ТОЧКА ВОЗВРАТА
А. Максимов, старший научный сотрудник ИТПМ СО РАН.
С каждым днем солнышко поднимается все выше и выше, нежно
обволакивая своими теплыми и веселыми лучами каждую веточку,
кустик или бугорочек, исподволь подтапливая начинающий уже сереть
снежный панцирь, крепко сковавший землю-матушку. Все задорнее и
громче становятся песенки переживших долгую сибирскую зиму
пичужек...
Только что мириадами серебристых зайчиков сверкала подмерзшая за
ночь корочка тонкого льда, но вдруг откуда-то из-под почерневшего
снега медленно потянулась под уклон тоненькая струйка талой
водицы. Через несколько минут многочисленные струйки начали
сливаться в один большой ручеек и вскоре, увлекая за собой зимний
мусор, расшвыривая его во все стороны в пенных водоворотах, с
веселым журчаньем понесся он вниз по улице. Только теперь стало
ясно: на улице -- апрель, а на душе -- предвкушение близкого
лета...
|
первые секунды полета ракеты-носителя "Протон"
|
По сложившейся в прежние годы привычке, хотелось бы весело и
беззаботно продолжить свой сказ о далекой от нас космической
гавани, знаменитом Байконуре, утопающем в эти апрельские дни в
бескрайнем море красных и желтых степных тюльпанов, о
неподражаемой улыбке Юрия Гагарина и о суровых буднях Главного
конструктора и его многочисленных соратников. Именно отсюда 12
апреля 1961 года человек впервые смело и уверенно шагнул в
неизведанные просторы Вселенной, превратив самый обыкновенный
весенний день в историческую веху для всего человечества. Однако
уже который день, словно натыкаясь на невидимую бетонную
преграду, застреваю именно на этом месте -- что-то не позволяет
продолжить свое повествование в духе безмятежного оптимизма. К
сожалению, этим "что-то" выступает наша суровая и тоскливая
повседневность, та ухудшающаяся с каждым днем действительность,
которая исподволь, исподтишка подтачивает столь необходимую всем
нам в условиях кризиса веру в светлое будущее. При этом мысли
волей-неволей вращаются вокруг усвоенного еще в детстве понятия
"точки возврата", появившегося в авиации, по всей видимости, еще
в тридцатые годы, когда довольно хрупкие по современным понятиям
аэропланы начали совершать дальние беспосадочные полеты.
Как правило, так называемая точка возврата располагается примерно
посередине дистанции, и после ее пролета из-за нехватки горючего
на обратную дорогу самолет теряет возможность вернуться в
исходную точку и может продолжить свое движение только в
направлении пункта назначения.
 |
ракета-носитель "Диамант" на старте
|
В последние годы, по мере постепенного увязания нашей страны в
трясине экономических и политических неурядиц, у меня все чаще и
чаще крутится мысль -- пересекли ли мы уже ту невидимую и
страшную "точку возврата" или все еще сохраняется возможность
возврата к нормальной жизни. Этот вопрос касается как
обустройства государства в целом, так и конкретных отраслей его
жизнедеятельности, включая и космонавтику.
Мощнейший ураган дезинтеграции и разрушений прошелся через каждое
ОКБ, завод или космодром. Непродуманные преобразования начального
этапа реформ и мизерное, сокращающееся из года в год
финансирование, сказались буквально на всех звеньях
инфраструктуры одного из важнейших и передовых отраслей
научно-производственной деятельности страны. В течение почти
полувека космическая отрасль развивалась как неделимое целое,
вовлекая в свою напряженную деятельность практически все
население и все уголки огромнейшей державы. Честно признаться, по
другому просто и быть не могло, так как развитие
ракетно-космической техники требовало колоссальных материальных и
людских ресурсов. Об этом свидетельствует и то, что даже развитая
в индустриальном отношении Великобритания очень быстро, после
первого же удачного запуска в октябре 1971 года своего
ракетоносителя "Блэк Эрроу" отказалась от национальной программы
ракетостроения и полностью переключилась на международное
сотрудничество. После 1975 года от программы развития собственных
ракет-носителей отказалась и Франция, осуществившая к тому
времени более десятка успешных запусков легких носителей типа
"Диамант".
