ПОРА СФОРМИРОВАТЬ СЕВЕРНЫЙ "ВЕКТОР" НЕФТЕГАЗОВОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ
На рубеже двух столетий проблемы освоения и разработки
месторождений углеводородов в высоких северных широтах вновь
оказались в центре внимания политиков, представителей
общественных движений и организаций, а также собственно
нефтегазового бизнеса.
Валерий Крюков
доктор экономических наук
Дискуссии по проблемам поисков и разведки, а также последующего
освоения углеводородов, расположенных в высоких северных широтах,
ведутся по следующим районам: северо-восток Аляски, долина и
дельта реки Маккензи (Канада), шельфы Баренцева, Карского и
Чукотского морей и территорию полуострова Ямал (с акваториями
Обской и Тазовской губ).
В числе основных причин возрастания интереса к ним можно назвать:
относительное исчерпание запасов нефти и природного газа в
основных традиционных районах;
технические и технологические новшества, которые сделали
возможным освоение ресурсов углеводородного сырья в экстремальных
природно-климатических условиях с приемлемой экономической
эффективностью;
усиление роли факторов и условий, лежащих на стороне,
политической и энергетической стабильности и безопасности в
ведущих индустриально-развитых странах мира и, прежде всего, в
США.
Несомненным минусом освоения и разработки таких месторождений
является экстремальный характер природно-климатических условий и
удаленность от потенциальных рынков сбыта. Плюсом же является
высокая политическая стабильность подавляющего большинства
территорий, на которых расположены данные ресурсы.
Важнейшая отличительная особенность освоения углеводородов,
расположенных в высоких северных широтах доминирование
государственного начала на всех этапах, связанных с выработкой и
принятием основных решений. К данному выводу приводит
рассмотрение и анализ опыта в различных северных регионах мира.
Северный Склон Аляски правительство США и правительство штата
Аляска ведущие действующие лица
Нефтяные ресурсы на севере Аляски, обнаруженные в начале прошлого
века, были "зачислены" в резерв с целью обеспечения безопасных
поставок нефти в случае угрозы национальной безопасности, а
территория переименована в Национальный нефтяной резерв Аляска
(NPR-A).
Аргументы "за" и контраргументы "против" освоения северных
ресурсов вновь звучали на целом ряде слушаний в Конгрессе США на
протяжении последних 68 лет. Следует отметить, что для
проведения нефтегазовых операций необходимо решение Конгресса США
для открытия территории, находящейся в федеральной собственности.
Самым серьезным аргументом против освоения новых северных
территорий штата Аляска и шельфа моря Бофорта является
недостаточный их ресурсный потенциал. По мнению экологов,
разработка нефтегазовых ресурсов на территории Заказника поставит
на грань исчезновения более 200 видов редких северных животных, и
гораздо эффективнее перенести акцент в энергетической политике
страны на осуществление мер в области энергосбережения. В апреле
2002 года сторонники этой точки зрения одержали победу при
голосовании в Конгрессе США.
Однако в Конгрессе имеется весьма влиятельная группа сенаторов,
настаивающих на вовлечении северных ресурсов в хозяйственный
оборот. В их числе и сенаторы от штата Аляска. Их основной
аргумент необходимо принять Национальную энергетическую
политику, которая позволила бы уменьшить зависимость страны от
поставок извне энергии и нефти.
Дискуссии относительно хозяйственного освоения нетронутых
территорий Севера показывают, прежде всего, ясное понимание
позиции сторон каждая сторона (государство, территория,
различные группы) не только имеет свою позицию , но и
аргументирует ее и выносит на публичное обсуждение. В числе
доминирующих аргументов политические, социально-экономические и
экологические. Интересно, что причины и факторы, лежащие
собственно на стороне нефтегазового бизнеса, не играют
доминирующей роли.
Штат Аляска пример нефтегазовой территории в рамках страны,
ориентированной на преимущественный ввоз нефти и природного газа
из других стран.
Совсем иная ситуация в случае стран, имеющих избыточное
производство углеводородов. В эту группу входят Норвегия, Канада
и Россия.
