В современных условиях есть достаточные основания для того, чтобы говорить об информационной компетентности как о виде общепрофессиональной и специальной профессиональной компетентности специалиста с университетским образованием.
С общих дидактических позиций можно выделить следующие этапы формирования информационной компетентности специалистов в системе университетского образования: компьютерная грамотность, информационная грамотность, информационная компетентность.
С позиций профессиональной подготовки представляется целесообразным говорить о двух основных этапах формирования информационной компетентности специалистов в университете:
Являясь видом профессиональной компетентности специалиста с университетским образованием, информационная компетентность включает в себя мотивационно-ценностный, рефлексивно-оценочный и операциональный компонент.
Возможности формирования информационной компетентности специалистов определяются содержанием, предусмотренных учебным планом компьютерных дисциплин. Их объем и структура зависят от уровня и вида профессиональной подготовки (основная, дополнительная, общепрофессиональная или в рамках специализации). Но все они направлены на формирование, развитие и совершенствование у студентов системного профессионального мышления, которое позволяет специалисту решать задачи профессиональной деятельности алгоритмически, подходить к анализу и решению стоящих проблем комплексно, системно.
Формирование информационной компетентности студентов университета требует анализа специфики этого процесса в условиях гуманитарных факультетов. Сегодня активно развиваются новые направления информатики, связанные с конкретными отраслями знаний. Поэтому в профессиональной подготовке квалифицированных специалистов-гуманитариев одной из важнейших становится задача повышения уровня информационной компетентности.
Формирование системы знаний и умений, гарантирующих достаточный уровень информационной компетентности выпускника гуманитарного факультета, в соответствии с Государственным образовательным стандартом, осуществляется в рамках курсов "Математика и информатика" и "Интернет-технологии".
Мы выделяем следующие проблемы формирования информационной компетентности на гуманитарных факультетах:
В докладе рассматриваются пути решения указанных проблем.
Примечание. Тезисы докладов публикуются в авторской редакции
Ваши комментарии Обратная связь |
[Головная страница] [Конференции] |
© 1996-2000, Институт вычислительных технологий СО РАН, Новосибирск
© 1996-2000, Сибирское отделение Российской академии наук, Новосибирск