Печатная версия
Архив / Поиск

Archives
Archives
Archiv

Редакция
и контакты

К 50-летию СО РАН
Фотогалерея
Приложения
Научные СМИ
Портал СО РАН

© «Наука в Сибири», 2024

Сайт разработан
Институтом вычислительных
технологий СО РАН

При перепечатке материалов
или использованиии
опубликованной
в «НВС» информации
ссылка на газету обязательна

Наука в Сибири Выходит с 4 июля 1961 г.
On-line версия: www.sbras.info | Архив c 1961 по текущий год (в формате pdf), упорядоченный по годам см. здесь
 
в оглавлениеN 5 (2191) 5 февраля 1999 г.

ПЕРВОЕ ДЕСЯТИЛЕТИЕ XXI ВЕКА
БУДЕТ НАИБОЛЕЕ КРИТИЧЕСКИМ ДЛЯ РОССИЙСКОЙ НАУКИ

Материал для публикации в "НВС"
подготовлен В. Басаревой.

К такому выводу пришел зав. лабораторией Центрального экономико-математического института РАН, доктор экономических наук А.Варшавский. Если сохранится сложившийся в настоящее время подход к финансированию науки, то уже в ближайшие годы представителям старшего поколения ученых практически некому будет передавать свой опыт. Полный текст статьи, обосновывающий выводы, опубликован в журнале "Вопросы экономики", N 12, 1998 г. "НВС" знакомит читателей с кратким содержанием этого исследования.

ПОДСЧИТАЛИ, ПРОСЛЕЗИЛИСЬ...

Расчеты показывают, что доля расходов на НИОКР в валовом внутреннем продукте (ВВП) России в настоящее время соответствуют уровню 1946--1950 гг. По данным официальной статистики, в 1996 г. реальные расходы на науку сократились примерно в 7 раз по сравнению с уровнем 1990 г., причем для оборонных НИОКР это снижение составило 10--12 раз. В целом доля расходов на НИОКР в ВВП России за время проведения реформ с 1992 г. снизилась до уровня Египта, Польши, Индии, Португалии, хотя еще в конце 80-х годов этот показатель соответствовал уровню США, Германии, Японии и Швеции, где на науку расходуется от 2,5 до 3% ВВП.

Согласно федеральному закону РФ о науке и государственной научно-технической политике, доля бюджетных ассигнований на фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу в общих расходах федерального бюджета должна быть не ниже 4%, однако его реальная величина вдвое меньше. Более того, в соответствии с решениями правительства в апреле-мае 1998 г. лимит бюджетных обязательств по данному показателю был сокращен и фактическое его значение за первое полугодие 1998 г. составило 1,2%, а кассовое исполнение ассигнований на фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу по отношению к лимиту бюджетных обязательств -- 66,5%.

Оплата труда ученых в реальном выражении сократилась по сравнению с 1990 г. не менее чем в 4 раза. В 1995 г. величина заработной платы занятых в науке стала на 23% ниже, чем в среднем по стране, хотя еще в 1990 г. была на 12,5% выше среднего значения для экономики в целом. При этом пропорции в оплате квалифицированного и неквалифицированного труда неоправданно изменились: так, заработная плата (с надбавками) докторов наук--профессоров намного ниже, чем специалистов относительно невысокой квалификации: по сравнению с секретарем-референтом коммерческих фирм разрыв составляет более 5 раз, с менеджерами по сбыту продукции с всего лишь двух-трехлетним стажем работы -- 3--10 раз и более.

К сожалению, в нашей стране не учитывается положительный опыт в этой области стран Восточной Европы. Так, несмотря на трудности переходного периода в Польше, заработная плата занятых в сфере НИОКР поддерживается на уровне, превышающем уровень заработной платы в среднем в экономике. Удельные расходы на науку в расчете на одного исследователя в 1995 г. составляли примерно 5,2 тыс. долл. при пересчете по валютному курсу или около 9 тыс. долл. по паритету покупательной способности. В США этот показатель составляет в настоящее время свыше 100 тыс. долл.

