БОЛЕВЫЕ ТОЧКИ В ЗДРАВООХРАНЕНИИ
Что делается в стране по совершенствованию отечественной системы
здравоохранения, и почему "косметические" реформы не всегда
достигают цели? Об этом наш корреспондент в Иркутске Галина
Киселева спросила депутата Государственной Думы, академика Сергея
КОЛЕСНИКОВА, председателя Восточно-Сибирского научного центра СО
РАМН, которому недавно присвоено звание "Заслуженный деятель
науки Российской Федерации".
 |
|
— Потому что не доводим дело до конца! Принято считать, что
самая болевая точка здравоохранения — зарплата. А сколько их еще
таких! Провозглашаем, что здравоохранение должно финансироваться
из бюджета, но при этом не закладываем необходимых средств. Чтобы
обеспечить мало-мальски сносную медицинскую помощь для социально
необеспеченных слоев населения, следует увеличить отчисления
(медицинский налог) на систему обязательного медицинского
страхования с сегодняшних 3,6% хотя бы до 6% от фонда оплаты
труда. Нам необходимо не псевдо, а настоящее медицинское
страхование, которое бы предусматривало расчет стоимости услуг,
вредность профессии, экологический риск, климат и т. д. Сегодня
одинаковый налог платит и человек, который работает на опасном
производстве, и так называемый "белый воротничок", хотя уровень
заболеваемости у них, да и зарплата — разные. Нет социального
выравнивания, перетока средств от богатых к бедным, как это
делается во всех цивилизованных странах.
В медицинской сфере отсутствует стимулирующая форма оплаты труда.
Тарифная сетка себя давно изжила. У нас избыточное количество
коек. В цивилизованных странах на 10 тыс. населения приходится
50-70 коек, у нас — 120. Треть их или даже более, на мой
взгляд, можно было бы перевести в разряд социальных (это хосписы,
дома призрения, дома престарелых, дома ребенка и т.д.). Защитники
существующего положения утверждают, что если сократить число
коек, придется сокращать персонал. Нелепость!
И нормирование пребывания в больнице, как это делается сейчас по
настоянию страховых компаний, тоже недопустимо. Такого быть в
принципе не должно.
В нашей стране пока действует явно устаревший закон об
обязательном медицинском страховании и не принят — о
добровольном. Фактически нет закона о здравоохранении. Парадокс,
конечно, но у нас нет закона прямого действия! Есть "Основы
законодательства по охране здоровья...", в основном
рекомендательного характера. Считаю, первое, что нужно сделать —
принять закон прямого действия. Проект уже четыре года лежит в
Думе. Считается, что главное сегодня — экономика.
Правительство пытается идти по пути введения единого социального
налога. В смысле совершенствования налогообложения это и
правильно. Но относительно медицины — неверно, потому что
произойдет путаница денег медицинского, социального страхования и
пенсионного фонда. Раздел "Здравоохранение" должен быть выделен
на всех уровнях бюджета. Сегодня деньги "размазаны" не только по
разным отраслям, но еще и по министерствам и ведомствам. Поэтому
и столь разная оплата труда, разное оснащение в медицинских
учреждениях.
В общем, закон о медицинском страховании должен быть кардинально
пересмотрен и приведен в соответствие с реальностью. Фонд
медицинского страхования должен быть только контрольной
инстанцией расходования средств, а не заниматься страхованием.
Медицинское страхование должно быть приведено в соответствие с
затратами, чтобы и для предприятий был стимул заботиться о
здоровье работающих на него людей. Если, например, производство
имеет повышенную профессиональную заболеваемость, оно вынуждено
будет платить больше. Тогда руководитель будет задумываться о
том, как улучшить условия труда.
Мы с депутатом А.Ивановым из Тольятти предложили увеличить две
статьи — налогообложение на медицинские услуги — до 5% и на
социальное страхование восстановить хотя бы до 5% отчислений. Но,
думаю, что ответ правительства будет отрицательным — когда речь
идет о пиве, в прессе просто истерический визг — "не трогайте
национальный напиток!". Действуют "депутаты от "Балтики"! А когда
поднимаются проблемы медицины, никакой помощи от тех же
депутатов.
Безусловно, и сам человек должен серьезнее относиться к своему
здоровью. Его надо побуждать к этому, воспитывать. Известно, что
более 50% здоровья обеспечивается образом жизни, 10% —
генетикой, до 15% — медицинской помощью и остальное —
окружающей средой. Каждый должен осознать, что здоровье — прежде
всего его капитал.
