Печатная версия
Архив / Поиск

Archives
Archives
Archiv

Редакция
и контакты

К 50-летию СО РАН
Фотогалерея
Приложения
Научные СМИ
Портал СО РАН

© «Наука в Сибири», 2019

Сайт разработан и поддерживается
Институтом вычислительных
технологий СО РАН

При перепечатке материалов
или использованиии
опубликованной
в «НВС» информации
ссылка на газету обязательна

Наука в Сибири Выходит с 4 июля 1961 г.
On-line версия: www.sbras.info | Новости | Архив c 1961 по текущий год (в формате pdf), упорядоченный по годам
 
в оглавлениеN 44-45 (2280-2281) 17 ноября 2000 г.

РЯДОМ С ВЕЛИКИМ ЧЕЛОВЕКОМ

Б.Волков,
бывший начальник Новосибирского
высшего военно-политического
общевойскового училища,
генерал-лейтенант в отставке.

Академик М.А.Лаврентьев
и Новосибирское высшее военно-политическое
общевойсковое училище имени
60-летия Великого Октября

(июнь 1967 -- октябрь 1980 гг.)

Неоценим вклад М.А.Лаврентьева в укрепление обороноспособности страны и повышение боевой мощи Вооруженных Сил. В годы Великой Отечественной войны 1941--1945 гг. в послевоенный период многие его научные открытия и идеи легли в основу разработки новых видов боевой техники, вооружения и боеприпасов. Лаврентьев в числе немногих ученых был удостоен боевого ордена Отечественной войны. Этот орден он надевал в День Советской Армии и в День Победы. С особой теплотой и вниманием относился Михаил Алексеевич к защитникам Отечества. Он хорошо знал видных военачальников и по-деловому дружил с ними.

Не случайно, когда в начале 1967 года встал вопрос, где же разместить вновь создаваемое высшее военно-политическое учебное заведение, академик Лаврентьев принимает, несмотря на немалое сопротивление некоторых его друзей и соратников, смелое и мудрое решение разместить училище в Академгородке, с предоставлением ему необходимых помещений.

И когда в мае 1967 года мы с назначенным начальником училища полковником (в настоящее время генерал-майором) Зибаревым Василием Георгиевичем прибыли к нему на беседу, Лаврентьев подробно расспросил нас, кто мы такие, как представляем будущее училище, с чего будем начинать. Затем сам рассказал, каким он хотел бы видеть новое высшее военное учебное заведение, его роль и место в жизни научного центра, и дал ряд советов по первоначальным шагам формирования училища. Беседа продолжалась больше часа. Мы чувствовали, что М.А. очень внимательно изучает нас.

Эта первая встреча оставила глубокий след в нашей жизни и во многом помогла с самого начала целенаправленно, по-деловому построить взаимоотношения с учеными, с коллективами институтов, НГУ, школами и в целом с жителями Академгородка. М.А. умел слушать собеседников, но не любил лишних слов, сам был всегда конкретен. В этом мы убедились, работая с ним рука об руку на протяжении 13 лет. Он обращал наше внимание прежде всего на подбор преподавательского состава училища, его научную и методическую подготовку. Убедительно повторял известную истину, что лицо вуза, качество подготовки слушателей определяется составом преподавателей. Обещал помощь в научной подготовке преподавателей и, учитывая наш гуманитарный профиль, рекомендовал установить тесные связи прежде всего с Институтом истории, с кафедрой философии СО РАН, кафедрами НГУ. Учебные классы, лаборатории, считал он, должны быть оборудованы и оснащены с учетом современного развития. Советовал активно использовать возможности научно-исследовательских институтов Сибирского отделения, а личному составу училища участвовать в общественной жизни Академгородка.

Размещение училища в новосибирском Академгородке с его огромным научным потенциалом открыло огромные возможности роста и развития высшего военного учебного заведения, создало благоприятную среду для воспитания будущих офицеров в духе лучших традиций нашей армии. И эти возможности при активной поддержке М.А.Лаврентьева мы старались использовать.

Вместе с развитием Сибирского отделения, Академгородка росло, мужало и набиралось сил и опыта наше училище.

Повышению качества учебно-воспитательного процесса во многом способствовали творческие связи с известными учеными СО АН, которые носили разносторонний характер. По рекомендации М.А. самой распространенной формой контактов были встречи командиров, преподавателей и широкой курсантской аудитории с учеными.