Норвегия особенности освоения подхода к управлению
нефтегазовыми ресурсами Севера
Бурение на нефть на Норвежском континентальном шельфе было начато
в 1966 году. Уже через 9 лет Норвегия начала производить нефти
больше, чем требовалось для ее внутренних нужд. Это
обстоятельство определило и специфику подхода к освоению
нефтегазовых ресурсов. Причем эта специфика нашла отражение и в
дальнейшем при переходе к освоению месторождений на севере
Норвежского и Баренцева морей.
Основной принцип, который лежит в основе использования
нефтегазовых ресурсов Норвегии состоит в том, что углеводороды
являются невосполнимым национальным ресурсом. И поэтому они, по
мнению правительства, должны управляться так, чтобы
максимизировать стоимость данных ресурсов и обеспечить наиболее
высокую долю доходов от нефти и газа для страны в целом, принимая
во внимание также и нужды будущих поколений. Среди основных целей
государственной политики в области использования нефтегазовых
ресурсов можно отметить:
создание максимально возможной стоимости при освоении,
разработке и добыче углеводородов, а также обеспечение
стабильного уровня благосостояния и занятости;
создание условий для интернационализации нефтяной и газовой
промышленности с тем, чтобы обеспечить развитие данного сектора
экономики и в тот период времени, когда будут истощены основные
запасы;
сочетание роли одного из ведущих энергопроизводителей с ролью
одной из передовых стран в достижении условий нарастающих
экологических требований.
Нефтегазовые ресурсы Норвежского континентального шельфа являются
наиболее крупным источником благосостояния экономики страны. При
этом политики по отношению к нефтегазовым операциям постоянно
корректируется с тем, чтобы обеспечить долгосрочный
социально-экономический эффект для страны в целом от освоения
данных ресурсов.
В случае Норвегии обращает на себя внимание, прежде всего,
интеграция "северной" компоненты в общую нефтегазовую политику
страны. При этом имеет место не только преемственность политики
при продвижении с юга на север, но присутствие государства на
всех основных этапах от определения участков и районов
деятельности до форм прямого участия в нефтегазовых операциях.
Северные территории Канады от закрытости к активному участию в
развитии нефтегазовых операций
В Канаде управление нефтегазовыми ресурсами к северу от 60
градуса северной широты, в рамках Северо-Западных Территорий
(СЗТ) и на территории Юкон, а также на северном шельфе сфера
ответственности федерального центра. В 1998 году управление
ресурсами в провинции Юкон было передано данной территории.
Поэтому регулирование нефтегазовых операций весьма сильно
отличается в рамках двух данных территорий - Юкон имеет все права
в данной области, в то время как СЗТ лишь незначительную их
часть.
Развитие работ на севере Канады во многом обусловлено ростом
спроса на природный газ на территории США.
До 1994 года нефтегазовые операции в границах СЗТ проводились в
весьма скромных масштабах, поскольку здесь действовал мораторий с
целью установления прав собственности коренных народов на
земельные участки. В тот период коренные народы выступали против
расширения нефтегазовых операций и сооружения трубопроводов в
местах их проживания и ведения традиционной хозяйственной
деятельности. В настоящее время в рамках проекта сооружения
газопровода с северных месторождений в США создана
"Трубопроводная группа коренных народов" (Aboriginal Pipeline
Group), в состав которой входят представители коренных народов,
владеющие земельными участками и которым принадлежит одна треть
собственности в сооружаемом трубопроводе. Данная группа
заинтересована в увеличении потока природного газа с тем, чтобы
расширить реализацию социальных проектов народов Севера.
Т.е. северная политика в сфере регулирования нефтегазовых
операций также исходит из учета интересов территорий коренных
народов, на ней проживающих. Они, как собственники земельных
ресурсов, имеют свою долю и в сооружаемых объектах и получают
долю налоговых поступлений.
Весьма важен и элемент последовательности и согласованности шагов
и действий правительства при формулировании условий проведения
нефтегазовых операций.
Россия пока только контуры северной политики
В нашей стране работы по поиску и разведке углеводородов в
высоких северных широтах ведутся уже более полувека. Но лишь
немногие проекты вышли на стадию практической реализации, в их
числе месторождения Ямбургское, Варандей, Таравей, "Северное
Сияние" и др. на территории Ненецкого АО.
