Печатная версия
Архив / Поиск

Archives
Archives
Archiv

Редакция
и контакты

К 50-летию СО РАН
Фотогалерея
Приложения
Научные СМИ
Портал СО РАН

© «Наука в Сибири», 2019

Сайт разработан и поддерживается
Институтом вычислительных
технологий СО РАН

При перепечатке материалов
или использованиии
опубликованной
в «НВС» информации
ссылка на газету обязательна

Наука в Сибири Выходит с 4 июля 1961 г.
On-line версия: www.sbras.info | Новости | Архив c 1961 по текущий год (в формате pdf), упорядоченный по годам
 
в оглавлениеN 41 (2277) 20 октября 2000 г.

ДОКЛАД НА ОБЩЕМ СОБРАНИИ
НОВОСИБИРСКОГО НАУЧНОГО ЦЕНТРА СО РАН

Задача моего доклада -- после краткого введения проанализировать современное состояние производственной и жилищно-коммунальной сферы ННЦ, сформулировать основные задачи и пути их решения: 1) в области капитального строительства" 2) производственной и коммунальной деятельности; 3) эксплуатации жилья и социальных учреждений. Состояние, цели и задачи в этих трех направлениях будут дополнены и конкретизированы в трех содокладах, а также в выступлениях руководителей области, мэрии, района и других выступлениях участников Общего собрания.

Буду касаться в основном правобережной части Академгородка и лишь в небольшой степени -- левобережной части и городского куста институтов.

История вопроса и постановка задач

Общие собрания ННЦ до сих пор не проводились. Проблемы ННЦ рассматривались попутно в ходе общих собраний Отделения. Но проблем накопилось очень много. Потребовалось организовать специальное собрание сотрудников ННЦ и, по-видимому, их надо и в дальнейшем проводить регулярно в промежутках между общими собраниями СО РАН. Об этом говорилось на последнем Общем собрании в мае 2000 г. (в частности, в выступлении академика С.Багаева). Но непосредственной причиной принятия Президиумом СО РАН решения провести Общее собрание ННЦ в октябре 2000 г. послужило обостренное обсуждение проблем жилищного строительства, а также накопившихся проблем по эксплуатации и ремонту жилого фонда в ННЦ. Многие проблемы являются общими для всех центров, имеющих Академгородки (т.е. и для Томского, Красноярского, Иркутского).

Генеральный план Академгородка был утвержден Постановлением Правительства в 1963 году, а затем, еще при М.А.Лаврентьеве, в 1974 году Президиумом СО АН утверждены "Основные направления развития Академгородка", после того, как был выполнен первый этап строительства Академгородка. В соответствии с этим генпланом и "Основными направлениями..." строительство успешно велось до конца 80-х годов. Кстати, и современное небольшое строительство, в отличие от досужих домыслов, ведется в точном соответствии с Лаврентьевским генпланом, что подтверждено специальной комиссией (работавшей по жалобе, переданной председателю Госдумы РФ Г.Селезневу).

В 1991--1993 гг., еще при В.А.Коптюге, ГИПРОНИИ был разработан проект новой Генеральной схемы развития Академгородка. Он касался перспектив освоения вокруг существующей жилой зоны, но не был утвержден. Такая же ситуация и с генпланом всего Новосибирска, что хотя бы частично объясняется незавершенностью, неясностью законодательных основ строительства в мегаполисе. Историю с генпланом исчерпывающе объяснял в ряде выступлений главный архитектор Академгородка А.Кондратьев. Но надо сказать, что Генплан нужен только как перспективный, рамочный документ, поскольку по каждому конкретному объекту принимается специальное решение, согласованное с горсоветом и с мэрией города.

В своих последних выступлениях на общих собраниях СО РАН В.Коптюг сформулировал среди важнейших задач -- укрепление материальной базы науки и строительство жилья для молодежи. В постановлении Общего собрания СО РАН от 22 марта 1996 года поддерживаются усилия научных центров, совместные с местными администрациями по сохранению инфраструктуры научных центров; по завершению недостроенных объектов на долевых началах; возможность объединения вспомогательных подразделений в структуры внутренней службы центров, необходимость всемерной поддержки и закрепления молодых специалистов, в том числе путем формирования фондов арендного жилья.