С самого начала установились тесные связи преподавателей училища с институтами и кафедрами Сибирского отделения. Видные ученые не только публично выступали перед личным составом училища, но и читали лекции, проводили занятия с курсантами. Преподаватели наших кафедр принимали активное участие в работе научных конференций и симпозиумов Сибирского региона.

Только за первые пять лет в училище в содружестве с Новосибирским научным центром и вузами города подготовлено 9 кандидатов наук, 3 преподавателя работали над докторскими диссертациями и 20 над кандидатскими. Научными руководителями соискателей, как правило, выступали ведущие ученые Сибирского отделения, а преподаватели училища занимались в аспирантуре институтов.

Практиковались совместные выпуски преподавателями училища и учеными научных трудов: "Сибиряки -- фронту", "Некоторые методологические проблемы общественных наук" и др. При помощи ученых были организованы научные кружки и устные журналы по политической экономии, курсу международных отношений и внешней политике и другим предметам. Постепенно складывались рабочие отношения с НГУ, регулярно проходили совместные научные встречи курсантов и студентов.

Курсанты, преподаватели с самого начала активно включились в военно-политическую и оборонно-массовую работу. Курсантов встречали в школах, как верных друзей. Они проводили со школьниками беседы по истории вооруженных сил, изучали азы военного дела, организовывали спортивные соревнования и военные игры. Самыми интересными для школьников были военно-спортивные игры "Орленок" и "Зарница". Училище тогда стало базой для проведения областных финальных военно-спортивных игр.

Благодаря постоянной поддержке со стороны председателя СО АН М.А.Лаврентьева нам была предоставлена возможность проводить массовые училищные мероприятия в Доме ученых, домах культуры "Академия", "Юность", использовать спортивные площадки и стадионы городка.

Жизнь, учеба и служба в Сибирском научном центре, постоянное общение с научной интеллигенцией, молодежью, жителями Академгородка оказывали положительное влияние на формирование личности будущих офицеров.

Пройдет всего 3 года со дня основания училища и М.А.Лаврентьев скажет: "Училище хорошо вписалось в Новосибирский научный центр, активно включилось в организацию и проведение многих совместных мероприятий, в рождение новых, ярких традиций города, оказало благотворное влияние на общественную жизнь и героико-патриотическое воспитание жителей Академгородка...".

Для нас, как руководителей училища, так и всего командно-преподавательского состава, эти слова стали оценкой нашего труда и были самой высшей наградой. В то же время мы сознавали, что во многих достижениях училища, росте его авторитета, в подготовке многих отрядов выпускников -- молодых офицеров, есть немалый вклад сибирских ученых.

В 1971 году состоялся первый выпуск в нашем училище. Дипломы о высшем образовании получили около 300 выпускников. Это были высокопрофессионально подготовленные офицеры. С большим желанием и вдохновением они ехали в войска на практическую работу. Откровенно скажу, что не меньше нас этому событию радовался М.А.Лаврентьев. Он принял самое активное участие во всех мероприятиях, связанных с выпуском, начиная от вручения дипломов выпускникам и торжественного собрания, до фотографирования с молодыми офицерами. Выступая на завершающем торжестве, он советовал им быть ближе к личному составу, постоянно совершенствовать свои знания, никогда не останавливаться на достигнутом и сохранять связь с училищем.

Ему очень понравились слова из песни об Академгородке, написанной выпускником училища, жителем Советского района Рахматулиным: "...Не забудем мы годы курсантские и тебя, Академгородок...".

Нас, офицеров, подкупали в академике простота и доступность в общении, умение найти контакт с аудиторией, перед которой он выступает. Он свободно мог в любое время приехать в училище, на полигон учебного центра, на наш военный пляж.

В 1975 году на базе училища в максимально короткие сроки был построен комплекс зданий для размещения и обучения (переподготовки) руководящих кадров партийных и советских работников. Регион, откуда должны были прибывать на учебу, охватывал территорию от Урала до Тихого океана и всю Среднюю Азию. На курсы прибыло 100 человек.

