных заведений в курсе обучению других заведений.

Из нового похода дистанционного обучения видно, что обучение можно проводить по материалу подготовлеными результатами общего труда преподавателей. Как распределять прибыль в случае издания книги (тираж при этом может значительно превысить потребности одной страны). При этом всем преподавателям нужно в первую очередь проявить дальновидность. Ведь результаты такого международного труда могут привести не только материальным результатам, но и к мировой известности.

Предполагается создание распределенной базы, на сервере "Центра обмена информацией" и учебного заведения, где будут храниться результаты тестирования. Это позволит централизованно хранить результаты, для сравнения и избежания взяточничества. Против взяток можно применять систему тестирования, когда во время сдачи экзаменов на компьютере студента отображается его фото. При таком подходе экзаменовать могут посторонние преподаватели.

Примечание. Тезисы докладов публикуются в авторской редакции



Ваши комментарии
Обратная связь
[ICT SBRAS]
[Головная страница]
[Конференции]

© 1996-2000, Институт вычислительных технологий СО РАН, Новосибирск
© 1996-2000, Сибирское отделение Российской академии наук, Новосибирск