В "Концепции адаптации и реформирования СО РАН", разработанной под руководством В.Коптюга и принятой постановлениями Президиума СО РАН в начале 1998 г. в качестве важнейших задач названы: сохранение и развитие материально-технической базы институтов, а также эффективное использование всего имущества и земель СО РАН для поддержки фундаментальных и прикладных исследований; поддержка молодежи через увеличение числа аспирантов и аспирантских стипендий и строительство жилья для молодежи.

Основные направления капстроительства в СО РАН неоднократно обсуждались на Общих собраниях СО РАН и заседаниях Президиума СО РАН и закреплены в специальном постановлении Президиума от 28 мая 1998 г. в виде следующих 5 пунктов:

-- поочередное завершение объектов с большой степенью готовности с концентрацией на них финансовых и материальных ресурсов;

-- строительство кооперативного жилья на средства сотрудников Отделения на инженерно освоенных площадках с максимальным удешевлением стоимости строительства;

-- строительство жилья для молодых ученых и специалистов с совместным долевым участием Президиума СО РАН, институтов и будущих владельцев жилья;

-- строительство общежитий совместно с университетами для студентов, аспирантов и докторантов;

-- строительство без финансового участия Отделения, когда привлечение сторонних инвестиций осуществляется за счет использования закрепленных за СО РАН земель, имеющихся коммуникаций, развитой инфраструктуры, с передачей в пользу Отделения части постороннего жилья бесплатно.

Современное состояние Академгородка
и его инфраструктуры

1. Население Советского района составляет 131 тыс. чел. В том числе в правобережной части 93,5 тыс. чел. В учреждениях СО РАН и университете работает около 35 тыс. чел., 27,5 тыс. сотрудников Сибирского отделения, включая 5200 научных сотрудников, 4,5 тыс. студентов, 1,5 тыс. штатных сотрудников НГУ, около 7,5 тыс. во вспомогательных учреждениях. Вместе с членами семей сотрудники СО РАН и НГУ составляют около 50 процентов жителей Академгородка (правобережной части). Численность научных сотрудников, как и большинства других сотрудников СО РАН, сократилась за 9 лет на 20 процентов, численность кандидатов наук после некоторого сокращения с 1994 года стабилизировалась -- около 2800--2900 чел., а докторов наук даже возросла -- с 700 до 900 чел. Но средний возраст и докторов, и кандидатов наук неуклонно рос: с 54 до 58 лет -- для докторов и с 44 до 48 -- для кандидатов наук. Научные сотрудники без степени в Новосибирске были всегда чуть моложе, чем в других центрах, но с 1997 года стали старше. Это связано с тем, что в научные учреждения ННЦ с 1995--96 гг. принимается молодых специалистов меньше, чем в других центрах.

Число сотрудников в учреждениях здравоохранения, народного образования, АТО уменьшилось по абсолютной численности значительно, за исключением служб ЖКХ, тепло- и электросетей.

2. Земля, имущество, жилье

Площадь правобережной части Советского района 5.564 га, из них площадь земель СО РАН 1910 га (34%). На сельских территориях земель СО РАН значительно больше, в основном это земли Экспериментального сельского хозяйства и Ботсада (ЦСБС). Земли, возможные для строительства, расположены около Ельцовки и относятся к муниципальным землям.

На балансе СО РАН содержатся научные здания, сооружения, передаточные устройства общей стоимостью около 2 млрд руб. и жилые здания стоимостью около 2,7 млрд руб. В жилом фонде СО РАН проживает 63 тыс. семей, т.е. 67% населения Академгородка. 57 объектов социальной сферы содержатся на балансе и поддерживаются СО РАН. Среди них база отдыха, спортивные сооружения, ДК, ДУ, школы, 26 ДОУ, 16 зданий ЦКБ и поликлиник.

