"ДЕМОКРАТИЧЕСКОЕ ОБНОВЛЕНИЕ" ВОСТОЧНО-ГЕРМАНСКОЙ СИСТЕМЫ НАУКИ
Вместе с объединением Германии 3 октября 1990 года срослись
воедино различные системы науки старых и новых
федеральных земель. Предлагаемые в сокращении материалы немецкого
агентства "Интер-Национес" описывают возникшие при этом проблемы
и найденные решения, подводят итог произошедшим переменам.
Герман Хорсткотте
С момента объединения Германии во всех восточно-германских вузах
сначала действовали временные правила западно-германского
образца — до тех пор, пока пять вновь образованных федеральных земель не
приняли каждая свои законы о высшей школе. Важную роль в
интеграции вузовских систем старых и новых федеральных земель
сыграл "Научный совет ФРГ" (НС).
 |
|
"Научный совет", расположенный в Кёльне, является высшим
совещательным органом политики в отношении высшей школы в
Федеративной Республике Германия. В нем заседают избранные
представители независимых научных организаций, например,
Германского научно-исследовательского общества, а также
представители бюрократии министерств и отдельные личности,
занимающие выдающееся общественное положение, скажем,
предприниматели или профсоюзные деятели. К текущим проектам
Научного совета относятся, среди прочего, имеющие практическую
обязывающую силу рекомендации по строительству государством
высших школ. Только до середины 90-х годов сотни миллионов евро
были направлены в каждую из новых федеральных земель.
Одновременно с этим на долю Научного совета выпала задача по
предметной оценке вузов ГДР. Ректор Дрезденского университета
Ландграф подводит итог: "Речь шла преимущественно о следующем
вопросе: какие высшие школы сохраняют свой статус (университета),
а какие продолжат свое существование в качестве
специализированных вузов?" Университет и специализированный
вуз — это были два основных типа высшей школы в старых федеральных
землях: университеты имеют, прежде всего, научно-теоретическую
ориентацию, специализированные вузы — скорее прикладную
ориентацию. В отличие от этого, в ГДР существовала более
разветвленная типология высших учебных заведений — университеты,
технические вузы, инженерные и другие высшие школы.
 |
|
Обе системы необходимо было привести в соответствие уже из-за
проблемы признания дипломов о высшем образовании и тем самым —
равенства шансов в профессиональной жизни. В результате сегодня в
новых федеральных землях также существуют только университеты и
специализированные вузы. Но это ни в коей мере не является
свидетельством западно-германской "колонизации" восточного
образовательного ландшафта. Вместе с объединением Германии новые
федеральные земли одновременно стали также частью Европейского
Союза, его представлений и системы ориентиров в сфере высшего
образования и признания академических дипломов. Германская
сторона уже имела трудности на европейском уровне с тем, чтобы
добиться признания диплома специализированного вуза наряду с
университетским дипломом. Признание дополнительных множественных
делений, принятых в ГДР, в европейском образовательном
пространстве не имело никаких шансов на успех. Речь могла идти
только о том, чтобы превратить высшие и специализированные школы
при известных условиях в специализированные вузы, статус которых
чуть ниже университетского.
Наряду с вузами, ориентированными преимущественно на обучение
студентов, в ГДР существовало большое количество чисто
исследовательских институтов Академии наук ГДР. Их палитра была
весьма широкой — от археологических наук до современной
генетики. "В ходе сложных совещаний на основе рекомендаций
Научного совета и по согласованию с земельными и федеральными
министерствами необходимо было решить, следует ли создавать новую
структуру для этих организаций и если да, то какую", —
вспоминает г-н Ландграф. В сфере прикладных исследований наиболее
подходящими оказались структуры уже существовавшего в старых
федеральных землях Общества им.Фраунгофера, чьи институты при
помощи договоров, заключенных с представителями экономики, но
также и посредством базового государственного финансирования
(около 30% общего бюджета Общества) оказывают поддержку в первую
очередь средним предпринимательским структурам в области высоких
технологий. Как правило, институты Общества им.Фраунгофера в
кадровом и предметном отношении тесно переплетены с высшими
учебными заведениями, их руководители являются одновременно
профессорами вузов. Еще более широкий предметный спектр — от
животноводства до экономических исследований — представлен в
Научном обществе им. Лейбница. До объединения Германии оно
охватывало 47 самостоятельных институтов, к 1992 году в
результате аттестации, проведенной Научным советом, к ним
присоединились еще 34 института из новых федеральных земель.
