КАК ВНЕДРЯЮТСЯ ИННОВАЦИИ
(из опыта новосибирского фонда)
Исследовательский фонд предпринимательства «Бизнес Лаборатория»
ведет свою деятельность в области коммерциализации инноваций вот
уже 2 года. Есть определенные результаты. Мы привлекли инвестиции
для 4 проектов, реализация которых начата. Два из них выводят на
российский рынок не имеющий аналогов продукт.
Хотелось бы поделиться своим опытом и рассказать об одном из 4-х
проектов.
Описание состояния проекта на момент поступления в «Бизнес
Лабораторию»
Работа над проектом «Ропат» (полное название создание
производства сваебойных гидромолотов под маркой «Ропат») началась
в сентябре 2003 года. Автор разработки и руководитель проекта Кувшинов
Виктор Александрович.
Почему мы выбрали «Ропат» из 40 имевшихся на тот момент в нашей
базе данных проектов? Разработка уже была защищена российскими и
зарубежными патентами, существовала действующая команда
исполнителей и менеджеров во главе с В. Кувшиновым, которая
произвела и испытывала 8 молотов, была готова конструкторская
документация, заключены договоры поставки. С технической точки
зрения продукт не имеет аналогов на российском рынке сваебойной
техники, а по сравнению с зарубежными аналогами выигрывает в цене
в 2-3 раза, а по ресурсу выработки в 2 раза (например, первый
произведенный гидромолот работает без ремонта 7 лет!).
Использование гидромолотов уменьшает затраты на возведение
фундаментов вдвое, позволяет вести «точечную» застройку в
густонаселенных районах вследствие низкого вибрационного
воздействия на грунт. «Ропат» обладает рядом других не менее
важных преимуществ: способностью преодолевать очень высокое
предельное сопротивление грунта до 140 тонн, не разрушая головы
сваи, работать в любых климатических условиях без неполадок,
выбивать стальные сваи из грунта.
Одним словом, с точки зрения рынка, «Ропат» конкурентоспособный
продукт, способный занять 10% рынка
сваебойной техники.
Проблемы проекта
Несмотря на высокую степень готовности проекта эксперты
«Бизнес-Лаборатории» столкнулись с рядом проблем при выборе
стратегии развития проекта. Основная из них состояла в том, что
для разработчика было нежелательным размещение заказов на
изготовление на сторонних заводах и первоначально расчеты по
проекту производились с учетом организации собственного
производства на арендуемых площадях.
Выбор стратегии
Было разработано 6 вариантов развития проекта:
1. Собственное производство с последующей сдачей произведенного
оборудования в аренду;
2. Собственное производство с последующей продажей оборудования в
лизинг;
3. Собственное производство и продажа;
4. Производство на аутсорсинге и сдача оборудования в аренду;
5. Производство на аутсорсинге и продажа оборудования через
собственную лизинговую компанию;
6. Производство на аутсорсинге и организация сбытовой сети;
7. Производство на аутсорсинге размещение заказа на
производство на сторонних предприятиях.
Выбор сделали в пользу варианта 2, включающего создание
собственного производства, создание или привлечение лизинговой
компании и реализация продукции на отечественном рынке, выход на
зарубежные рынки (гидромолоты «Ропат» запатентованы в Китае,
Европе и США). Объем инвестиций по этому варианту развития
составил 1,4 млн долл. сроком окупаемости 1,5 года.
Как нашли инвестора
Работа «Бизнес Лаборатории» по поиску инвестора длилась
4 месяца с сентября 2003 г. по январь 2004 г. и состояла из множества
мероприятий. Для начала проект был размещен в Российской сети
трансфера технологий и на сайте «Бизнес Лаборатории». После
проведения маркетинговых исследований, экономических расчетов и
создания инвестиционного меморандума проект был представлен на
презентации на Сибирской ярмарки во время проведения выставки
«Стройсиб». Мы осуществили две прямые рекламные рассылки:
крупнейшим производственным предприятиям Новосибирска и
участникам выставки «Стройсиб». Публикации в журнале «Идеи для
бизнеса» помогли выявить интерес у строительных организаций. Но
основным инструментом привлечения заинтересованных лиц были все же презентации (3 публичных и 9 индивидуальных). На одной из них
присутствовал представитель группы промышленных новосибирских
компаний, высказавший свой интерес к проекту.
Переговоры
Так, в январе 2004г. после проведения ряда постпрезентационных
мероприятий начались переговоры и то, что мы называем
согласованием интересов сторон. На самом деле менялась стратегия
реализации проекта, и нам необходимо было найти компромиссное
решение, выгодное, прежде всего, для проекта. Через 6 месяцев
работа вышла на финишный этап. Разработчик и инвестор заключили
лицензионное соглашение, по которому инвестор производит и
продает оборудование, разработчик осуществляет техническое
сопровождение и получает паушальный платеж и роялти после продажи
каждого молота.
Состояние на сегодня
В сентябре 2004 г. начато серийное производство гидромолотов в
Новосибирске.
Следует отметить, что мы не прекращаем работу с проектом после
начала его реализации. Проект сохраняется в базе данных «Бизнес
Лаборатории» и других открытых информационных источниках с целью
привлечения дополнительных инвестиций, партнеров и потребителей.
Е. Чепкина,
сотрудник ИФП «Бизнес Лаборатория»
office@investlab.ru

стр. 6
|