ПЕРНАТЫЕ ВОКАЛИСТЫ
Советский район Новосибирска Академгородок широко известен
в том числе и тем, что здесь сохранились обширные массивы
лесопарковых насаждений на надпойменных террасах и большие
участки заболоченных кустарников в пойме Оби. Там, в непролазных
дебрях, летом находят приют многие певчие птицы.
А. Яновский, орнитолог, к.б.н., научный сотрудник ИСЭЖ СО РАН.
Необходимость держать в секрете месторасположение гнезда, чтобы
уберечь его от разорения, обусловило развитие у птиц
своеобразного способа коммуникации с сородичами в форме звонкого
мелодичного видоспецифичного пения или особых приглушенных
звуков, слышимых издали. Специалисты пока не пришли к единому
мнению насчет функционального предназначения птичьих голосов.
Пожалуй, все согласны, что пение самца как бы обозначает границы
гнездового участка, привлекает самку к подходящему для устройства
гнезда месту, демонстрирует его готовность к продолжению рода и
заботе о потомстве. Короткие звуки и крики тревоги служат
сигналом об опасности, услышав которые, птенцы затаиваются, а
взрослые птицы мобилизуются на отпор врагу. Структура, тембр,
тональность и другие особенности пения являются популяционным
признаком, о важности которого говорит тот факт, что птенцы в
определенном возрасте, еще находясь в гнезде, обязательно должны
неоднократно услышать пение папаши. Тогда они следующим летом
смогут самостоятельно исполнять в точности такую же песню или
(если речь идет о самках) адекватно реагировать на это пение.
Наиболее мелодичное пение, ласкающее слух, характерно для птиц,
относящихся к семействам дроздовых (соловьев относят именно к
этому семейству) и славковых. Из собственно дроздов самый обычный
у нас вид рябинник. Его «концерты», как и пение белобровика,
дерябы и певчего дрозда отзвучали еще в апреле и мае. Песню
певчего дрозда можно отдаленно передать фразой: «Тимофей, пошли
чай пить, чай пить
с сахаром». Очень красивые песни у зарянки
(малиновки) и обычной для дачных участков маленькой птицы
семейства дроздовых горихвостки, которую легко узнать по
огненно-рыжему хвостику. Горихвостки обычно гнездятся в
опустевших после вылета скворчат дуплянках, вывешенных в тенистых
местах. Варакушка с ярко-синим пятном пластроном на
горлышке и грудке тоже знакома дачникам по звонкому пению. Ее
гнездышко, устроенное, как правило, в ямке под травяной ветошью,
трудно обнаружить. Редко, но всё же можно в тихие июльские ночи
вблизи приречных кустарников услышать пение обыкновенного соловья
и соловья-красношейки.
 |
Соловей-варакушка
|
Главные же солисты в середине лета это представители большого
семейства славковых. В отличие от дроздовых все славковые
окрашены скромно, их видовую принадлежность трудно определить на
расстоянии. Зато поют они, что называется, от души. Садовая,
серая, славка-завирушка,- обычные виды славок, гнездящиеся на
кустарниках и поющие недалеко от гнезд. Самый, пожалуй,
интересный из них вид ястребиная славка, поперечными полосками
снизу и желтыми глазами напоминающая ястреба-перепелятника в
миниатюре. К славковым же относятся и другие довольно
многочисленные неутомимые певуньи камышевки. Их у нас тоже
несколько видов. Часто встречается по опушкам, где имеются
заросли крапивы, садовая камышевка. Запись ее звонкой песни
«киношники», порой совершенно неуместно, монтируют в фонограммы
разных фильмов с «натурными» кадрами. Из зарослей тростника на
больших водоемах часто раздается звонкий треск дроздовидной
камышевки, поселяющейся там целыми колониями. К славковым
относятся и пеночки. Обычный у нас вид пеночка-теньковка
устраивает гнездышко в виде шара из травяной ветоши под кустиком.
Поет теньковка, присев на верхушку высокого, чаще сухого дерева.
В последние десятилетия специалисты заметили, что песня
западносибирских теньковок изменилась, из нее исчезло характерное
«теньканье», что указывает уже не только на межпопуляционные, но
и подвидовые различия птиц из разных регионов.
 |
Зарянка
|
В высокоствольных лесопосадках в первой половине лета слышно
пение иволог. Устраивая гнездо в виде «люльки» в кроне березы или
осины, ярко-желтый самец и зеленоватая самка обнаруживают свое
присутствие в лесу лишь благодаря громкой заливистой песне. Из
птиц, относящихся к другим семействам, хорошими певцами считаются
зяблик, чечевица (это вьюрковые), а также синицы (большая
синица, гаичка) и овсянковые (дубровник, белошапочная овсянка).
До 20 июля можно слышать, как «отсчитывает года» обыкновенная
кукушка. В смешанных и темнохвойных лесах ее дополняет
«кукование» глухой кукушки : «туту
туту». Воркование обычной у
нас большой горлицы еще глуше: «хыхы
ыхыхы». Особого рассказа
заслуживают птичьи голоса ночного июльского леса. Порой
нескончаемыми кажутся протяжные нудные крики птенцов ушастой
совы. А монотонно скрипучий голос козодоя напоминает работу
тракторной лебедки где-то вдали на лесном болоте.
В последние десятилетия в Новосибирске, как и в других городах,
расположенных вблизи больших водоемов, становится всё больше
стрижей. Их черные серповидные силуэты в стремительном полете
видны в небе над городскими кварталами с середины мая до середины
августа. Стрижи (черный и белопоясный) оказались в очень выгодной
для них ситуации, благодаря изобилию различных летающих
насекомых, регулярно выводящихся из личинок в Оби и водохранилище
Новосибирской ГЭС. В потреблении столь массового корма у стрижей
практически нет конкурентов. Нет у них и врагов, разоряющих
кладки, поскольку стрижи устраивают гнезда в нишах под карнизами
многоэтажек, как бы имитирующих скальные обрывы. Занимают они и
дуплянки, первоначально вывешенные для скворцов или других птиц.
Пронзительные визгливые крики неутомимых летунов стрижей стали
неотъемлемым звуком в городском наборе шумов.
О голосах птиц можно рассказывать очень долго. Изданы целые
компакт-диски с записями птичьих песен. Надо иметь абсолютный
слух и хорошую слуховую память, чтобы разбираться в такой
полифонии. Многообразие видов в птичьем населении окрестностей
Новосибирска и, особенно, в Академгородке служит биоиндикатором,
свидетельствующем о почти нормальном функционировании экосистем и
дает надежду на хорошее будущее для экологической обстановки в
нашем городе.
стр. 12
|