ОПЫТ ФМШ ПРИЗНАН ЭФФЕКТИВНЫМ
В новосибирском Академгородке 17 февраля прошло выездное
заседание Президиума Российской академии образования (бывшей
Академии педагогических наук). В заседании участвовали президент
РАО Н. Никандров, вице-президент РАО В. Борисенков, члены
Президиума РАО В. Жураковский, Н. Малофеев, Н. Подуфалов. Для
участия в заседании были приглашены академики РАО Ю. Сенько
(Барнаул), В. Соколов (Москва), члены-корреспонденты РАО И. Бобко, В. Синенко, В. Одиноков (Новосибирск). Заседание было
посвящено вопросу развития научных исследований по использованию
информационно-коммуникационных технологий в области образования
на примере ФМШ СУНЦ НГУ.
В. Садыкова, «НВС»
 |
Выездное заседание Президиума РАО проходило в Доме ученых
новосибирского Академгородка.
|
В заседании также приняли участие: член Совета Федерации
В. Леонов, глава департамента науки и образования Новосибирской
области проф. Г. Сапожников, председатель Совета по
информатизации при Полномочном представителе Президента РФ в СФО,
председатель Объединенного ученого совета по математике и
информатике, директор Института математики СО РАН академик
Ю. Ершов, первый зам. председателя СО РАН академик В. Молодин,
ректор НГУ чл.-корр. РАН Н. Диканский, директор Института
информационных технологий проф. А. Марчук и др. Полномочный
представитель Президента РФ в СФО А. Квашнин прислал
приветственное письмо в адрес этого представительного форума и,
пожелав ему результативной работы, отметил, что это первое
выездное заседание за всю историю РАО за Уралом.
С докладом «О развитии научных исследований по использованию
информационно-коммуникационных технологий в области образования»
выступил чл.-корр. РАО Александр Никитин, директор СУНЦ НГУ.
Тема выездного заседания живо заинтересовала всех участников и
гостей и вызвала бурные прения, продлившие время обсуждения более
чем на час. В полемике участвовали и члены Президиума РАО, и
директора институтов, и директора гимназий города. Помимо главной
темы, обсуждались также проблемы применения
информационно-коммуникационных технологий в аспекте обучения
инвалидов.
С 1963 года Новосибирская специализированная школа-интернат № 165
физико-математического и химико-биологического профиля им.
академика М. А. Лаврентьева (Новосибирская ФМШ), а с 1988 года
организованный на ее базе Специализированный учебно-научный центр
Новосибирского государственного университета (СУНЦ НГУ) является
площадкой по реализации крупномасштабного научного и
социально-педагогического эксперимента по разработке и внедрению
в практику интеграционной модели образования и науки модели, в
которой одновременно реализуются идеи специализированной
подготовки молодых исследователей, развития профильного обучения
и использования ИКТ в области образования.
 |
Участники выездного заседания побывали в Физико-математической школе и НГУ,
ознакомились с организацией учебных процессов.
|
Начиная с 1965 г. в ФМШ впервые в школьной практике нашей страны
начинают использоваться информационно-коммуникационные
технологии. Сначала по инициативе чл.-корр. АН А. Ляпунова была
организована подготовка программистов-лаборантов. С 70-х гг.
начинает работать программа «ЭВМ в учебном процессе». В 80-х гг.
акад. А. Ершовым выдвигается тезис «Программирование вторая
грамотность». По его инициативе ведется обучение преподавателей и
учащихся азам программирования и информатики. В 1985 г. в
Советском районе Новосибирска по постановлению Совмина был начат
эксперимент по оснащению компьютерами школ. В НГУ, а затем и в
СУНЦ началось активное развитие новых информационных технологий
на основе персональных компьютеров типа IBM.
Проводились эксперименты по работе с учащимися через электронную
почту в режимах on-line и off-line. Была проведена Международная
олимпиада по физике с участием американских школьников в режиме
on-line с использованием специального оборудования. Сотрудники
НГУ и СУНЦ активно участвовали в научном руководстве реализации
проекта по компьютеризации школ в Сибири и на Дальнем Востоке. В
90-е гг. была принята программа «Университеты России», в рамках
которой разрабатывались программные средства для использования
новых информационных технологий в университетском образовании. В
1992 г. в СУНЦ НГУ организована кафедра информатики, позднее
преобразованная в кафедру дискретной математики и информатики ММФ
и СУНЦ НГУ (заведующий чл.-корр. РАН С. Гончаров).
Учебный процесс в СУНЦ начинается с двухнедельного «погружения» в
информатику: ежедневные 4-часовые лекции и семинары для выведения
учащихся на уровень, достаточный для практического использования
компьютера в различных видах деятельности. Читается обязательный
для всех годовой курс информатики и около десятка спецкурсов по
различным разделам ИКТ. Выделяется и целенаправленное
использование ИКТ в физике, химии, русской словесности, при
изучении иностранных языков. Кроме того, каждый учащийся СУНЦ НГУ
имеет один час в неделю для работы во внеучебное время на
компьютере и может получить дополнительное время.
Заочная школа, успешно работающая в СУНЦ и осуществляющая
профориентационную работу среди учащихся Сибири и Дальнего
Востока, с 2003 года перешла на режим компьютерной поддержки. Для
этой цели создан специализированный сайт
www.profile.edu.ru. СУНЦ НГУ
совместно с ведущими вузами страны участвует в осуществлении
нескольких проектов Национального фонда подготовки
кадров при Правительстве РФ по развитию дистанционного обучения и
системы заочных школ ведущих вузов страны. Важную роль в школьном
профильном математическом образовании сыграл многоуровневый курс
математики, подготовленный сотрудниками СУНЦ НГУ и Института
математики СО РАН, за который авторский коллектив был удостоен
премии Президента РФ за 2000 г. Содержание учебников вместе с
заданиями также представлено на сайте
(www.profile.edu.ru) в
свободном доступе. Многие годы в НГУ, а затем в СУНЦ проводятся
зимние школы-семинары для учителей региона по передаче опыта
профильного обучения в школах. Обеспечивается и
информационно-коммуникационная поддержка учителей CD с
методическими материалами, консультации по электронной почте и др.
Эксперимент под названием «ФМШ» стал предметом широкого
общественного внимания и получил свое продолжение сначала в
создании специализированных школ и классов, а затем лицеев и
гимназий по всей стране. Сотрудничество в этой области
осуществляется с учеными и преподавателями США, Великобритании,
Германии, Турции, Республики Корея и др.
За более чем 40-летнюю деятельность ФМШ-СУНЦ НГУ
12 тысяч ее выпускников получили высшее образование, каждый
четвертый стал кандидатом, а каждый сороковой доктором наук.
Многие из них занимают высокие должности в различных научных и
учебных заведениях, банках и корпорациях в России и за рубежом,
избраны членами РАН и РАО, являются лауреатами государственных
премий, премий Президента РФ и Правительства РФ, награждены
орденами и медалями.
Президиум Российской академии образования одобрил опыт работы
ФМШ СУНЦ и рекомендовал научным учреждениям РАО активно
использовать его опыт на практике и на экспериментальных
площадках РАО, а также поддержал идею проведения научных
семинаров и Международной школы по ознакомлению педагогической
общественности с опытом СУНЦ НГУ по использованию педагогических
и новых информационных технологий для реализации профильного
обучения математике и естественнонаучным дисциплинам.
Фото А. Лаврентьева
стр. 10
|