ЧТО ДЕНЬ ГРЯДУЩИЙ НАМ ГОТОВИТ?
В Москве (в здании Президиума РАН)
прошла конференция «Исследовательские университеты». В
сообщении, разосланном в начале этого года, было обозначено, что
данная конференция будет проведена совместными усилиями
Минобразования России, Российской академии наук и американского
Фонда гражданских исследований и развития (CRDF). Планировалось,
что в ее работе примут участие, соответственно, министр,
президент РАН и посол США в России. Однако, в связи с очередной
перестройкой правительственных структур и упразднением
Минобразования, с российской стороны в работе принимали участие
несколько другие представители: недавно назначенный Министр
образования и науки А. Фурсенко, вице-президент РАН В. Козлов,
бывший зам. министра образования М. Стриханов. Американская
сторона, как и намечалось, была представлена послом США в России
Александром Вершбоу, президентом CRDF Герсоном Шером, а также
группой экспертов. Что касается участников конференции с
российской стороны, то в качестве экспертов выступали ректоры и
профессора наиболее авторитетных университетов России.
Андрей Аржанников, профессор, декан физического факультета НГУ
Цель проводимого мероприятия состояла в том, чтобы выработать
основные принципы и критерии, по которым в сети высшего
образования Российской Федерации должна быть создана новая
структура, состоящая из небольшого числа выделенных вузов страны,
которые призваны осуществлять подготовку специалистов высшей
квалификации для проведения исследований в фундаментальных и
прикладных областях науки. Причем эта подготовка должна
осуществляться непосредственно в ходе такого рода исследований на
базе ведущих учреждений Российской академии наук, других
академий, а также отраслевых исследовательских институтов. В
некотором смысле, такой процесс выделения ведущих вузов России
должен дополнить, так называемый «болонский процесс», в рамках
которого уровень подготовки выпускников вузов страны должен стать
таким, чтобы удовлетворять требованиям, предъявляемым к
большинству выпускников в европейских странах.
Пленарным заседаниям конференции предшествовала полуторадневная
работа тематических рабочих групп по следующим 6-и темам:
«Инфраструктура университета», «Управление исследованиями»,
«Привлечение средств», «Финансирование», «Взаимодействие с
промышленными предприятиями», «Взаимодействие с национальными
лабораториями и академическими институтами». Как видно из этого
перечня, основная часть обсуждений в рабочих группах была
сосредоточена на вопросах организации в университетах таких
научных исследований, которые представляют интерес для
фундаментальной науки и промышленности, а также на проблеме
поиска финансового обеспечения этой деятельности.
 |
В перерыве между заседаниями пресса атаковала министра
образования и науки А.Фурсенко |
Открывая пленарное заседание, министр А. Фурсенко сформулировал
свое видение схемы, по которой следует осуществлять развитие
высшей школы в России. Вначале необходимо построить
научно-обоснованный прогноз развития страны, затем, исходя из
него, сформулировать цели, стоящие перед высшей школой, и только
после этого выстраивать всю систему мер по реформированию и
развитию вузов на далекую перспективу. В этом отношении, можно
сказать, что работа конференции «Исследовательские университеты»
представляла важную часть второго этапа данной схемы.
В свою очередь, посол США в Российской Федерации Александр
Вершбоу в выступлении основное внимание сосредоточил на
законодательных основах межгосударственного сотрудничества в
области высшего образования, а также на необходимости
совершенствования законов, направленных на стимулирование
финансовой поддержки высшей школы со стороны различных фондов и
частного капитала.
Вице-президент РАН академик В. Козлов отметил, что по-настоящему
фундаментальные исследования ведутся именно в тех классических
университетах, базовые кафедры которых расположены в институтах
РАН. По этой причине при составлении списка исследовательских
университетов, требующих особого подхода в управлении и
финансировании, следует, прежде всего, учитывать этот ключевой
момент. Университеты, включенные в такой список, будут призваны
осуществлять подготовку молодых научных кадров для РАН в ходе
исследований, проводимых совместно с институтами РАН, и тем самым
обеспечат преемственность поколений в фундаментальной науке.
Предполагается, что эти исследования должны носить комплексный
междисциплинарный характер и осуществляться на стыках
естественнонаучных направлений. Особая роль отводится
университетам в тех исследованиях, когда объект изучается
совместными усилиями, например, биологов, химиков и физиков с
использованием современных математических методов. Для таких
вузов не приемлема схема набора для обучения на первый курс по
единому государственному экзамену (ЕГЭ) или стандартным тестам, а
требуется целый комплекс мер по поиску и отбору талантливой
молодежи: проведение олимпиад для школьников, создание
специализированных физико-математических и естественнонаучных
средних школ, особый подход в проведении приемных экзаменов.
Ректор МГУ академик В. Садовничий, как представитель одного из
вузов, отвечающих отмеченным требованиям к исследовательскому
университету, поставил ряд вопросов и высказал несколько
предложений в развитие темы конференции. Среди них: необходимость
совершенствования законодательства по интеллектуальной
собственности, разработка законодательно-правовой базы для
взаимодействия вузов с РАН, промышленными предприятиями и ГНЦ
(государственными научными центрами), создание в России
ассоциаций университетов, учреждений и предприятий по тематике
направления исследований (например, по ядерной физике), обращение
к мировому сообществу об организации всемирной ассоциации
исследовательских университетов.
Можно считать, что в ходе обсуждений и дискуссий участники
конференции сочли возможным согласиться со следующей схемой
выделения исследовательских университетов, которая предложена
ранее организованной министерством комиссией по теме «Принципы
формирования категорий ведущих вузов». Десять-двадцать самых
«продвинутых» в фундаментальных исследованиях государственных
университетов могут составить группу вузов, имеющих особый статус
по способу организации управления и финансирования и носящих
условное название «Ведущий университет России». В свою очередь,
исследования прикладного характера, имеющие конкретную
направленность, должны осуществляться в так называемых
«инновационных университетах», которые должны быть сформированы
на базе технических университетов, т.е. бывших политехнических и
отраслевых образовательных институтов. По мнению комиссии, число
таких ведущих технических университетов по заданным направлениям
исследований оценивается на уровне 60-80 государственных вузов.
Как видим, данные цифры составляют небольшую часть от полного
числа государственных вузов, которых около шестисот, и, тем
более, малый процент от полного числа вузов, аккредитованных в
Российской Федерации. Такая система разделения вузов по статусам
позволит государственному руководству сосредоточить средства
госбюджета на поддержке и развитии именно той части образования,
которая непосредственно обеспечивает фундаментальным и прикладным
научным исследованиям достижения высшего мирового уровня.
стр. 10
|