ДРЕВНЕЙШИЙ БОГАТЫРСКИЙ ЭПОС СИБИРИ
Издательство «Кредо» (Красноярск) выпустило в свет два буклета
открыток «Сундуки» и «Сулек». Они посвящены уникальным памятникам
древних культур Южной Сибири, которые изучаются археологами
Новосибирска. Буклеты преследуют цели просветительские. Но в той же
трепетной мере и охранные тоже. Авторы буклетов, археолог
В. Ларичев (текст на русском, английском и хакасском языках) и
художник Н. Рыбаков (дизайн и фото), призывают остановить
варваров, «новых русских», людей не знающих слов «Родина» и
«культура», которым ничто не стоит заложить карьер для добычи
плит на месте скальных храмов. И все для того, чтобы облицевать
стены своих уродливых особняков
В. Ларичев, д.и.н., г.н.с., Институт археологии и этнографии СО РАН
Дорога духов
 |
Первый Сундук священная гора Хакасии. |
Благодатна долина Белого Июса в местах, где эта шумная горная
речка, освободившись от тесных объятий крутых каменистых теснин
Кузнецкого Алатау, вырывается на простор предгорий. Обилие воды и
обширные пастбища, где скот пасется круглый год, легкодоступные
залежи руд медных и железных, богатая охота. Эти места поражают
многочисленностью древних некрополей, составленных из
грандиозных, окруженных вертикально поставленными плитами
гробниц. Без этих сооружений в память умершим невозможно
представить пейзажи Северной Хакасии. Величественные,
устремленные к Небу плиты возвышаются печальным частоколом на
перевалах и в распадках уютных долин, около озер и подножий
одиноких возвышенностей, на берегах речек, а то и просто в степи,
среди вольного травостоя.
Плиты эти старые. Они изъедены ветром и часто покрыты
золотисто-желтыми или серебристо-зеленоватыми лишайниками. Время
пощадило отдельные каменные плоскости стел. Всмотревшись, можно
увидеть на них загадочные изображения, среди которых различаются
человеческие фигурки, силуэты зверей, а то и каких-то неведомых
существ. Рисунков такого рода здесь множество. Они теснятся,
наползая друг на друга, отчего создается впечатление, что древний
художник, выбивая их, стремился сообщить своим современникам (а,
возможно, и потомкам) настолько много сведений о себе, что
опасался хватило бы скального пространства!
 |
Разрушение памятника истории и культуры идет полным ходом. |
Рисунки выбивались на пластах красноватого песчаника, которые
сотни миллионов лет назад вздыбились вдоль реки. Но ни одна из
открытых композиций не давала ключа к разгадке сокровенного
смысла изображений. С гор в долину, как в гигантскую трубу,
врывался ураганный ветер. Он валил с ног, сгибал дугой деревья,
закручивался холодными вихрями около песчаников гор, которые
старики-хакасы называют «Сундуками». Для почтенных старцев все
было ясно: вот приоткрылись «Сундуки» и вырвались из них духи
Преисподней и помчались они, злобно воя, вдоль реки.
Поберегись-ка опасностей! Если, однако, ты силен и готов
совершать геройские подвиги, то попробуй заглянуть в «Сундуки»,
пока они открыты. Там ты, в случае удачи, добудешь живую воду.
Она сделает тебя бессмертным
Места, прилегающие к «Сундукам», считаются в округе опасными.
Причина заключалась не в боязни свирепствующих там неделями
разгневанных неведомо чем духов. Просто огибающие «Сундуки» с
двух сторон небольшие речушки, притоки Белого Июса Черная и
Черемушка, при разливах превращали округу в гиблую низину, где
при неосторожности можно было исчезнуть без следа. К тому же
летом мириады болотных комаров, тучи мошкары делали пребывание
там невыносимым, а многочисленные змеи, гнездящиеся в расщелинах
скал, превращали прогулку по склонам гор и у подножий их в
рискованное предприятие.
Храм, вырубленный в скале
Нет оснований полагать, что в глубокой древности природные
условия были здесь иными. Тем большее удивление вызывал результат
осмотра «Четвертого Сундука». В том месте, где мощные пласты
розового песчаника глубоко погружались в землю (она, кажется, не
выдержала тысячетонной тяжести скалы), проступали остатки древних
гробниц. Огромные плиты, каждая весом в сотни килограммов,
прикрывали погребальные камеры, надежно оберегая покой мертвых.
Болотистая почва за десятки веков вобрала в себя плиты. Они
просели, накренились, покрылись лишайниками и слоем земли, на
которой разрослись густые заросли крапивы.
Более странное место для захоронений трудно представить. Ведь
стоило пройти сотню метров, и вот она площадка, высоко
приподнятая над кочковатыми болотищами. Значит, размещение
гробниц в низине, часто затопляемой речкой, определялось иными
причинами?
Поиски привели к неожиданному. Гробницы, оказывается, теснились
около вертикального обрыва скалы, намеренно обработанной древними
камнетесами. Они оббили отдельные участки скалы, выравнивая
выступы, закругляя их, выламывая блоки, состругивая, видимо,
лишнее, с их точки зрения. Камнетесы отделяли также огромные
блоки, в результате чего появились обширные плоскости. В целом
участок скалы, соседней с гробницами, выглядел подобием
вырубленного в камне храма. Три навеса его прикрывали намеренно
обработанные плоскости. Осмотр их привел к самому желанному
открытию на каменных плоскостях отчетливо проступали
изображения людей и каких-то фантастических существ. Они
датировались временем около середины I тысячелетия до н.э. То был
настоящий скальный храм, созданный сибирскими современниками
великих эллинских мудрецов Анаксимена и Пифагора.
