ШКОЛА НА СТЫКЕ НАУК
Более пятидесяти студентов, аспирантов и молодых ученых со всей
России (от Нижнего Новгорода до Владивостока) и Казахстана
собрались 11-16 сентября в Новосибирске для участия в
международной школе молодых ученых «Эволюция, системная биология
и высокопроизводительные вычисления в биоинформатике».
Ю. Черная, «НВС»
Уникальность этой школы в том, что она проходит сразу на
нескольких языках, отметил один из лекторов профессор Томас
Касавант (Университет Айовы, США). Я имею в виду не только и
не столько русский и английский языки, сколько язык математики,
статистики, программирования и язык биологии, систематики и
эволюции«. И, действительно, среди участников школы были молодые
ученые таких разных специальностей, как биология, химия, физика,
медицина, информатика, математика и программирование.
Идея проведения школы возникла прошлым летом, на последней
международной конференции «Биоинформатика регуляции и структуры
генома», которая проходит раз в два года. Дело в том, что на
конференции выступают уже состоявшиеся специалисты в области
биоинформатики, рассказывает чл.-к. РАН Николай Колчанов,
председатель научного комитета школы. Нам хотелось провести
школу для молодых ученых, на которой они могли бы не только
слушать, но и занимать активную позицию в дискуссиях, выступать в
роли докладчиков сами. Исходя из этого, мы и строили структуру
обучения: 3-4 часа лекций, 2-3 часа семинарских занятий. Один
день был полностью посвящен докладам молодых ученых и их
постерной сессии. Пригласить в школу в качестве преподавателей
удалось не просто специалистов высокого уровня, занимающихся
наиболее актуальными на сегодняшний день проблемами
биоинформатики, но и прекрасных лекторов у большинства
приглашенных в этом огромный опыт. По итогам школы будет создан
сайт, где будут представлены лекционные материалы. А после
проведения второй школы (которая планируется на следующий год
непосредственно перед конференцией «Бионформатика регуляции и
структуры генома») мы, учитывая нехватку учебных материалов по
биоинформатике, подготовим учебник со всеми лекциями на русском
языке.
 |
|
Поделиться общими впечатлениями от школы и рассказать о теме
своих выступлений мы попросили самих лекторов.
Профессор Дмитрий Щербаков (Лимнологический институт СО РАН,
Иркутск):
Байкалу около 30 миллионов лет. Естественно, что некоторые
группы организмов являются его ровесниками предки этих видов
появились с ним одновременно. Однако, выявлено, что предки
множества современных видов Байкала появились 3,5 миллиона лет
назад. Это означает, что примерно в этот период, еще до
плейстоценового похолодания было колоссальное вымирание, на месте
которого за короткое время развилось необычайное разнообразие.
(Сегодня количество видов в Байкале приблизительно в 2 раза
больше, чем в любом другом месте в остальной Cеверной Азии.)
Причина этого колоссального вымирания пока остается для нас
загадкой. А в поиске ответов мы используем и компьютерное
моделирование, и молекулярную генетику, и математику, пытаясь
подобрать наиболее вероятный сценарий, учитывающий события
прошлого и современную ситуацию. Об этом и была моя лекция.
Подобные школы это возможность для молодых специалистов
создать свое сообщество. Ведь обсуждать проблемы и делиться
новыми идеями внутри такого научного сообщества всегда
эффективней, чем с начальниками или именитыми коллегами. Честно
говоря, эта школа и мне дала возможность повидаться с коллегами,
«обновить связи внутри своего научного сообщества».
Профессор Василий Любецкий (Институт проблем передачи информации
РАН, Москва):
В моей первой лекции вниманию слушателей предлагались
оригинальные методы построения «деревьев» белков и «дерева»
эволюции видов, методы реконструкции эволюционных событий
молекулярного уровня. Вторая лекция была посвящена математической
модели экспрессии генов, прежде всего, тех механизмов экспрессии,
которые связаны с образованием вторичных структур мРНК. Также
были представлены новые алгоритмы поиска регуляторных сигналов
экспрессии генов.