Бывшая Строительная академия ГДР после вынесения вотума
отечественными и зарубежными специалистами, которых опросил НС,
была совсем распущена. Она являлась высшей научной инстанцией по
архитектуре, градостроительству, пространственной архитектуре и
исследованиям в области строительства. Ее функции и отчасти кадры
перешли в вузы.
Другие научные "организации государственного сектора", например,
секции философии и культурологии, социалистическая наука о
производстве или целые вузы типа сельскохозяйственных товариществ
производителей, были распущены, поскольку предмет их исследований
был утрачен вместе с распадом прежнего экономического и
социального строя. Разумеется, специальные милицейские и военные
вузы восточного режима также не имели никакого будущего.
В 1997 году Федеральный административный суд как высшая инстанция
в Германии окончательно урегулировал признание старых дипломов о
высшем образовании времен ГДР, использовав при этом весьма
великодушные критерии. Выпускников вузов ГДР нельзя было лишать
шанса на новый старт в их профессиональной жизни. Это относится
даже к бывшим судьям, которые хотели бы практиковать в качестве
адвокатов. Образование, полученное в ГДР, признается наравне с
соответствующим образованием западно-германских вузов, если
сравнимы условия допуска к обучению в вузе, объем, структура
курсов и порядок экзаменов. Тем самым уже диплом об окончании
специализированной школы в ГДР — низшая ступень академической
квалификации старого строя — соответствует диплому об окончании
западно-германского специализированного вуза. Поэтому выпускник
специализированного учебного заведения ГДР может потребовать
выдать ему дополнительно диплом специализированного вуза.
 |
|
Самой известной внеуниверситетской научно-исследовательской
организацией в Германии является Общество им. Макса Планка (ОМП),
настоящая кузница лауреатов Нобелевской премии. После объединения
Германии ОМП открыло в новых федеральных землях восемнадцать
институтов, выделив на это более 500 миллионов евро. Первым был
Институт физики микроструктуры в Галле, возникший на базе
соответствующего института бывшей АН ГДР. Доля зарубежных
специалистов, приглашенных в восточно-германские земли вплоть до
сегодняшнего дня в качестве директоров подразделений ОМП,
составляет 40%.
Многочисленные исследовательские организации, оборудованные
специальными крупными приборами и насчитывающие сотни
сотрудников, объединены в Обществе им. Гельмгольца. После
объединения Германии оно создало три новых места дислокации:
Центр изучения окружающей среды в Лейпциге/Галле, который
занимается ренатурализацией ландшафтов, пострадавших в первую
очередь из-за горной промышленности (добыча и переработка бурого
угля); центр геоисследований в Потсдаме, где работают, например,
специалисты по прогнозированию землетрясений, и Центр
молекулярной медицины им.Макса Дельбрюка в (Восточном) Берлине,
один из важнейших центров по исследованию рака.
Общество им. Фраунгофера, расположенное в общей сложности по
десяти адресам, открывало там зачастую не один институт
прикладных исследований. Предметная сфера исследований
простирается от станкостроительной промышленности и новых
материалов, эффективной структуры перевозок до графической
обработки данных.
Научно-исследовательское общество им. В.Г.Лейбница, почти
половина из более 70 институтов которого расположена в восточных
федеральных землях, является наиболее влиятельным и легитимным
представителем восточно-германских вневузовских исследований. В
этом обществе продолжают существовать, например, богатый своими
традициями Дрезденский институт (академия) исследования полимеров
(искусственных материалов), многие центры генетики растений или
Научно-исследовательский центр биомедицины, окружающей среды и
безопасности в Россендорфе.
Исторический баланс нового строительства
Три вопроса профессору Хансу-Йоахиму Майеру, министру науки
Республики Саксония (1990-2002), бывшему впервые свободно
избранному министру науки ГДР
— Можете ли вы подвести промежуточный итог развитию вузовского
ландшафта в новых федеральных землях после объединения страны?
