БЕЗ РАБОТЫ НЕ ОСТАНЕМСЯ!
В истории 8-го корпуса бывшего Опытного завода СО РАН
(сегодня — Экспериментальный научно-технологический учебный центр), будто в
капле воды отразились все злоключения отечественной науки
последних лет. И простаивал он годами без дела, и был совсем
заброшен, и передавали его разным организациям, чтобы хоть как-то
сохранить от полного развала. И вот, наконец, в него, кажется,
вдохнули новую жизнь — несколько лет назад многострадальный
корпус взял себе на баланс наш, в хорошем смысле слова,
«монстр» — Институт ядерной физики СО РАН, расширив свои, и без того
обширные владения в самом Академгородке (включая мощное Опытное
производство) на Обское левобережье. И
работа в цехах корпуса N 8 пошла полным ходом…
 |
Начальник производства М. Егорычев, слесари В.Клементьев
и Ю.Подсумков |
Общаемся с начальником производства 8-го корпуса М. Егорычевым.
— Михаил Николаевич, если можно, с самого начала — с чего и как
здесь начинал ИЯФ, и чем вы занимаетесь здесь сегодня?
— Примерно года 3-4 назад, самой крупной в мире лаборатории по
физике высоких энергий ЦЕРН, строящей у себя гигантский
ускоритель длиной 27 километров, расположенный на территории 2-х
государств (Швейцарии и Франции), потребовалось изготовить
магнитную систему длиной 27 километров. В составе этой
системы — сверхпроводящие магниты. Каждый магнит длиной 16 метров имеет
внутри по 6 сверхпроводящих шин. Эти магниты расположены по всему
многокилометровому кольцу ускорителя. Так вот, мы и делаем для них
эти сверхпроводящие шины.
 |
Производственный 8-й корпус ИЯФ на левобережье |
— Представляю, сколько их нужно изготовить!
— В то время, когда возникла такая потребность, ЦЕРН искал
подходящих изготовителей. Был объявлен конкурс-тендер. И надо
отдать должное нашей дирекции — она вовремя сориентировалась.
Наши специалисты съездили туда, предложив свои возможности и
технологии. Кончилось тем, что мы выиграли этот тендер, хотя нам
пришлось, заметьте, соревноваться со многими европейскими
фирмами, желающими получить этот контракт.
— Выиграли за счет чего? Вероятно, опять-таки, благодаря
относительной дешевизне нашей продукции?
 |
Слаженно работают слесари А.Квадяев, И.Дегтярев и
А.Котлубовский |
— Не только. Во-первых, ИЯФ работает в рамках
межправительственного соглашения между Россией и ЦЕРНом,
инициатором которого был наш директор академик А. Скринский. И
эта работа является вкладом России в проект LHG. Когда этот
комплекс запустят, российские физики, в том числе и сибирские,
смогут работать на самом переднем фронте мировой науки. Здесь
заинтересован и ЦЕРН — в использовании высококвалифицированных
российских ученых.
Во-вторых, правительство России, несмотря на наши непростые
времена, частично вкладывает деньги в этот проект, через
финансирование конкретного института. Хотя, действительно, нечего
здесь скрывать — ценой мы их конечно тоже привлекли.
 |
Расточник Н.Пархоменко |
— И все же, наверное, не только в цене дело?
— Разумеется. Представители ЦЕРНа много раз приезжали к нам.
Приезжали еще до того, как заключить контракт — придирчиво
оценивали наши технологические возможности, культуру производства
и так далее. И остались вполне удовлетворены. А поскольку
производственных мощностей в самом институте нам не хватало — так
и возникла идея аренды этого цеха.
— Я слышал, раньше цех принадлежал Институту катализа?
 |
Работники участка высокотемпературной пайки В.Татарников
и Н.Моряков |
— Да, в свое время он был передан Институту катализа для того,
чтобы просто его сохранить. Он был в достаточно запущенном
состоянии, но благодаря ИК сохранился вполне прилично как
потенциально готовая к работе единица (в связи с этим
администрация СО РАН, помнится, даже выразила благодарность
Институту катализа за сохранность данного объекта). Словом,
корпус был в целом сохранен, и восстановить его нам удалось
довольно быстро. Хотя, отмечу, что в первую зиму нашей работы,
здесь было очень холодно — корпус 5 лет вообще не отапливался.
Итак, сначала мы получили контракт на изготовление проводников
для ускорителя в ЦЕРНе. И после того, как сделали первые
образцы — отвезли их в ЦЕРН, где нашу работу оценили. Фактически была
проведена полная ревизия наших технологических возможностей. И
после того, как наши партнеры выразили свое одобрение, мы начали
серийное производство. Идея по началу была такая — мы делаем
массовую продукцию, а мелкосерийную ЦЕРН будет делать у себя.
Однако, у них не все получалось, и когда они увидели, что у нас
что-то выходит лучше, то предложили нам взять на себя весь цикл
работ. Мы, естественно, не отказались…
 |
Ведущий инженер-технолог О.Валов и слесарь-механик С.Позикунов |
Договорились о цене, и на сегодняшний день в ЦЕРНе полностью
ликвидирован участок производства сверхпроводящих шин. Все отдано
нам. Это, безусловно, говорит о большом доверии к нам. Ведь ясно,
что если у нас случится некий сбой в производстве — это означает
угрозу для всего проекта. А восстанавливать и организовывать
производство заново — дело весьма непростое и долгое. В общем,
доверие к нам со стороны ЦЕРНа очень велико.
— А когда планируется запуск самого ускорителя?
— ЦЕРН рассчитывает провести первое включение в середине 2007
года. Естественно, к этому сроку система должна быть полностью
смонтирована. А мы свой основной фронт работ должны закрыть к
концу 2005 года.
 |
Радиомонтажник В.Вознюк |
— Выходит, вам уже пора подумать о будущем, подыскивать новые
контракты?
— Мы занимаемся этим постоянно. Уже сейчас кроме вышеупомянутой
работы мы имеем еще два контракта на изготовление совершенно иных
изделий. О наших перспективах могу сказать одно — во многих
мировых центрах физических исследований о нас сложилось мнение
как о надежных и достойных партнерах. В целом мы специализируемся
на изготовлении различных магнитных систем. Так в прошлом году мы
изготовили порядка 40-ка магнитных систем — квадруполи,
секступоли, октуполи — название зависит от количества полюсов. К
примеру, мы сделали магнитную систему из шести полюсов для
Японии. На нынешний день у нас есть контракт с Англией, тоже на
изготовление секступолевых систем.
Так что без работы мы не останемся. И, в первую очередь, за
счет того, что мы все делаем качественно. На сегодня уже
предельно ясно, что заказчики хотят с нами работать. Мы заключаем
тендеры и за счет этого живем и поддерживаем себя, постоянно
напоминая нашим рабочим (а здесь их у нас свыше полусотни), что
до тех пор, пока качество нашей продукции будет на европейском
уровне — мы не останемся без заказов.
Беседовал Дмитрий Федорцев, «НВС».
Фото В. Новикова.
стр. 1
|