Биоинформатика наука молодая и быстро развивающаяся. Она
основана, с одной стороны, на генетике и теории эволюции, а с
другой на методах из математики и теории алгоритмов, которые
позволяют описывать содержательные явления с помощью эффективных
и быстрых компьютерных программ. Для счета таких программ
используются вычислительные устройства с параллельной
архитектурой и, пока в меньшей степени, грид-технологии. Найти
биолога, который хорошо владеет программированием и понимает
соответствующую математику, как и программиста, знающего
генетику, трудно. Поэтому, на мой взгляд, подобные школы
вообще нужны, но для биоинформатики это острая необходимость.
Игорь Титов, кандидат физико-математических наук (Институт
цитологии и генетики СО РАН):
Мы часто сталкиваемся с различными сетями. Оказалось, что
компьютерные, организационные, электрические, биологические и
многие другие сети имеют схожую структуру. О том, какими
характеристиками обладают устойчивые сети и неустойчивые, как они
возникают и по каким законам развиваются, я и рассказывал в своей
лекции.
Подобная школа проводится впервые. И, мне кажется, это настоящий
прорыв для Сибирского отделения к нам приехали молодые ученые
со всей России. Ведь, как я уже говорил в своей лекции, для
успешного функционирования системы нужен обмен информацией и
кадрами.
Профессор Алексей Иванов (ГУ НИИ биомедицинской химии
им. Ореховича РАМН, Москва):
Моя лекция была посвящена проблемам компьютерного
моделирования пространственных структур биологических
макромолекул. Сегодня эта тема необычайно актуальна, например,
при изучении пространственной «упаковки» белков как мишени для
действия новых лекарств.
Впечатления о школе у меня очень приятные. Здесь собрались
молодые специалисты, энтузиасты науки. Выступать перед
мотивированной, заинтересованной аудиторией «с огоньком в глазах»
всегда приятно.
Профессор Ральф Хофестадт (Университет Билефельда, Германия):
Здесь я рассказывал о своей идее, о своей мечте программе
«Виртуальная клетка», над которой мы работаем уже 20 лет. Пока
нам удалось получить лишь статичную картину, в которой не хватает
жизни и движения. Это лишь малая часть большого целого, но для
биоинформатики, это уже настоящий прорыв.
Я всегда с большим интересом следил и по возможности участвовал в
международной конференции «Бионформатика регуляции и структуры
генома». И, конечно, с удовольствием согласился преподавать в
первой молодежной школе, проходящей под эгидой Конференции. Идея
организовать школу только для молодых специалистов, на которой
они могут ознакомиться сразу со всеми актуальными проблемами
биоинформатики очень удачна. Для меня школа это, в первую
очередь, возможность донести новые, передовые идеи до молодежи.
Сегодня не существует достаточно мощных и быстрых компьютеров,
чтобы решать задачи системной биологии «в лоб». Поэтому сейчас
успех могут гарантировать не дорогая техника, а только новые
подходы, более эффективные алгоритмы и неожиданные решения.
Особое внимание в программе школы уделялось не только лекциям
ведущих специалистов и семинарским занятиям, но и внеучебной
программе.
Культурные мероприятия, которые прошли в рамках школы помогли
участникам наладить общение между собой и с лекторами. А в
научной среде это необычайно важно: зачастую именно в процессе
общения людей разных специальностей рождаются новые идеи, новые
подходы к решению задач, рассказывает Дмитрий Афонников,
председатель организационного комитета Школы. Еще одна
отличительная особенность этой школы свободное посещение
лекций для всех желающих. Я очень рад, что этой возможностью
воспользовались и ученые различных научно-исследовательских
институтов Новосибирска, и студенты НГУ.
Нам остается добавить, что проводил школу Институт цитологии и
генетики СО РАН при организационной поддержке Новосибирского
государственного университета, кафедры информационной биологии
ФЕН НГУ, Совета молодых ученых ИЦиГ и финансовой поддержке
Российского фонда фундаментальных исследований.
стр. 2
|