Информационная система "Конференции"



Вычислительные и информационные технологии в науке, технике и образовании

Усть-Каменогорск, Казахстан, 11-14 сентября 2003 года

Тезисы докладов


Исследование влияния параметров транспортного потока и улично-дорожной сети на загрязнение воздушного бассейна города

Темирбеков Н.М., Абдолдина Ф.Н., Каленова Б.С.

Восточно-Казахстанский государственный университет (Усть-Каменогорск)

Многочисленными исследованиями установлено влияние качественных и количественных характеристик транспортного процесса на выбросы токсичных компонентов отработавших газов в окружающую среду и их концентрацию в атмосферном воздухе. Однако пространственно-временная картина выбросов и концентраций, а также суммарное количество выбросов определяются спецификой каждого отдельно взятого города, в связи, с чем необходим учет и анализ факторов, свойственных данному городу и оказывающих определяющее влияние на картину загрязнения воздуха транспортными выбросами и вторичным пылением.

Исследование и анализ факторов влияния были выполнены применительно к г. Усть-Каменогорску. По каждому объекту УДС (перекрестку, перегону, остановке) были произведены замеры интенсивности движения по направлениям движения с учетом пофазного разъезда на регулируемых перекрестках, по типам и маркам транспортных средств (ТС) в пиковые и межпиковые периоды. Произведено картографирование и протоколирование характеристик движения на объектах УДС в наиболее загруженные периоды. С учетом планировочных характеристик произведены расчеты уровня загрузки и пропускной способности участков УДС, значительно влияющих на их экологическое состояние. Определена и классифицирована суточная загрузка транспортом участков УДС.

Программное приложение, разработанное на основе методики приведенной в [1, стр. 173-177], позволяет по данным об улично-дорожной сети (УДС) и основным показателям транспортных потоков рассчитывать выбросы вредных веществ в атмосферу на каждом элементе УДС: в кг/ч – для перекрестков, в кг/ч∙км – для перегонов. В качестве исходных данных по источникам выбросов используются данные транспортного обследования УДС: интенсивность движения транспортных потоков на перекрестках по направлениям и по типам транспортных средств, доля грузовых АТС и автобусов Sга (%), время горения запрещающего сигнала светофора (ч), длина очереди (км), геометрические параметры элементов УДС.

Результаты расчетов количества выбросов CO, CxHy, NOx, твердых частиц, CO2, и их общее количество на определенном элементе УДС сведены в таблицы. Так же в программе предусмотрена возможность добавлять, удалять элементы УДС, изменять исходные данные по уже занесенным в список элементам УДС.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Луканин В.Н., Трофименко Ю.В. Промышленно-транспортная экология: Учебник для вузов / Под. Ред. В.Н.Луканина. –М.:Высш.шк., 2001. -273с.

2. Луканин В.Н., Буслаев А.П., Яшина М.В. Автотранспортные потоки и окружающая среда – 2: Учеб. пособие для вузов/Под ред. В.Н.Луканина. –М.:ИНФРА-М, 2001. -646с.

Примечание. Тезисы докладов публикуются в авторской редакции



Ваши комментарии
Обратная связь
[ICT SBRAS]
[Головная страница]
[Конференции]

© 1996-2000, Институт вычислительных технологий СО РАН, Новосибирск
© 1996-2000, Сибирское отделение Российской академии наук, Новосибирск