В течение длительного периода стремительное развитие мировой
космонавтики определялось и диктовалось, прежде всего, острым
соперничеством между Советским Союзом и Соединенными Штатами
Америки. А Англия и Франция, как и большинство других
западноевропейских стран, приступили к совместному созданию
ракет-носителей "Европа" в рамках Европейской организации по
разработке ракет (ELDO), появившейся на свет 20 февраля 1964
года. Правда, ракеты-носители "Европа-1" и "Европа-2" так и не
сумели преодолеть земное тяготение и не вывели на орбиту ни
одного спутника, зато деятельность преемника ELDO - Европейского
космического агентства - стала триумфом грамотной и дальновидной
технической политики. Программа ЕКА "Ариан" оказалась весьма
успешной и показательной. При разработке новой ракеты были учтены
все предыдущие промахи и ошибки. Начиная с декабря 1979 года
"Арианы" стартовали более ста раз. Особой надежностью и
привлекательностью для потенциальных клиентов обладают
ракеты-носители "Ариан-4", которые имеют несколько модификаций и
позволяют выводить на переходную к геостационарной орбиту
спутники массой до 4,5 тонн. Благодаря своей высокой надежности и
гибкости в применении (последние 30 с лишним запусков "Ариана-4"
прошли без единой аварии) они довольно быстро завоевали более 60
процентов мирового объема коммерческих запусков. Успешному
коммерческому использованию данных ракет-носителей в немалой
степени способствует и удачное расположение космодрома Куру во
Французской Гвиане, находящегося всего на 5 градусов севернее от
экватора, откуда выгоднее всего выводить спутники именно на
геостационарные орбиты. В настоящее время завершаются летные
испытания более мощного и перспективного носителя "Ариан-5",
который по своим размерам и возможностям вполне сопоставим с
нашим знаменитым "Протоном". Стартуя с Байконура, наш "Протон" по
весьма сложной траектории выводит на геостационарную орбиту
высотой 36 тысяч километров две с небольшим тонны, то есть
примерно столько же, что и более легкий "Ариан-4". Благодаря
близости к экватору "Ариан-5" при почти одинаковой с "Протоном"
стартовой массе может вывести на стационарную орбиту примерно
вдвое больше груза.
 |
западноевропейская ракета-носитель "Ариан"
|
К такому успеху "Арианов" в свое время оказались не готовы ни
СССР, ни США. Пока две мощнейшие космические державы "терзали"
друг друга перспективами "звездных" и прочих войн,
западноевропейцы ушли далеко вперед. На рынке коммерческих услуг,
объем которых только по выводу спутников на орбиту ежегодно
составляет примерно 1,5 миллиарда долларов, заметно раньше нас
появился и Китай, предложивший свои чрезвычайно дешевые
ракеты-носители "Великий поход-2 и -3". Однако более широкому
использованию этих ракет до сих пор мешают их недостаточная
надежность, а также всевозможные препоны, возводимые американцами
при запуске изготовленных ими спутников с помощью иностранных
носителей. Эти препоны в значительной степени касаются и
российских ракет-носителей. Поэтому нашему довольно дешевому и
надежному "Протону" кое-как удалось прорваться на коммерческий
рынок только после распада СССР, когда прекратилась острая
военная и политическая конфронтация двух могучих космических
держав. Теперь же, когда всеобщий кризис в стране бушует вовсю,
сохранить былые достижения и одновременно завоевывать себе
достойное место по выводу коммерческих спутников на орбиту
(другое, например, изготовление самих спутников связи мирового
уровня, нам практически не под силу) весьма непросто, хотя, как
показывает опыт, и возможно. Возможно только потому, что в
прежние годы в развитие космической отрасли были вложены огромные
средства.
В Советском Союзе пик запусков пришелся на начало 80-х годов.
Тогда денег не жалели и для сохранения паритета с американцами
налегали не столько на качество, как на количество. В 1981 году
было осуществлено 103 успешных старта и выведено на орбиту 125
космических аппаратов, значительную часть которых составляли
фоторазведчики. В следующем году состоялось 110 запусков, и вышли
на орбиту 119 спутников. С тех пор количество запусков постепенно
сокращалось, что было связано с введением в эксплуатацию
спутников нового поколения с большей длительностью работы. Резкое
сокращение числа запусков наступило почти сразу же после распада
СССР. Хотя на 1994 год все еще было запланировано 102 запуска, но
удалось осуществить только 49, и один из них оказался неудачным.
Даже в 1995 году планировались 75 запусков, но... увы! Чудес не
бывает -- космический бюджет 1994 года составил всего 10
процентов от объема финансирования 1989 года, и в последующие
годы легче не стало, совсем даже наоборот. Быстро разрастающийся
всеобщий кризис начал сказываться и на надежности доведенных до
совершенства старых ракет-носителей. Особо неприятным в этом
отношении оказался 1996 год, когда из 27 стартов 4 оказались
полностью неудачными. 19 февраля "Протон" не сумел вывести на
стационарную орбиту спутник связи "Радуга", а 14 мая и 20 июня
из-за разрушения головных обтекателей на 49-й секунде полета
закончились авариями пуски ракет-носителей "Союз-У" с Байконура и
из Плесецка. Завершающим аккордом в череде неудач стал старт
"Протона" с долгожданным 6-тонным марсианским аппаратом,
практически на долгие годы похоронивший наши будущие планы
межпланетных исследований. Из-за очередного отказа злополучного
разгонного блока, служащего 4-й ступенью ракеты-носителя, 17
ноября 1996 года "Марс-96" так и не сумел выйти на межпланетную
траекторию и спустя несколько часов сгорел в атмосфере Земли.