В стадии обсуждений и переговоров находится значительно большее
число проектов от Штокмановского на шельфе Баренцева моря и до
ведения поисково-разведочных работ на шельфе Чукотского моря.
Возрастание в России интереса к северным проектам во многом
обусловлено теми же общими причинами, которые мы уже отметили.
Специфическая "российская" особенность подхода к северным
проектам состоит, пожалуй, в том, что данная северная компонента,
как таковая в нефтегазовой политике страны отсутствует.
Исключение на государственном уровне составляют усилия (не всегда
удачные), которые предпринимают региональные власти например,
в случае Ямало-Ненецкого и Ненецкого Автономных округов.
Активную роль здесь играет не столько государство, сколько
отдельные компании такие как ОАО "ЛУКойл" в случае
Тимано-Печорской нефтегазоносной провинции, ОАО "Газпром" на
полуострове Ямал и шельфе Баренцева и Карского морей, ОАО
"ЮКОС" в низовьях реки Енисей и Республики Саха, а также ОАО "ЮКОС" и
ОАО "Сибнефть". Во второй половине 2001 года компании ОАО "ЮКОС"
и ОАО "Сибнефть" создали совместную структуру для проведения
поисково-разведочных работ. Район деятельности
Восточно-Сибирское и Чукотское моря один из наименее изученных
районов. Согласно отдельным исследованиям, данный район во многом
схож с районом Северного Склона Аляски.
Российские компании выступают в роли, изначально предназначенной
для государства формируют контуры и содержание региональных
программ по освоению и разработке месторождений углеводородного
сырья на соответствующих территориях.
В мартеапреле 2002 года ОАО "Газпром" и Администрация
Ямало-Ненецкого автономного округа подготовили программу
комплексного освоения месторождений полуострова Ямал и
прилегающих к нему акваторий. Извлекаемые запасы данных
месторождений вдвое превышают запасы Штокмановского
месторождения, а требуемые капиталовложения вдвое ниже. В связи с
этим в апреле 2002 года Совет директоров ОАО "Газпром" рассмотрел
предложение о передаче в Федеральный фонд недр запасы в 810
трлн куб м газа. Компания выбрала 11 месторождений на Севере
Западной Сибири. Тем самым, фактически совместная "программа
комплексного освоения" крупной территории становится
корпоративным планом работ, поскольку все остальные потенциальные
недропользователи лишаются возможности участия в ней в
дальнейшем.
К чему это приводит? К конфликту интересов различных сторон в
весьма острой форме, к нестабильности условий и комплексов
основных программных мероприятий в конечном счете, к
отсутствию инвестиций в данные проекты.
Роль государства чрезвычайно велика в северных проектах не только
в силу их сложности, высокой капиталоемкости, но и в силу высокой
степени политической обусловленности данных проектов. Последняя в
существенной степени связана с возможностью стабилизации поставок
углеводородов на рынок США в границах политически стабильного
северного полушария.
Транспортные аспекты северных проектов всегда компромисс
разных интересов
Принципиальная особенность добычи углеводородов на Севере состоит
в значительной удаленности районов добычи от районов потребления.
Транспортный фактор играет критическую роль в обеспечении
экономически целесообразных и приемлемых уровней показателей
добычи углеводородов. Затраты на сооружение транспортных систем
сопоставимы с затратами на освоение месторождений нефти и
природного газа.
Основным глобальным рынком сбыта добываемых на севере
углеводородов является США. Данный рынок "поглощает" более
четверти мирового ежедневного потребления нефти и около 40 % всех
потребляемых в мире нефтепродуктов.
На рынок США поставляются также и углеводороды из Северной
Европы. Cтратегию выхода на рынок США выбрал и ОАО "ЛУКойл". Она
предполагает транспортировку нефти на Восточное побережье США,
переработку ее там и реализацию нефтепродуктов через собственную
сбытовую сеть. В конце 2001 года "ЛУКойл" объявил о намерении
приобрести нефтеперерабатывающий завод в США.
