НАУЧНЫЙ ПОДХОД К УЧЕБНИКУ
Первой премии администрации Новосибирской области в конкурсе
молодых ученых по биологическим наукам удостоены сотрудники
Института систематики и экологии животных СО РАН кандидаты
биологических наук Илья ЛЮБЕЧАНСКИЙ, Ольга БЕРЕЗИНА, Евгений
ЗАВЬЯЛОВ за создание учебного пособия для 7-8 классов
общеобразовательных школ «Биология: Животные». Наш корреспондент
В. МАКАРОВА беседует с лауреатами.
Откуда возникла идея написания учебника? Как вы оцениваете
необходимость обновления учебной литературы?
 |
И. Любечанский и О. Березина |
И.Л.: Когда я учился в школе, в 80-х годах, был один учебник
по зоологии, он был сбалансирован, но довольно скучен. С
перестройкой появилось много книг и пособий, но все они имели
крен в какую-то область: экологию, поведение животных и др.
Сейчас в школах сложилась ситуация, когда учебников вообще не
хватает, трудно и учителям, и ученикам. В связи с изменениями
образовательных программ издательства сейчас не выпускают даже
опробованные, устоявшиеся учебники. В результате, в прошлом году
издательство «Просвещение», к примеру, занималось подготовкой и
изданием сборников вопросов для Единого государственного
экзамена.
О.Б.: История создания учебника началась 10 лет назад. Тогда
мы, молодые выпускники НГУ, преподавали в воскресной
биологической школе. Директор ФМШ профессор А. Никитин предложил
написать альтернативный комплект учебников, эта идея была
финансово поддержана администрацией Нижневартовска. К 1997 году
были изданы учебники по математике и физике, физиологии,
подготовлены два по ботанике и зоологии. «Ботаника. 5-6 кл.»
(И. Артемов, ЦСБС) вышла в свет в Новосибирске, а мы свой учебник
еще переписывали, дорабатывали. Благодаря участию специалистов
кафедры генетики НГУ профессоров Л. Высоцкой и Г.Дымшица
в 1998 г. нам удалось заключить договор с издательством «Просвещение».
Это была большая удача! Опытные редакторы, оформители,
сложившиеся традиции по подготовке и выпуску учебной
литературы это «Просвещение». С нашим учебником работали два художника,
также решено было включить цветные слайды И. Любечанского и
О. Костерина (ИЦиГ).
Расскажите, пожалуйста, как «устроен» учебник «Зоология», в
чем его особенности?
И.Л.: Необычность учебника в том, что мы попробовали
объединить два подхода к изучению мира животных. В первой части
книги дан общий очерк разнообразия животного мира. Нам кажется
важным, чтобы ученик представлял себе простейших не только по
строению амебы, насекомых по майскому жуку. Одна из задач показать,
что виды животных как известные и привлекательные,
так и самые невзрачные в равной мере достойны внимательного и
заинтересованного отношения. Основной упор в части «Разнообразие
животных» сделан на беспозвоночных, ибо литература о зверях,
рыбах, птицах более доступна как ученику, так и учителю от
пособий до прекрасных научно-популярных книг.
Вторая часть книги «Функциональная биология животных» не
менее важна для изучения. Для того, чтобы жить, организм любого
животного должен обладать определенным набором функций и свойств.
Он дышит, питается, передвигается, реагирует на воздействия
внешней среды, защищается от ее вредного влияния, выделяет
продукты обмена веществ, растет и размножается.
Так, наряду с синтетическим представлением о живом, вторая часть
учебника готовит к познанию нашего собственного вида. Важно и то,
что при функциональном подходе к изучению животных идея их
единого происхождения и развития воспринимается органически и
естественно. Тем самым человек не отделяется от других
представителей живого.
О.Б.: Программы биологии в школах сильно различаются. Поэтому
материал учебника разделен на три уровня. Базовый подразумевает
минимальную, необходимую каждому ученику сумму знаний. Он
охватывает самые известные группы животных в первой части и
простейшие «функциональные» разделы во второй. В учебнике этот
материал дан крупным шрифтом. Второй уровень предназначен для
более глубокого изучения учащимися специализированных классов.
Текст показан в учебнике широкими полями. Материал третьего
уровня приводится мелким шрифтом, он интересен для занятий в
кружках, профильных школах, для дополнительного чтения. По ходу
работы над учебником нам пришлось много сократить, естественно,
это затронуло, в основном, третий уровень. В конце книги
расположен справочник терминов и понятий (более трехсот).
Как отнеслись учителя и школьники к новому учебнику?
И.Л.: Мы сами использовали книгу для занятий в воскресной
биологической школе НГУ. Ребятам нравится. На разных стадиях
подготовки учебника взаимодействовали с учителями десяти школ.
Отзывы были положительные. Отмечалось, что конструкция учебника
позволяет применить массу методик и сделать урок занимательным.
Ряд замечаний мы учли сразу, а поступившие предложения
используем, когда учебник будет переиздаваться.
Надо сказать, что книга не аккредитована, поэтому вышла малым
тиражом 20 тысяч экземпляров. Сейчас учебник стал раритетом,
достать его невозможно. Вообще, зоологических учебников немного.
Издательство очень заинтересовано в аккредитации, подавало
комплект документов в Министерство образования, но пока
результатов нет. Это связано с отсутствием утвержденных школьных
программ.
Кто помогал, поддерживал создание учебника?
И.Л.: Во-первых, важно отметить роль к.б.н. Е. Кизиловой
(ИЦиГ), которая участвовала в подготовке глав о размножении и
развитии животных. Книга не была бы написана без базовой
технической и административной помощи директора СУНЦ НГУ
чл.-корр. РАО А. Никитина и д.б.н. Л. Высоцкой (НГУ). Нашу
рукопись читали, делали множество ценных замечаний, поправок и
дополнений сотрудники ИЦиГ: к.б.н. О Костерин и С. Амстиславский,
Л. Максимовский, а также к.б.н. С. Глаголев (гимназия № 1543,
Москва), к.б.н. И. Артемов (ЦСБС), к.б.н. Л. Ердаков и
Р. Мастинская (НГПУ), д.б.н. М. Сергеев (НГУ) и другие. Высказанная
ими критика была учтена и это существенно улучшило учебник.
Особую признательность выражаем к.фил.н. А. Успенской
(Санкт-Петербургский гуманитарный университет) за большую работу
над стилем книги. Наконец, мы бесконечно благодарны нашим
коллегам, друзьям и родственникам, которые постоянно
поддерживали, создавали условия для более чем двухлетнего труда
над рукописью.
Фото В. Новикова.
стр. 3
|