ВОЗРОЖДЕНИЕ РОССИЙСКИХ
БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫХ ТРАДИЦИЙ
ЧЕРЕЗ ПРОФИЛЬНОЕ МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЕ
ОБУЧЕНИЕ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
Л. Талышева, директор Православной Гимназии
«Мы призваны воссоздать забытое, напомнить об уцелевшем и
призвать к его сохранению, воздать должное тем, кто в меру сил и
возможностей в соответствии с духом времени творил благие дела во
имя любви к людям. Они оставили нам памятники человеколюбия,
доброты и милосердия. Наша задача о них помнить и их сохранить.
От этой неразнимаемой цепи созидания и воспитания чувств в самых
простых и необходимых человеческих делах зависит высокая
нравственность и грядущих поколений»
|
(П.Ф. Власов «Обитель милосердия»).
Российская система образования находится в состоянии
реформирования. Одной из важнейших сторон школьной реформы
является введение профильного обучения в старшем звене средней
школы. Учащиеся старших классов и выпускники средних школ,
гимназий и лицеев, в соответствии со своими пожеланиями и планами
на обучение в высшей школе или на работу по избранной профессии,
уже в стенах школы должны получить возможность обучения по
какому-либо профилю.
 |
Занятия по оказанию экстренной медицинской помощи проводит
врач-реаниматолог НИИПК к.м.н. Олег Струнин. |
В настоящее время в условиях модернизации школы остро стоит
проблема социальной адаптации и нравственного воспитания
учащихся. Заканчивая школу, старшеклассники часто оказываются
совершенно не приспособленными к самостоятельной жизни, не имеют
социальной ответственности, зачастую не в состоянии увидеть даже
у близкого им человека нужду, трудности и потому не готовы прийти
на помощь попавшему в беду. У старшеклассников развиваются пороки
алкоголизма, наркомании, жестокого обращения со своими
сверстниками и непочтительного отношения к старшему поколению.
Понятие милосердия и милосердного отношения к окружающим людям, к
сожалению, почти утрачено в нашем обществе, и мы нуждаемся в
возрождении социально-благотворительных традиций. Только
духовно-нравственный человек, имеющий нормальные понятия о
здоровье, о семье, о своей личной ответственности в обществе,
может создать крепкую семью и плодотворно трудиться на благо
Отечества.
Среди различных направлений профильного обучения важное место
занимает социальное направление. В 2003 году Православная
Гимназия во имя Преподобного Сергия Радонежского Академгородка
г.Новосибирска (учреждена в 1992 г.) получила статус областной
экспериментальной площадки за организацию курсов «Основы
медицинских знаний», а создание этих курсов стало
экспериментальным освоением нового направления профильного
обучения в школе медико-социального.
 |
Практическое занятие по сестринскому делу.
|
Курсы по начальной медицинской подготовке, проводимые с учетом
лучших российских медико-образовательных и
социально-благотворительных традиций, помогают не только
приобрести начальные медицинские знания, но также способствуют
духовно-нравственному становлению учащейся молодежи и ее
социальному созреванию.
Занятия на этих курсах проводятся ведущими специалистами-медиками
клиник Советского района, среди них заведующие отделениями
клиник, врачи высшей квалификации, кандидаты медицинских наук, а
также высококвалифицированные медицинские сестры. Помимо
теоретических занятий и лекций по духовным основам милосердия,
школьники проходят медицинскую практику в больницах
Академгородка.
Курсы «Основы медицинских знаний» проводятся благодаря
сотрудничеству Управления образования администрации Советского
района, Новосибирского муниципального медицинского колледжа и
четырех клиник Академгородка (ЦКБ СО РАН, МСЧ № 168, ИКЭМ, НИИПК
им. Е. Н. Мешалкина). Важное значение для функционирования курсов
имеет социально-благотворительный опыт Сестричества милосердия во
имя княгини Елисаветы, где всегда могут проходить практику
волонтеры.
 |
Экзамен по основам медицинских знаний успешно сдан! |
Сестричества милосердия существуют в России с середины XIX века,
когда сестры милосердия стали оказывать помощь раненым воинам на
поле битвы и в лазаретах. Наиболее известным было Сестричество в
г. Москве при Марфо-Мариинской обители, созданное великой
княгиней Елизаветой Федоровной Романовой. С начала 90-х годов
прошлого века вновь при православных приходах России стали
воссоздаваться Сестричества милосердия, призванные помогать
одиноким больным и престарелым людям.
Православное Сестричество во имя княгини Елисаветы основано при
Приходе Всех Святых в земле Российской просиявших в 1993 г. в
связи с настоятельной необходимостью помощи тяжело больным
одиноким людям на дому. Более десяти лет сестры милосердия
безвозмездно помогают своим подопечным, оказывая им духовную,
социальную и медицинскую помощь.
В 2002-2003 учебном году более 150 старшеклассников из 12-ти
школ Советского района смогли приобщиться к социальному служению.
Курсы в 2003 г. завершились экзаменом и торжественным вручением в
Администрации Советского района соответствующих удостоверений
Новосибирского муниципального медицинского колледжа. С 2003 года
курсы переведены на двухгодичную программу, и по новой программе
в 2003-2004 учебном году на курсах обучалось 230
старшеклассников из 15 школ нашего района.
Учреждая курсы по основам медицинских знаний для учащихся школ
Советского района, мы пытались решить следующие задачи: защита
здорового образа жизни среди учащихся нашего района, воспитание
здорового поколения, воспитание у школьников милосердного
отношения к родственникам, больным и престарелым людям, обучение
подростков основам ухода и оказания начальной медицинской помощи
близким, обучение принципам оказания неотложной помощи в
экстремальных ситуациях, поднятие престижа социальной работы и
социальных работников, социальная адаптация самих учащихся.
Курсы по основам медицинских знаний для старшеклассников
органично вписываются в концепцию «Социального форума» конкурса
проектных инициатив, проводимого партией «Единая Россия»
с целью содействия развитию гражданского общества и активности
населения. Эти курсы могут стать примером эффективного решения
многих социальных проблем в нашем обществе.
По словам академика Д. Лихачева, «нравственная основа это
главное, что определяет жизнеспособность общества: экономическую,
государственную, творческую. Без нравственной основы не действуют
законы экономики и государства» (Д. Лихачев «Русская культура».
М.: «Искусство», 2000, с. 155).
стр. 11
|