VIII Международная конференция по электронным публикациям "EL-Pub2003"

8 - 10 октября 2003 года, г. Новосибирск, Академгородок,
(номер государственной регистрации 0320301032)

Тезисы докладов


Информационные ресурсы для удовлетворения реального и виртуального читателя

Павлова Л.П.

Государственная публичная научно-техническая библиотека СО РАН (Новосибирск)

Отделение ГПНТБ СО РАН, являясь центральной библиотекой Новосибирского научного центра (ННЦ) , с 1966 года осуществляет обслуживание читателей. Их количество почти за 40 лет постоянно менялось: от 6 тыс. в 70-80 годы до 3 тыс. в 90-е. Снижение числа читателей в последние годы не является следствием ухудшения библиотечно-информационного обслуживания, а скорее вызвано, во-первых, той ситуацией, которая сложилась в стране и, во-вторых, возникновением новых информационных технологий. Первая причина привела к резкому уменьшению издания научной литературы, в т.ч. снижению репертуара иностранных журналов, оттоку ученых из России, а , стало быть, и из Сибирского отделения. Вторая причина создала предпосылки для пользования информацией и документами на своем рабочем месте через сеть Интернет. Рассмотрим оба варианта работы библиотеки. Зачем ходят в библиотеку? Чаще всего за теми или иными информационными ресурсами : книгами, журналами, газетами; получением информации по определенной теме, за необходимыми библиографическими или фактографическими справками и т.п. До 1993 года библиотека располагала лишь традиционными ресурсами. Это: каталоги на книги и журналы, библиографические картотеки, справочные издания разного вида и тематики и, конечно, документальные ресурсы в бумажном виде. Система обслуживания в Отделении ограничена только читальными залами, поэтому посещаемость библиотеки, особенно в период расцвета сибирской науки, была большой. Надо добавить, что Отделение не ограничивалось обслуживанием читателя в читальных залах, потребителями его ресурсов было все научное сообщество Академгородка, обслуживаемое по системе МБА: сбор, отработка и выполнение требований, выдача литературы. Так что, по большому счету и в те годы Отделение имело определенный контингент читателей, пользующихся информационными ресурсами библиотеки, но не посещающих ее лично. Правда, эти потребители информации имели конкретное лицо: наименование института, должность, профессиональные и общеобразовательные интересы, которые фиксировались в реальных требованиях на реальные печатные источники. В библиотеке существовали конкретные критерии эффективности обслуживания: посещаемость, книговыдача, читаемость, релевантность информации и т.д. Положение несколько изменилось с внедрением и развитием новых информационных технологий, основанных на применении компьютерной техники. С 1966 года заработала сеть, созданная с помощью Института вычислительных технологий (ИВТ), и Отделение, наравне с другими институтами СО РАН, получило доступ к мировой информационной сети Интернет. Это сразу же расширило возможности информационного поиска, открыло доступ к ранее недоступным источникам справочно-библиографической информации, а также дало возможность создавать и выставлять в Интернет свои собственные ресурсы. К этому времени сложился основной репертуар баз данных (БД) : электронный каталог (ЭК), законодательная БД "Консультант плюс", Science Citation Index, Current Contents и ряд баз на CD-Rom (ИНИОН, Российская медицинская библиотека, Российская национальная библиография, патенты России и др.) Появились информационные ресурсы собственной генерации: каталог зарубежной периодики Отделения, изобретения сотрудников ННЦ, БД "Новая Россия", указатели отечественных и иностранных журналов, выписываемых библиотеками ННЦ, биобиблиографические указатели крупных ученых, мемориальные библиотеки с электронными каталогами и полными текстами, библиографический Прометей, путеводитель по Интернету (инфолоция). С 1997 г. еженедельно на сайте Отделения демонстрируются новые отечественные и иностранные книги, поступившие в библиотеку. Обложки книг сканируются, проставляются шифры, отдельные книги сопровождаются оглавлениями. Создан архив тематических выставок, состоящий из ежемесячных выставок разной тематики. В 1999 г. Отделение сделало электронную версию архива тематических картотек за последние 10 лет, выбрав около 60 наиболее интересных и актуальных тем. Все эти ресурсы создаются целенаправленно для виртуального читателя. Это, в первую очередь, наш академический читатель, который хорошо знаком с сайтом Отделения