Информационная система "Конференции"



Вычислительные и информационные технологии в науке, технике и образовании

Усть-Каменогорск, Казахстан, 11-14 сентября 2003 года

Тезисы докладов


Численное моделирование распространения концентрации вредных веществ в приземном слое атмосферы крупного города

Темирбеков Н.М., Абдолдина Ф.Н., Кордин Н.И., Гуляев Д.В.

Восточно-Казахстанский государственный университет (Усть-Каменогорск)

Сущность проблемы аэрогидродинамики окружающей среды состоит в том, чтобы описать распространение в природных средах таких загрязнителей антропогенного происхождения, как избыточное тепло или химические отходы тепловых электростанций, промышленных предприятий и сельского хозяйства, которые выбрасываются в окружающую среду, т.е. в реки, озера, прибрежные воды и атмосферу. Главной задачей вычислительных методов аэрогидродинамики окружающей среды является расчет полей температур и концентраций, вызываемых такими выбросами в атмосфере и поверхностных водах.

В настоящее время существует единственный экономически оправданный выход: решать уравнения осредненного движения, которыми определяется распределение осредненных по времени величин. При этом время осреднения должно быть много больше временного масштаба турбулентности, но много меньше временного масштаба осредненного течения (например, приливного периода в эстуарии или суточного цикла в пограничном слое атмосферы).

На основе расчетов приведенных в статье «Исследование влияния параметров транспортного потока и улично-дорожной сети на загрязнение воздушного бассейна города» проведен ряд мероприятий направленных на снижение уровня загрязнения города от выбросов вредных веществ автотранспортом.

На основе турбулентной математической модели окружающей среды создана компьютерная программа для оценки распространения концентрации вредных веществ, выделяемых совокупностью линейных и точечных источников (перегоны и узлы улично-дорожной сети, промышленных предприятий) в атмосферном воздухе крупного города.

Программа позволяет строить карты территории с изолиниями концентраций вредных веществ в приземном слое атмосферы, моделировать выбросы при различных вариантах организации дорожного движения, строительства инженерных сооружений и оценить степень экологического конфликта каждого из вариантов. Будет особенно полезна при разработке маршрутов и графиков движения общественного транспорта и оценке их с экологической точки зрения.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Луканин В.Н., Трофименко Ю.В. Промышленно-транспортная экология: Учебник для вузов / Под. Ред. В.Н.Луканина. –М.:Высш.шк., 2001. -273с.

2. Белоцерковский О.М. Численное моделирование в механике сплошных сред./ О.М. Белоцерковский.-М.:Физ.-мат. Лит-ра, 1994.

3. Самарский А.А. Методы решения сеточных уравнений// А.А. Самарский, Е.С.Николаев. –М.: Наука, 1978.

Примечание. Тезисы докладов публикуются в авторской редакции



Ваши комментарии
Обратная связь
[ICT SBRAS]
[Головная страница]
[Конференции]

© 1996-2000, Институт вычислительных технологий СО РАН, Новосибирск
© 1996-2000, Сибирское отделение Российской академии наук, Новосибирск