И когда я проинформировал М.А.Лаврентьева о том, что курсы готовы к работе и коротко охарактеризовал состав обучаемых, он внимательно выслушал меня и тут же изъявил желание приехать и выступить перед ними. В назначенный день он сам за рулем машины проехал через проходную и подъехал к учебному корпусу. Вышел из машины, взял свой видавший виды портфель с "учебными пособиями" и в течение двух часов беседовал с учащимися. Слушали его внимательно, задавали очень много вопросов. Особенно активно проявились представители Казахстана, Киргизии, их интересовал вопрос защиты Алма-Аты от селя, использование целенаправленных взрывов в народном хозяйстве и т.д. Беседа получилась очень интересной и содержательной, все слушатели были весьма довольны встречей. Многие из них впервые видели М.А.Лаврентьева. И потом, в течение двух месяцев, пока они проходили курс обучения, у них было очень много разговоров об этой встрече.

Когда в училище поступили новые образцы бронетанковой техники и оружия, то буквально на другой день приехал М.А.Лаврентьев, причем, со внуками. Внимательно осмотрел в парке новые БТР, БМП, и мы поехали в учебный центр (полигон), где было выставлено стрелковое оружие (пистолеты, пулеметы, автоматы, гранатометы). После осмотра он лично пострелял изо всех представленных видов оружия и остался очень доволен.

При посещении учебного центра училища, осмотрев нашу полевую учебную базу (огневые, инженерные, стрелковые городки), М.А. дал ряд советов по улучшению учебных мест и высказал идею о проведении ряда экспериментов, развития исследований, касающихся защиты бронетанковой техники. И в последующем на нашем полигоне подобная работа продолжалась.

Вспоминаю, как впервые мы проводили взводные тактические учения с боевой стрельбой, а затем занятия по подводному форсированию танками водной преграды. Михаил Алексеевич приехал и пробыл на занятиях от начала и до конца. Мы восхищались его энергией, активностью и внимательностью ко всему, что мы ему показывали, о чем говорили. Он обязательно высказывал свое мнение, оценки и давал советы.

Однажды центральная киностудия документальных фильмов Министерства обороны приехала для съемок короткометражного фильма о жизни и учебе курсантов училища. Одной из составляющих фильма стала связь нашего военного учебного заведения с учеными Сибирского отделения АН СССР. Мы пригласили Михаила Алексеевича, и хотя он был не любитель сниматься в фильмах, он с удовольствием принял наше приглашение и приехал вместе с Гурием Ивановичем Марчуком. Все кадры, что планировались, были отсняты, М.А. послушно выполнял указания режиссера. Он пробыл в училище всю первую половину дня, и как всегда, у нас состоялся большой разговор о дальнейшей жизни училища.

Можно еще очень много привести примеров активной помощи училищу со стороны Михаила Алексеевича.

Благодаря совместным усилиям командования нашего вуза и ученых Сибирского отделения АН во главе с М.А.Лаврентьевым, училище за короткий срок заняло ведущее место среди военно-учебных заведений Министерства обороны. Наших выпускников всегда отличали высокая профессиональная подготовка, широкий кругозор, интеллект и высокое чувство ответственности. Они очень хорошо проявляют себя на практической работе в войсках, всегда очень тепло отзываются об ученых, жителях Академгородка, часто приезжают в родное училище.

Отмечая 100-летие со дня рождения М.А.Лаврентьева, мы с гордостью заявляем, что труд и знания, вложенные им в создание училища, оправдываются.

За героизм и мужество, проявленные при выполнении воинского долга, при защите государственных интересов 15 выпускникам училища присвоены высокие звания -- Героя Советского Союза и Героя России. На сегодня нет ни одного училища в России, которое бы в мирное время имело столько героев. 12 выпускников стали генералами Российской Армии и занимают высокие посты в руководящих структурах Вооруженных Сил России, более 1000 выпускников за мужество и отвагу, проявленные при защите интересов государства, награждены орденами и медалями, свыше 200 выпускников стали докторами и кандидатами наук, профессорами и доцентами -- они заведуют кафедрами, возглавляют ученые советы, являются заместителями начальников (ректоров) высших военных учебных заведений по научной работе.

Мы благодарны судьбе, что она дала нам возможность жить и работать рядом с этим великим человеком, многому научиться у него.

Он навсегда останется в нашей памяти, и одним из памятников ему будет подготовка высококвалифицированных кадров офицеров в Новосибирском военном институте, крестным отцом которого он является.

стр. 

в оглавление

Версия для печати  
(постоянный адрес статьи) 

http://www.sbras.ru/HBC/hbc.phtml?6+119+1