3. Производственные и вспомогательные службы

С делами строительства связаны только УКС СО РАН и ГИПРОНИИ (примерно по 25 чел. в каждом). Строительство ведут СМУ "Сибакадемстроя" и другие строительные организации. Для проведения технической политики и методического руководства в обеспечении должного уровня содержания инженерных систем и жилищно-коммунального хозяйства в 1997 году создана Служба главного инженера СО РАН, основной задачей которой является обеспечение потребителей тепловой и электрической энергией, водой (и отведением стоков), сжатым воздухом и оборотной водой на технические нужды, а также рациональное использование производственных мощностей, инженерных сооружений и передаточных устройств, и включает опытный завод, УВКХ, УЭТС, ПЖРЭУ (6 ЖЭУ), АТО ННЦ и аналогичные организации других научных центров. Инженерные системы пронизывают жилую и производственную зоны (пример -- тепловые сети) и не могут быть разделены.

Один из главных выводов обзора современного состояния в Академгородке и его инфраструктуры -- СО РАН не является сегодня преобладающим владельцем земли и имущества, сотрудники СО РАН и НГУ и члены их семей составляют около 50% жителей. Поэтому поддержание инфраструктуры, жилищного фонда, решение всех жилищно-коммунальных и социальных вопросов возможно только совместными усилиями мэрии (включая администрацию района) и СО РАН при участии других хозяйствующих организаций.

Вопросы жилищного строительства

1. Последние годы капитальное строительство осуществлялось на фоне резкого сокращения бюджетного финансирования строительства в целом и полного прекращения бюджетного финансирования строительства жилья.

Решение о строительстве современных домов в Верхней зоне Академгородка для сотрудников Отделения принимались на заседаниях Президиума СО РАН под активным давлением со стороны администраций институтов, сотрудники которых хотят получить достаточно комфортное жилье по себестоимости строительства. В настоящее время жилищное строительство в Верхней зоне ведется на четырех площадках, из них на трех (ул. Золотодолинская, ул. Терешковой, ул. Коптюга) на окраине жилой зоны и не мешает другим жильцам, и только один дом (ул. Ильича) сооружается внутри жилого квартала.

2. 90 процентов жилья во всех домах (кроме дома по ул. Ильича), а это 285 квартир, распределено между сотрудниками институтов СО РАН, а 5 процентов жилья передано администрации города и подрядным строительным организациям с оплатой по себестоимости строительства. В доме по ул. Ильича сотрудники СО РАН получат 40 процентов жилья (25 процентов -- в счет оплаты долевого участия инвестора -- фирмы "Струг" в строительстве инженерных сетей и 15 процентов -- с оплатой по себестоимости). Финансирование строительства указанных домов полностью осуществляется за счет средств будущих жильцов.

Из числа сотрудников ННЦ СО РАН, подавших заявления на приобретение квартир, только каждый третий-четвертый включен в список инвесторов. В тех организациях СО РАН, где образованы "жилищные цепочки" (ИЯФ, ИТПМ, ОИГГМ), улучшат жилищные условия значительно большее количество семей, чем выделено квартир. Важно принять решение, обязывающее дирекции и профкомы организаций создавать такие "жилищные цепочки".

3. Продолжается строительство жилья в других микрорайонах Академгородка и на городской площадке, прежде всего для молодежи, что очень важно для закрепления научной молодежи:

а) на ул. Пирогова строится 160-квартирное общежитие для аспирантов совместно с НГУ и инвестором -- СЭО СО РАН;

б) завершено строительство 160-квартирного дома для молодых специалистов по ул. Вахтангова в Правых Чемах, финансирование которого осуществлялось Президиумом Отделения, институтами и жильцами в пропорции соответственно 40%, 40%, 20%.

4. В других районах:

а) готовится разрешительная документация для строительства 80-квартирного дома по ул. Сакко и Ванцетти в Октябрьском районе города для сотрудников городского куста институтов;

б) на условиях передачи 25% жилья Отделением выделены площадки инвесторам в микрорайоне "Щ" по ул. Иванова (инвестор -- ЗАО "МАиС-компания") и по ул. Арбузова (инвестор -- СМУ-2 "Сибакадемстроя");

в) обсуждены вопросы с Институтом математики и фирмой "СибСофт" о строительстве рядом со строящимся общежитием дома для сотрудников ИМ и фирмы, а также достройка производственных корпусов КТИ микроэлектроники, в том числе для "СибСофта".