Модель Мироздания
Сначала, при беглом просмотре, показалось, что разгадать
логическую связь между чередой многофигурных композиций
невозможно. Сокровенный смысл монументального сказа в картинах
ускользал, превращаясь в тайну, скрытую за семью печатями. Однако
кропотливые, затянувшиеся на годы исследования позволили-таки
выявить закономерности в расположении картин, установить порядок
«прочтения» их и расшифровать смысл художественного
повествования.
Изображения на разных уровнях храмовых плоскостей заметно
отличались по манере и особенностям воплощения образов. Если в
верхнем отделе преобладали «призрачные», оконтуренные редко
расположенными точками фигуры, точно идентифицировать которые не
удавалось, то в средней зоне они отличались подчеркнутым
реализмом исполнения. Но совсем иначе выглядели композиции
«нижнего фриза», где люди и звери обладали неземными
(«устрашающими!) чертами. Все это позволило высказать
предположение: различия в стилистике изображений, строгая
приуроченность их к разным уровням скалы отражали структуры
Мироздания, как их понимали интеллектуалы железного века Сибири.
Так, точечные рисунки верхнего отдела храма живописали Небо,
олицетворяя собою созвездия и «блуждающие звезды» Солнце, Луну
и планеты, реалистические изображения средней зоны Землю,
обитель людей, а фантастические персонажи нижнего отдела Преисподнюю,
мир мертвых, владык подземелий, холода, мрака и
адских чудовищ.
Железный век, кровавый век
Разгадку сложного по содержанию рассказа о героях, божествах и
духах подсказала галерея реалистических картин. Посредством их
велся сказ о драматических событиях, которые свершались некогда в
зоне «Среднего мира», т.е. на Земле. Сложные композиции
составляли вместе изобразительное повествование о герое,
совершающем богатырские подвиги. То был истинно эпосного
характера Сказ, а начинался он, как и полагается по канонам
такого рода устных сочинений, со сцены убийства врагами отца
героя. Его же самого, тогда беспомощного и неразумного дитя,
спасла от смерти богиня. Расположенные по соседству картины
рассказывают, как почти безоружный подросток победил могучего
богатыря чужестранца. За это и, видимо, другие удачи в
сражениях во благо своего народа благодарные соплеменники в лице
бородатого старца вручили ему традиционные атрибуты народного
героя лук, кинжал и шлем с плюмажем. По столь великому случаю
возведения юноши в сан богатыря жрица, восседающая на медведе,
сварила в котле жертвенного барана, окончательно закрепив
законность акта, особо почетного в сообществах первых кочевников,
когда кровавые военные столкновения стали печальной реальностью
степного бытия.
 |
 |
Первый богатырский подвиг героя победа над великаном.
|
Дар богатырю за его победы оружие и шлем.
|
Преодоление смерти
 |
Гибель героя, попавшего на чужбине в засаду.
|
Финальная сцена жизни богатыря оказалась (как и полагается по
строгим канонам героических сказаний) трагической. Он, победив
достойных силы его и мужества богатырей всей округи, предпринял
рискованный поход в дальние, заваленные глубоким снегом земли
(отчего он, облаченный в рыцарские одеяния и снаряженный
богатырским оружием, передвигался в сопровождении сотоварища,
богов и духов на лыжах!). Такого ранга богатыря можно победить
лишь коварством, а не в открытом (честном, лицом к лицу)
поединке. Это и случилось. Герой стал жертвой засады его подло
убил затаившийся в укрытии враг.
 |
Герой в странствиях по Нижнему миру.
|
Но герой народных сказаний о богатырях он на то и герой, что
жизнь его не заканчивается земным бытием, а переходит в инобытие,
опять-таки полное борений, но уже за обретение нового бытия.
Череда картин нижней зоны храма, олицетворяющей иной мир,
Преисподнюю, повествует о приключениях воителя, который
столкнулся с невиданными на Земле препятствиями мира мертвых и
божеств смерти. Дух героя достойно вышел из всех коллизий, вновь
обретя земную плоть и реальное бытие.
Нравственный пафос уникального в Сибири памятника культуры
очевиден лишь героическая, во славу Отечества и народа, жизнь
на Земле может обеспечить человеку бессмертие. Он и сейчас
воспринимается страстным призывом «Люди, достойно живите на
Земле!» На Белом Июсе изучается величайшей значимости
скульптурный храмовый памятник с редкостной художественной
ценности картинами. Они почти на тысячу лет удревнили истоки
знаменитых богатырских сказаний народов Сибири, славных
вдохновенным эпическим наследием. Исключительно богатая и
разносторонняя информативность этого самого древнего героического
повествования, которое в словесном выражении было, судя по всему,
поэтическим и исполнялось в сопровождении музыкальных
инструментов, позволяет сравнить его с самыми высокого стиля
образцами эпического творчества народов Евразии. Сюжеты его
невольно наводят на воспоминания о великих подвигах знаменитых
героев глубокой древности Гильгамеша, Геракла и Одиссея.
стр. 8
|