Печатная версия
Архив / Поиск

Archives
Archives
Archiv

Редакция
и контакты

К 50-летию СО РАН
Фотогалерея
Приложения
Научные СМИ
Портал СО РАН

© «Наука в Сибири», 2024

Сайт разработан
Институтом вычислительных
технологий СО РАН

При перепечатке материалов
или использованиии
опубликованной
в «НВС» информации
ссылка на газету обязательна

Наука в Сибири Выходит с 4 июля 1961 г.
On-line версия: www.sbras.info | Архив c 1961 по текущий год (в формате pdf), упорядоченный по годам см. здесь
 
в оглавлениеN 3-4 (2189-2190) 22 января 1999 г.

РАЗВИТИЕ ТЭК -- ШАНС ДЛЯ ВОЗРОЖДЕНИЯ ЭКОНОМИКИ
Выступление на Совете МАСС 15 января 1999 года

Н.Добрецов, А.Конторович, академики.

ИЛЛЮСТРАЦИИ

Важность поднятых вопросов реструктуризации и развития угольной промышленности сейчас очевидна, а в будущем будет несомненно возрастать. Но более точно оценить значение добычи и потребления угля сегодня и на перспективу можно только в контексте общего возрождения и развития ТЭК как важнейшего звена развития реальной экономики страны. Частично об этом уже сказано. Простые, но важные зависимости иллюстрируют стратегию будущего развития страны.

На одном из рисунков показана зависимость, которую построил в 1969 г. и продемонстрировал в 1975 г. П.Л.Капица на научной сессии, посвященной 250-летию Академии наук (в этом году, как известно, АН исполняется 275 лет). С ростом энергопотребления (в т.у.т на чел.) почти линейно растет богатство страны и людей (в ВВП, долл. США на чел.). П.Л.Капица сделал естественный вывод: "Если люди будут лишаться энергетических ресурсов, их материальное благосостояние будет падать" (Капица, 1981, стр.98).

Сейчас, спустя 30 лет, ситуация заметно изменилась, страны стали более дифференцированы, хотя общая тенденция сохранилась. Выше прежней средней линии расположилась группа "богатых" стран (преимущественно европейских), в которых рост энергопотребления сопровождался более высоким уровнем душевого ВВП за счет использования "высоких технологий", и группа "бедных" стран, в которых несмотря на рост энергопотребления, богатство на душу населения почти не повышалось (Венесуэла, Колумбия, Иран, Ирак и др.). Здесь же видны две исключительные тенденции: группа стран, в которых достигнут самый высокий рост ВВП на чел. -- это Швейцария, Япония, ФРГ, Франция, Дания, Австрия, страны с максимальным использованием высоких технологий и энергосбережения; и Россия (ранее СССР), которая до 1985 г. развивалась параллельно средней линии развитых стран а в 1977--1985 годах "застоя" даже приближалась к средней линии и к такой стране, как Австралия, но в 1991--1997 годах "реформ" скатилась до уровня Венесуэлы.

Очевидно, что целью и минимально необходимым (но не достаточным) условием роста реальной экономики России будет возвращение и некоторое превышение прежнего уровня энергопотребления и душевого ВВП. Этого можно достичь к 2030 году только при росте ВВП на 5--7 процентов в год. В пределах этого сектора развития можно рассчитывать реальный баланс и пути подъема разных секторов ТЭК и экономики в целом. Сейчас главную роль в производстве энергии играют нефть, газ и уголь (гидроэнергетика и атомная энергетика составляют первые проценты). Не касаясь всех деталей, рассмотрим вероятные сценарии развития ТЭК и его важнейших отраслей.

Производство нефти и нефтепродуктов в последние годы упало вдвое и будет продолжать падать до 230--240 млн т в год. Это будет неизбежным при сохранении нынешнего уровня налогообложения ("жесткие ограничения"), когда рентабельны только высокодебитные скважины, дающие свыше 20 т в сутки, а более 65% действующих скважин выводятся или будут выведены из эксплуатации. При изменении налогового законодательства ("мягкие ограничения") добыча нефти может возрасти примерно до 400 млн т к 2030 году, в том числе за счет расконсервации и интенсивного использования действующих скважин и введения в строй новых нефтегазовых месторождений Западной и Восточной Сибири. Плохо, когда закрываются перспективных шахты, но не менее плохо, когда останавливаются действующие скважины с дебитом 10--20 т/сутки, тогда как в США средний дебит эксплуатационных (и рентабельных!) скважин около 2 т/сутки. Главный вопрос в уровне налогов и применении высоких технологий, хотя, конечно, оказывают влияние и более сложные природные условия.

Добыча газа достигнет уровня 815--830 млрд кубометров в год, но после 2030 года добыча газа начнет падать -- газовая "пауза" закончится.

Поэтому компенсация падения добычи нефти и общее повышение энергопотребления (без чего невозможен и рост ВВП) могут быть обеспечены только за счет возрастания добычи угля. Максимальный рост до 450--500 млн т угля необходим при "жестких" ограничения на добычу нефти и угольной ориентации развития ТЭК (ограничениях по атомной промышленности), при взрывообразном росте после 2020 г. Минимальный рост добычи угля при иных вариантах не может быть ниже 330--350 млн т, причем при любых вариантах основной рост добычи может быть обеспечен только на месторождениях Сибири.

Более подробно сценарии выхода ТЭК и экономики страны из кризиса в целом изложены в аналитической записке, переданной уже Евгению Максимовичу Примакову, председателю Совета МАСС В.М.Крессу и всем заинтересованным губернаторам. Записка основана на докладе акад. А.Э.Конторовича и его подробном обсуждении на Президиуме РАН в начале декабря 1998 г. в результате чего доработанная записка подписана кроме ак. А.Э.Конторовича, вице-президентами РАН ак. Н.П.Лаверовым, ак. Н.Л.Добрецовым, председателем КЕПС РАН проф. А.А.Арбатовым. В записке обоснованы необходимость создания "Долгосрочной концепции" и Среднесрочной программы по выходу России из кризиса; законодательные меры, включая дополнения в закон "Соглашения о разделе продукции, изменения по налогообложению" и другие мероприятия.

Один из пунктов заключения (4) записки перекликается со многими предложениями на этом заседании: "принять меры по усилению роли государственного регулирования в деятельности нефтяной и угольной промышленности путем укрупнения компаний, восстановления контрольных пакетов акций ведущих компаний в руках государства, укрепить руководство этими компаниями кадрами профессионалов".

Пункт 5 и отдельная записка на имя первого вице-премьера Ю.Д.Маслюкова предлагает меры по формированию новых центров добычи нефти и газа на востоке РФ -- на территории Иркутской обл., Красноярского края и Республики Саха (Якутия).

Завершая краткое выступление, хочу еще раз сказать, что единственный путь развития ТЭК и реальных секторов экономики, а также сохранения безопасности страны -- использование высоких технологий, а значит -- высокой науки и нового образования. Российская наука еще может обеспечить этот рывок. Для этого нужны политическая воля, быстрые и согласованные действия Правительства и власти в регионах по развитию реальной экономики.

стр. 

в оглавление

Версия для печати  
(постоянный адрес статьи) 

http://www.sbras.ru/HBC/hbc.phtml?3+124+1