В настоящее время в России ведется интенсивное обсуждение
активизации трассы Северного морского пути. Основным грузом при
этом будут нефть и газовый конденсат, добываемые на Севере. Одно
из основных преимуществ этой трассы независимость от услуг,
предоставляемых одной трубопроводной компанией (например, ОАО
"Транснефть").
При выборе направлений поставки углеводородов, добываемых на
Севере, и государство и компании стремятся, прежде всего, к
минимизации состава участников транспортных проектов. Тем самым
уменьшаются трансакционные издержки (связанные с предоставлением
услуг по транспортировке) и существенно повышается надежность
реализации подобных схем поставки углеводородов на внешние рынки.
Одним из наиболее быстро развивающихся и новых районов добычи
нефти в России является север и северо-запад Тимано-Печорского
бассейна. Поэтому по одному из прогнозов, к 2010 году объемы
перевозок на экспорт нефти Тимано-Печорской провинции по трассе
Северного морского пути могут достигнуть 20 млн тонн в год.
Месторождения расположены и на территории Ненецкого автономного
округа (НАО) и на территории Республики Коми. Но Республика Коми
настаивает на создании всей транспортной инфраструктуры в южном
направлении (традиционном), чтобы весь их нефтяной экспорт
находился под контролем государства.
В то же время Администрация Ненецкого АО выразила
заинтересованность в строительстве автономной системы с выходом
на побережье Баренцева и Печорского морей. Данную точку зрения
поддерживает и ряд нефтяных компаний в том числе и компания
"ЛУКойл", с той лишь разницей, что компании против единой
централизованной трубопроводной системы в границах НАО.
И на Аляске и на севере Канады, и в случае Ненецкого АО
доминирующим стремлением государства является повышение степени
замкнутости трубопроводной системы. Однако, если в случае
страны-импортера ориентация на обеспечение энергетической
безопасности является в определенных рамках уместной, то в случае
страны экспортера напротив, наносит ущерб экономической
стороне проектов освоения нефтегазовых ресурсов. Во многом это
связано с особенностью ценовой ситуации на рынке США, например, и
России. Реализация новых капиталоемких проектов в высоких
северных широтах при отсутствии достаточно емкого внутреннего
рынка и при экономически неоправданных направлениях
транспортировки добываемых углеводородов неизбежно будет ухудшать
и без того сложную экономику подобных проектов.
Помимо чисто технических функций транспорт углеводородов играет и
существенную экономическую роль обеспечивает новые рабочие
места и оказывает разнообразное воздействие на экономику и
социальную сферу северной территории, хотя имеет кратковременный
характер в течение срока их строительства.
Нужна "северная" компонента нефтегазовой политики России?
Компании свой выбор, похоже, сделали слово за государством
В вопросах освоения ресурсов нефти и газа северных месторождений
России сложилась весьма необычная ситуация. С одной стороны, на
уровне межгосударственных отношений наблюдается усиление внимания
к вопросам освоения нефтегазовых ресурсов Севера России. США
почти открытым текстом сделали предложение России стать
стабильным и долгосрочным поставщиком нефти. Это фактически
означает усиление государственного внимания к вопросам освоения
месторождений нефти, расположенных на Севере. Тем самым, Россия
признает особое стратегическое значение данного района.
 |
|
Вместе с тем, с практической точки зрения на уровне
государственной политики в нефтегазовом секторе данному региону
почти не уделялось и не уделяется внимания. Роль и значение
государства во многом определяется тем, что ни одной нефтегазовой
компании какой бы крупной она ни была не по силам решение
всего комплекса политических и экономических проблем. Объединение
усилий различных компаний как отечественных, так и
зарубежных требует ясных и непротиворечивых действий и шагов со стороны
государства. Многие российские компании и в их числе ОАО
"Газпром", ОАО "НК "ЛУКойл", ОАО "НК "ЮКОС", ОАО
"Сургутнефтегаз", ОАО "НК "Сибнефть" свой выбор сделали и дело
за государством. Освоение нефтегазовых ресурсов высоких северных
широт настоятельно этого требует.
Об авторе. Крюков Валерий Анатольевич доктор экономических
наук, зав. сектором "Экономические проблемы Западно-Сибирского
нефтегазового комплекса" Института экономики и организации
промышленного производства СО РАН.
стр.
|