— Несмотря на трудности и некоторые ошибочные решения
промежуточный итог вузовского развития на востоке Германии после
1990 года позитивен. В основном удалось провести кадровое и
структурное обновление вузов при одновременном сохранении
признанных и испытанных достижений в преподавании и
исследованиях — политика, которую я в Саксонии обозначил девизом "Обновить и
сохранить". Многим исследователям так называемого среднего звена,
в частности, в таких областях, как математика, технические и
естественные науки, открылась дорога к профессуре. Повышению
уровня компетентности, в частности, в юридических и экономических
науках, способствовал также — несмотря на некоторые неоспоримые
неудачи — приток квалифицированных специалистов из старых
федеральных земель и из-за рубежа. Настоящее "смешение кадров"
было достигнуто прежде всего в гуманитарных науках. За прошедшие
годы профессорско-преподавательский корпус полностью
интегрировался и стал неотъемлемой частью общегерманской
мобильности и международной коммуникации. Число студентов с
1991/1992 года постоянно увеличивается и показывает растущую
привлекательность восточно-германских вузов. Большим успехом
является перестройка и расширение внеуниверситетских научных
исследований в восточных землях. Наряду с университетами
внеуниверситетские организации вносят существенный вклад в то,
что восточно-германские земли не являются более белым пятном на
карте общегерманского и международного научного ландшафта,
напротив, они демонстрируют серьезные достижения.
— В чем вы видите самый большой недостаток процесса обновления?
— Процесс обновления восточно-германских вузов не был частью
общегерманского проекта реформ. Не было нового структурного
старта в восточных и западных землях, происходила просто
адаптация восточно-германских вузов к модели старой Федеративной
Республики. Восточные земли в начале 90-х гг. должны были прежде
всего сделать фундаментальные шаги к достижению свободы в области
преподавания и научных исследований, накапливая при этом
собственный опыт. Западные земли считали себя примером.
Объективно обусловленная неравномерность развития в обеих частях
объединенной Германии препятствовала общему видению проблемы,
которое могло бы смягчить "раны" восточных земель. Эти "раны"
стали следствием и определенных тенденций к победным настроениям,
всезнайству, "колонизации", и, прежде всего, адаптации к
фискальному образу мысли Запада, что — во взаимодействии с
восточно-германской финансовой слабостью — привело к тому, что
обновление высшей школы сопровождалось резким сокращением
персонала. Финансовая угроза с тех пор постоянно сопровождала
восточно-германские вузы и уже похоронила некоторые многообещающие
тенденции.
— Вы сказали: "Публичный вуз не может существовать без
публичного признания. Он должен пользоваться доверием и
симпатиями населения, поскольку избиратели и налогоплательщики
решают, должен ли функционировать вуз и в каком виде". Что
означает на этом демократическом фоне автономия высшей школы?
— Автономия высшей школы — это не сумма или юридическое
выражение индивидуального права свободы науки, как это охотно
утверждают некоторые профессора. Это в большей степени
институциональная категория, и только как таковая она имеет
смысл. Если высшая школа должна осуществлять самоуправление и
пользоваться автономией в рамках закона и государственного
бюджета, то это может быть успешным только тогда, когда она будет
рассматривать себя в качестве ответственного сообщества,
дееспособного в структурном и ментальном смыслах. Это означает, с
одной стороны, готовность к самоуправлению и признанию его роли,
а также, прежде всего, готовность к принятию решений о
приоритетах; с другой стороны, это означает готовность
государства предоставить высшей школы достаточную свободу
диспозиций и гарантировать адекватную науке финансовую и правовую
свободу действий. Сравнение с американским университетом
показывает фундаментальную проблему, которая — несмотря на
некоторый прогресс — до сих пор не решена. Американский
университет является независимым актером на рынке образования и
научных исследований, чей менеджмент имеет необходимую для этого
свободу действий. Германский университет создан как
государственно-правовой институт и финансируется из
государственного бюджета. Если в области научных исследований,
даже при наличии государственного финансирования, определяющим
фактором выступает управляемая экспертами конкуренция с сильной
общегерманской составляющей, то преподавание и учеба в вузе
фактически не знают финансово релевантной, во всяком случае,
действительно мотивирующей конкуренции. В качестве первого шага
нам необходимо аргументированное обсуждение проблемы учеными,
политиками и обществом, а также обеспечение более высокого
приоритета образования и науки.
Фото Игоря Глотова, "НВС"
стр. 11
|