Следующий год оказался переполненным тревожными сообщениями с
орбитальной станции "Мир". Чередою шли отказы аппаратуры и
связанные с этим потери ориентации, а 25 июня грузовой корабль
"Прогресс М-34" просто протаранил и разгерметизировал модуль
"Спектр". Драматизм ситуации усугублялся еще и тем, что в это
время на борту "Мира" трудились американские астронавты,
совершающие полеты по программе "Шаттл-Мир".
 |
орбитальная научная станция "Мир"
|
В последние годы ради выживания космической отрасли приходится
уделять все большее внимание поискам финансовых средств вне
бюджетной сферы. Почти полностью на коммерческой основе были
выполнены стыковки американских "Шаттлов" с орбитальной станцией
"Мир" и длительные полеты астронавтов США на ее борту. Все чаще
наш знаменитый "Протон" отправляется в космос с иностранными
спутниками на борту. Первый его коммерческий старт со спутником
связи "Астра-1Ф" состоялся 9 апреля 1996 года. На 1997 год было
запланировано уже 10 коммерческих запусков "Протона", но удалось
осуществить только 7 (6 из них для зарубежных заказчиков), и один
из них оказался неудачным. Правда, вышедший на нерасчетную орбиту
спутник связи "Азиясат-3" все же удалось спасти - используя
бортовые запасы горючего он совершил головокружительные маневры,
совершив несколько облетов Луны, и перешел на геостационарную
орбиту. В прошлом году "Протон" вывел 3 коммерческих спутника
связи на стационарные орбиты и третью партию из 7 "Иридиумов" на
более низкую орбиту. 20 ноября отправился в космос долгожданный
20-тонный базовый блок "Заря" Международной космической станции
"Альфа". На этот год в общей сложности запланированы 20
коммерческих запусков, примерно половину из которых совершит
ракета-носитель "Союз". После потери сразу 12 спутников мобильной
связи "Глобалстар" при аварии украинского "Зенита-2" в сентябре
прошлого года американская корпорация "Лорал Спейс энд
Коммуникэйшнс" решила вывести 24 спутника из 56 с помощью
российского "Союза". Первый старт с четырьмя спутниками
"Глобалстар" состоялся 9 февраля этого года. Уже 15 февраля
принял эстафету "Протон" и вывел на орбиту коммуникационный
спутник "Телстар-6". 15 марта "Союз" вывел на орбиту еще 4
спутника "Глобалстар", а 20 марта стартовал "Протон" с очередным
коммерческим грузом -- со спутником связи "Азиясат-3С". Широкое
коммерческое использование российских ракет-носителей стало
возможным только после снятия в 1997 году введенных со стороны
США жестких квот. Очередные запуски этих ракет-носителей
запланированы уже на ближайшие дни. Определенные надежды
сохраняются и в отношении коммерческого использования других
ракет-носителей, как известных, так и вновь разрабатываемых, к
числу которых относятся носители легкого и промежуточного классов
"Космос", "Циклон", "Старт", "Рокот" и "Рикша". Однако работы по
созданию новых ракет или модернизации старых наталкиваются на
острую нехватку финансовых средств и сильно затягиваются, что
явно не способствует их широкому использованию.
Все еще остается неясным вопрос и о дальнейшей судьбе нашей
орбитальной станции "Мир". Как известно, правительство С.Кириенко
согласилось утопить ее летом этого года, но против этого
выступили и Российское космическое агентство, и сами космонавты.
Первоначально была надежда найти иностранного инвестора, чтобы
сохранить "Мир" до ввода в эксплуатацию первой очереди
Международной космической станции, но она пока не оправдалась.
Из-за несвоевременной подготовки правительственного постановления
по данному вопросу наметившийся инвестор был потерян...
События последнего времени показывают, что космическая отрасль
России в значительной степени оправилась от первоначального шока
и вышла на относительно стабильный уровень функционирования. Об
этом свидетельствует и сохранение количества запусков за истекшие
три года примерно на одном и том же уровне. Следует заметить, что
в этом году, в связи с расширением коммерческой деятельности,
количество космических стартов может и увеличиться. Однако,
тревожный вопрос о "точке возврата", то есть о сохранении
космического будущего России, все же остается открытым.
стр.
|