Что-то, конечно, пытаемся сделать и мы, депутаты-медики, хотя нас
в Госдуме всего восемь человек. Удалось принять, например,
ограничительные меры по табаку. Добиваемся, чтобы правительство,
наконец-то, занялось молодежной политикой, а она без поддержки
физкультуры и спорта невозможна. Увеличили в бюджете затраты на
физкультуру и спорт. Надеюсь, этому примеру последуют регионы.
Начинаем работать по ограничению рекламы слабоалкогольных
напитков.
За время нашего пребывания в Думе, при уровне инфляции примерно в
200%, в 5 раз увеличено финансирование образования, в 4 раза —
здравоохранения. В том числе и по федеральным программам — по
сахарному диабету, туберкулезу, СПИДу, вакцинопрофилактике,
охране здоровья матери и ребенка, артериальной гипертонии,
онкологии, чрезвычайным ситуациям, борьбе с наркоманией. Впервые
появились ассигнования на дорогостоящие методы лечения, затраты
на них увеличились в 10 раз. Правда, правительство пытается эти
программы ликвидировать, считая, что они должны стать только
региональными. Вновь мы сталкиваемся с попыткой федеральных
властей передать полномочия (т.е. обязанности) на места, оставив
у себя финансы.
А бюджеты как сейчас планируются? Федеральный — бездефицитный и
даже профицитный (т.е. с плюсом!). Все деньги концентрируются
наверху, а на те крохи, что остались — гуляй муниципальная
власть, ни в чем себе не отказывай! В результате и региональный
бюджет хиленький, слабенький, а весь дефицит скатывается на
муниципалитеты, где как раз и находится здравоохранение.
Изменение межбюджетных отношений в сторону регионов — основная
цель программы нашей группы "Народный депутат", в которую входят
пять медиков из восьми, избранных в Думу, вдобавок это
региональщики, хорошо знающие положение дел на местах. Мы
считаем, что на территориях должны быть введены минимальные
социальные стандарты, в которых учитываются и отдаленность, и
географические, и климатические, и экологические, и другие
условия.
Например, Иркутская область находится на 13 месте среди доноров
страны. А по уровню социальных стандартов числится на 25-м. По
моим же подсчетам (с поправкой на северные условия, удаленность,
экологию и др.), где-то за 50-м местом. И по здравоохранению так
же, потому что в Сибири траты значительно выше — огромные
расстояния, сложные транспортные развязки, большие коммунальные
платежи.
Наша депутатская группа "пробивает" также вопросы социальной
защиты. Это мы в свое время добились того, чтобы и пенсия и
зарплата платились одновременно. В нашей медицинской сфере это
особенно важно — у среднего медперсонала пенсия выше, чем
зарплата. Я один из 12 авторов законопроекта, направленного на
то, чтобы восстановить стаж миллионам людей, поскольку новым
пенсионным законодательством из стажа изъяты так называемые
нестраховые периоды (учеба, уход за ребенком, служба в армии,
особенно в горячих точках, работа в северных условиях и т.д). Мы
этот закон на Госдуме приняли — теперь очередь за Советом
Федерации.
Сейчас готовится реформа оплаты труда в медицинской сфере.
Недавно обсуждали вопрос на круглом столе, а также совместно с ЦК
профсоюза медицинских работников. Реформа, которая предлагается
министерствами Здравоохранения, Труда и социального развития,
честное слово, вызвала недоумение. Тарифную систему предложено
заменить так называемыми ведомственными окладами. Зарплата не
увеличивается, стимулирования хорошей работы нет, опять привязка
коек к штатам. Я резко выступил против. А потом повторил свои
претензии на обсуждении реформы в Российской академии госслужбы.
Это, на мой взгляд, опять псевдореформа, напоминающая стрижку
свиньи ради шерсти — визгу много, а толку никакого. Оплата
труда, по моему мнению, должна определяться количеством
пролеченных больных, а не количеством коек, фонд зарплаты
формироваться из трех источников — бюджет, медицинское
страхование и дополнительные услуги. И право принимать решения
должно быть у руководителя лечебного учреждения.
Словом, пока я не вижу системной работы по улучшению
здравоохранения. Пока идет косметический ремонт отдельных
позиций, а необходима полная реконструкция всей системы.
Фото В.Короткоручко
стр. 5
|