5. При выборе площадок под новое строительство учитывались следующие факторы:

-- минимальная, по возможности, вырубка леса при обязательном выполнении компенсационных восстановительных посадок;

-- расположение новых домов не внутри жилых дворов, а на площадках, примыкающих к жилым кварталам;

-- близость расположения магистральных инженерных сетей от объектов строительства, что значительно (до 22--25%) сокращает стоимость строительства.

6. Названные стройки в правобережной части Академгородка на ближайшие годы -- последние, т.к. практически полностью задействованы мощности канализационной системы Бердск--Академгородок--КНС-17 (р. Иня) Новосибирска, в связи с чем Центром государственного санэпидемнадзора Новосибирска наложено ограничение на новое строительство, начиная с 01.10.2000 г. Эта проблемам общая для руководства области, города и Отделения еще и потому, что этот единственный коллектор стоков г. Бердска, Советского и Первомайского районов Новосибирска находится в аварийном состоянии.

7. Возможные варианты жилищного строительства после решения проблемы водоснабжения и канализирования:

-- ограниченное, выборочное строительство жилых домов в Верхней зоне Академгородка;

-- строительство на периферийных площадках в Н.Ельцовке, микрорайоне "Е" (восточнее Академгородка), микрорайоне "Камышевка";

-- строительство в микрорайоне "Щ" после сноса аварийных брусчатых домов.

Далее -- о капремонте объектов НИИ
и жилого сектора ННЦ СО РАН

У научно-исследовательских институтов имеется 453 здания общей площадью почти 700 тыс. кв. метров. В соответствии с едиными нормами расчетный объем ремонта должен составлять около 28 млн рублей (или 1279 тыс. в ценах 1984 года). Фактически средств выделялось значительно меньше, все последние годы -- менее половины, а иногда и полный ноль. И лишь в этом году объем выделенных средств можно счесть удовлетворительным.

Специальная комиссия проверила в ННЦ 13 институтов по проблемам капремонта. Проверкой выяснено, что все средства на капремонт используются по назначению. Финансовых нарушений не обнаружено, но практически во всех институтах допущены нарушения при оформлении проектно-сметной документации и при приемке выполненных работ. В основном эти нарушения допущены в тех институтах, где вопросам капремонта занимаются неспециалисты, а также из-за отсутствия во всех учреждениях нормативной литературы. Комиссия проверила также техническое состояние зданий, сооружений и передаточных устройств, находящихся на балансе институтов. Установлено, что многим зданиям требуется реконструкция и ремонт кровель, особенно выполненных из рубероида (мягких) с внутренним водостоком. Из-за постоянного недофинансирования в институтах не проводится планово-предупредительный ремонт, что приводит к аварийным ситуациям.

Наиболее острыми вопросами остаются также следующие:

а) в плохом состоянии остаются системы водо- и теплоснабжения, требующие во многих институтах полной замены;

б) в химических институтах не в полном объеме или на грани отключения, иногда вообще не работают вентиляционные системы;

в) не проводился ремонт твердых покрытий дорог, что приводит зачастую к затоплению подвальных помещений. Это происходит также из-за плохой гидроизоляции фундаментов;

г) во многих институтах нет совсем или разрушены ограждения, что приводит к многочисленным хищениям материальных средств;

д) требуют ремонта полы в коридорах институтов, особенно выполненные из плиточных материалов;

е) из-за длительного пользования требуют ремонта или замены силовые кабельные и проводные сети, сети освещения, электротехнические коммутационные и распределительные системы.

У нас составлен план капитального ремонта на три года. Сегодня он выполнен лишь частично, из-за недофинансирования. Необходимо составить новый трехлетний план, с учетом уже сделанного и наметить реальное решение этих острых проблем. Я надеюсь, что то увеличенное финансирование на ремонт, что было в этом году, на следующий год сохранится, или даже увеличится.