и постоянно обращается к ресурсам. Так, к ЭК обращение составляет 25%, к тематическим картотекам- 21%, к Инфолоции- 28%, к изобретениям сотрудников ННЦ- 12%. Среднее число обращений –300 посетителей в день. Количество обращений растет из года в год. Отделение выполняет и обучающую функцию для виртуального читателя. Примером может служить работа с БД Current Contents (СС). С БД СС мы стали работать в режиме ОСИ (обслуживание сигнальной информацией) в 1996 г. По электронной почте рассылались оглавления журналов по отобранным спискам !6-ти абонентам (13 коллективных и 3 индивидуальных). Работа в таком режиме была встречена библиотеками ННЦ с энтузиазмом, но вскоре они были завалены информацией, которую не успевали "переварить" : списки журналов включали сотни оглавлений, а результаты выдавались тысячами. Число коллективных абонентов стало сокращаться, и вскоре осталось лишь 5 индивидуальных абонентов- докторов и кандидатов наук, которые не только получали сигнальную информацию, но и по необходимости рефераты, а также полные тексты статей из доступных полнотекстовых БД. Сейчас обученные библиографами Отделения они самостоятельно выходят в Интернет за подобной информацией. Обучение наши читатели прошли и в работе с БД "Консультант плюс", которая теперь имеется во многих НИИ. Главное условие- сайты должны быть доступны для виртуального читателя, т.е. ими можно было бы легко пользоваться. Библиотекарь в этой ситуации должен выступать в роли проводника, гида к виртуальной библиотеке. Президент Североамериканского отделения компании TFPL (США) г-н В.Норландер так определил требования пользователя к виртуальной библиотеке: информация должна быть точной, к ней должен быть своевременный доступ, она должна быть полной и актуальной. Необходимо учить пользователя, интерес представляют отчеты об использовании информации, если она основана на договорных началах. В Отделении для подсчета обращений к сайту используется утилита Access Watch vl.33, приспособленная для обработки результатов в незагруженное время суток. Она позволяет получать данные о количестве доступов, темпе и раскладке по часам, количестве "хитов", объемах перекачки, доменных именах хостов и пр. С ее помощью можно узнать о наиболее активных посетителях и логике их движения по страницам сайта, получить сводку посещений отдельных страниц (файлов ssi). Ежемесячные отчеты AccessWatch публикуются в разделе "архивы" (www.prometeus.nsc.ru/archives/stat/), и с этой точки зрения работа библиотечного сайта вполне "прозрачна" - с ее результатами может познакомиться любой посетитель. Ежедневный мониторинг доступов к серверу и использование некоторых других инструментов статистического анализа позволяет выявить ряд устойчивых закономерностей в поведении виртуальных читателей. Значение предоставляемых ресурсов для виртуального читателя определило значимость нашего сайта. Поэтому независимая международная экспертная комиссия в октябре 2000 г. присудила Отделению 1-е место в конкурсе библиотечных сайтов, проводившемся по эгидой Российской государственной библиотеки. Прочный уровень Отделения подтверждается рейтингом "Актуальных ресурсов nsc.ru" (tower.ict.nsc.ru). В этом проекте ИВТ СО РАН библиотека зарегистрировалась одной из первых (5 мая 1999 г.) и в настоящее время занимает 5-е место среди 620 участников, уступая лишь службе знакомств, чату и бизнес-объявлениям. Анализ доступов по отдельным страницам показывает, что наиболее посещаемыми являются электронный каталог, Поиск (по сайту), Ресурсы, ИнфоЛоция, Новости, информация об Академгородке и библиотеке. Посетителями сайта Отделения являются не только сотруднико СО РАН, но и потребители информационных ресурсов из всех городов России, стран СНГ и дальнего зарубежья. Таким образом, число виртуальных читателей, пользующихся телекоммуникационными сетями растет из года в год. И хотя, по данным социологического исследования, проведенного Е.Мирской среди академических НИИ в 2001 году, число ученых, предпочитающих печатные издания составляет 88%, а компьютерные- 34%, интерес и использование электронных изданий растет. Этому содействует электронная библиотека РФФФ, обеспечивающая доступ к полным текстам многих иностранных журналов.

Примечание. Тезисы докладов публикуются в авторской редакции



Ваши комментарии
Обратная связь
[ICT SBRAS]
[Головная страница]
[Конференции]

© 1996-2000, Институт вычислительных технологий СО РАН, Новосибирск
© 1996-2000, Сибирское отделение Российской академии наук, Новосибирск