Теперь об инженерных сетях, тепло- и водоснабжении. Они имеют огромную протяженность. Подземные тепловые сети -- 102 километра, кабельная линия -- 350 км, водопроводные сети -- 236 км, канализационные сети 211 км и так далее.

Система водоснабжения -- это также проникающая система, т.е. она обеспечивает и жилую зону, и институты. Кроме того, в нее включены три подсистемы: скважинная система, где производится водозабор, затем подача воды из городской сети, и, наконец, система водоснабжения за счет воды из пос. Кольцово. В настоящее время за счет того, что пробурены новые скважины, проблем с водоснабжением в Верхней зоне в целом решена, хотя до этого холодная скважинная вода была в дефиците. Здесь еще предстоит большая работа, в основном -- по очистке воды (повышенное содержание карбоната железа и марганца. Сейчас эта работа ведется. Будут задействованы две установки. Одна -- разработка Института горного дела, другая -- КТИ лучевых технологий (Иркутск).

Далее -- это тарифы. Вода из скважин обходится нам дороже, и это тоже одна из проблем.

Следующий вопрос -- реконструкция водовода под Морским проспектом, находящегося в аварийном состоянии. Не вдаваясь в технические детали, отмечу, что длина его -- 2 километра, и на эту работу необходимо как можно быстрее найти 7,5 млн рублей.

Теперь о поквартальной пропорции финансирования коммунальных услуг. Минфин выделяет средства не в тех пропорциях, что нам необходимы. В частности, 60 процентов годовых средств будут выделены нам лишь в этом, четвертом, квартале. Это обстоятельство долго держало нас в напряжении. Ситуация в других научных центрах примерно та же, что у нас. Наши тарифы на теплоэнергию пока ниже городских, но должны быть повышены, чтобы не работать себе в убыток (УЭТС).

Жилищно-коммунальное хозяйство. Оно является взаимосвязанной системой и требует единой вертикали руководства. Централизация такой работы улучшит координацию и даст возможность, не распыляя силы, достичь общей цели. Подробнее об этом расскажет В.Урушкин, я коснусь лишь некоторых проблем.

Первая проблема -- накопленного долга жилищных организаций. Субсидии здесь покрывали лишь от 50 до 30 процентов необходимых расходов. А сборы от населения покрывали 25--27 процентов расходов. Вот эта разница, которая составляла от 30 до 40 процентов, и накопилась.

По постановлению Правительства в этом году население должно было оплачивать 70 процентов стоимости коммунальных услуг. Но только с 1 июля тарифы были повышены до 50%. Но это общая проблема не только для ННЦ, но и для Новосибирска, и других городов страны.

Теперь о необходимости зарабатывания средств жилищно-коммунальным хозяйством. Принят ряд мер, в том числе, им передана часть объектов (магазины и прочее), которые позволят получать жилищно-коммунальным службам дополнительные доходы. Но надо искать и другие способы зарабатывания средств. Не секрет, что многие квартиросъемщики хотят улучшить комфортабельность своего проживания. Но все средства по этим работам (ремонт квартир, кровель, балконов и т.д.) пока попадают в карманы сторонних фирм и частников, наши службы (РСУ и другие) упускают из рук весьма серьезные финансовые потоки.

Далее -- у нас около 69 процентов домов находятся в эксплуатации 30--40 лет, они подошли к своему критическому уровню и им требуется реконструкция. Это очень сложная задача, во-первых, по той же причине -- отсутствие необходимого финансирования. О возможных подходах к решению этой задачи расскажет В.Набивич.

Следующая проблема -- снос брусчатых домов в Нижней зоне Академгородка -- 39 домов общей площадью 21 тыс. кв. м, где проживает 629 семей. Эти дома не подлежат капремонту и их необходимо сносить. Проблема пока не имеет очевидного решения.

Среди накопившихся проблем -- ремонт внутриквартальных дороги тротуаров, фасадов зданий, балконов, кровель, утепление чердачных перекрытий; сильное изношено лифтовое оборудование, требующее замены или реконструкции.

Эти вопросы необходимо решать совместно с мэрией и администрацией Советского района -- одними силами Сибирского отделения их не решить. Это с учетом того, что значительная часть, а в ряде микрорайонов -- большая часть жилья -- уже приватизирована. Одним из возможных решений является создание кондоминимумов, товариществ по эксплуатации жилья. По моему мнению, Новосибирск здесь запаздывает. Так, в Красноярске уже до 30 процентов жилья находится в кондоминимумах.

Следующая информация -- об освобождении квартир, используемых не по назначению. В 1993 году таких насчитывалось 121 квартира и один коттедж. Сегодня осталось 29 квартир (библиотека, аптека, несколько общежитий, служебные помещения РОНО, магазины и т.п.) и 1 коттедж (станция юных натуралистов) -- совсем небольшой резерв. Занятые квартиры следует освобождать для жилья.

Теперь о социальных проблемах. У нас в целом в правобережной части Советского района пенсионеров около 20 тысяч, что составляет 21 процент населения. Трудоспособного населения -- около 33 процентов, это сравнительно благополучная характеристика.

О социальных проблемах ННЦ, надеюсь, подробно расскажет глава районной администрации.

Я же дам информацию по одному из важных показателей -- средней зарплате в науке. В 1999 году по ННЦ она составляла 1700 руб. в месяц, что сопоставимо со средней зарплатой в строительстве, ниже, чем в торговле и общепите, но выше, чем в других отраслях. В текущем году зарплата во многих институтах выросла.

Говоря о детских дошкольных учреждениях, сообщу, что наши детские сады недозагружены по сравнению с муниципальными.

Одна из наиболее острых у нас проблем -- медицина. Это связано, в основном, с проблемами Центральной клинической больницы. ЦКБ в сущности является муниципальной больницей и фактически обслуживает большинство населения Советского района, а федеральное финансирование получает, исходя лишь из числа сотрудников ННЦ. Это 27,5 тыс., таким образом, ЦКБ получает финансирования в три раза меньше, чем надо. При этом, остро необходим капремонт большинства помещений ЦКБ. Долги по подоходному налогу в федеральный и региональный бюджеты в сумме 1547 тыс. руб. сегодня реструктуризированы с рассрочкой платежа на 6 лет. Вопрос о реструктуризации долга в городской бюджет в сумме 1677 тыс. руб. не решен по настоящее время. Переговоры по взаимозачету долгов мэрии и ЦКБ в размере 733 тыс. руб. -- в стадии решения.

Подробнее о ситуации в ЦКБ, надеюсь, расскажет ее главврач. Требуется кардинальное, совместное с муниципальными властями, решение по ЦКБ.

В заключение отмечу, что все предыдущие годы наша главная задача была -- спасти науку, т.е. решить проблемы обновления оборудования и сохранения научных кадров. Сегодня накопившиеся проблемы в социальной и жилищно-коммунальной сфере настолько остры, что откладывать далее их решение невозможно. Определенные позитивные сдвиги уже произошли: увеличено финансирование на капитальный ремонт, проведен ряд решений по совершенствованию жилищно-коммунальной сферы, надеемся на решение проблемы стоков (совместно с городскими властями).

Но главное -- развитие производственной структуры Академгородка. За счет собственных средств Сибирскому отделению этого не решить. В каком направлении нам развиваться? Это требует специального обсуждения. Возможно несколько направлений развития.

1. Придание Советскому району статуса технопарковой зоны с возможным включением п. Кольцово и г. Бердска (в Бердске большое количество предприятий, имеющих свободные мощности для производства наукоемкой продукции).

2. Укрепление и развитие малых предприятий, в том числе и при институтах Отделения, выпускающих наукоемкую продукцию и могущих зарабатывать.

3. Максимальное развитие "софтовых" компаний, производящих программный продукт. Они будут приносить району налоги, создавать новые рабочие места, создавать средний класс сравнительно хорошо зарабатывающих людей.

Это все наши перспективы. А я оптимист и уверен, что те проблемы, которые сегодня могут казаться неразрешимыми, совместными усилиями будут успешно преодолены.

Спасибо за внимание.


стр. 

в оглавление

Версия для печати  
(постоянный адрес статьи) 

http://www.sbras.ru/HBC/hbc.phtml?6+116+1