КТО-ТО ТЕРЯЕТ, КТО-ТО НАХОДИТ

Расходы на науку можно рассматривать как инвестиции, способствующие углублению и расширению знаний и совершенствованию технологий и продуктов, которые можно наращивать, оценивая как научный капитал. Его увеличение свидетельствует о накоплении, а снижение -- о потерях национального богатства страны.

Согласно проведенным оценкам, к началу 90-х годов научный капитал в России достиг примерно 173 млрд долл. в ценах 1990 г. или около 28% ВВП. К 1997 году научный капитал сократился на 35--40%. Денежная оценка потерь научного потенциала страны в течение переходного периода составляет как минимум 60--70 млрд долл. (в 15--17 раз больше ежегодных внутренних затрат на науку в России в последние годы!).

Резкое сокращение расходов на науку в период проведения реформ, усугубленное экономическим кризисом, привело к появлению долгосрочной тенденции уменьшения научного капитала. Преодолеть ее действиие удастся лишь после 2003--2007 гг.

Сохранение существующей тенденции выделения ассигнований на НИОКР не позволит достичь уровня научного капитала, накопленного в России к 1990 г., ранее чем в 2020 г., то есть в этом случае спад относительно уровня 1990 г. будет преодолен примерно в течение 25 лет, причем несоблюдение закона РФ о науке приведет к существенному росту потерь научного капитала России к 2020 г. -- до примерно 50 млрд долл. в ценах 1990 г.

Учитывая мультипликативное воздействие ожидаемого сокращения численности занятых исследованиями и разработками, можно предположить, что при несоблюдении уровня финансирования науки, предусмотренного законом РФ, вероятность необратимого разрушения научного потенциала России будет чрезвычайно велика. Полученные оценки возможного изменения научного капитала корреспондируются с данными об изменении численности научных кадров.

ИНЫХ УЖ НЕТ, А ТЕ ДАЛЕЧЕ

Численность специалистов, занятых в науке и научном обслуживании, в 1996 г. уменьшилось почти в 2 раза по сравнению с 1990 г., причем относительно численности населения России она снизилась примерно с 2,2% в середине 80-х годов до 0,97% в 1997 г., то есть до уровня начала 60-х годов. Численность работников, выполняющих исследования и разработки сократилась в России с 1,94 млн чел. в 1990 г. до 946 тыс. чел. в 1997 г., или более чем в 2 раза, причем численность исследователей и техников уменьшилась соответственно с 1,23 млн до 538,8 тыс. чел., то есть в 2,3 раза.

Относительно численности населения доля работников, выполняющих исследования и разработки, снизилась за этот же период более чем в 2 раза -- с 1,31 до 0,64%. Этот показатель особенно важен, потому что он позволяет проводить межстрановые сопоставления: в настоящее время Россия приблизилась к уровню наиболее развитых европейских стран. В начале 90-х годов доля персонала, занятого НИОКР, по отношению к численности населения составляла в Германии -- 0,81%. во Франции -- 0,6%, в Великобритании -- 0,64%, в Швеции -- 0,88%.

В настоящее время обеспечена наиболее целесообразная для общества численность занятых наукой и научными исследованиями. Вывод этот однако заслуживает некоторой коррекции, как только вопрос заходит о полововозрастной структуре тех самых занятых.

НЕ РАССТАНЕШЬСЯ С НИОКРОМ -- БУДЕШЬ ВЕЧНО МОЛОДЫМ!

Динамика численности занятых НИОКР определяется в настоящее время двумя основными факторами: долгосрочным, связанным с чрезмерно большим вовлечением молодых кадров в науку в 60-х и первой половине 70-х годов и их неизбежным выбытием в ближайшие 10--15 лет; краткосрочным, характеризующимся оттоком молодых кадров. Возраст научных кадров в России в среднем приближается к 50-ти годам, для докторов и кандидатов наук этот показатель еще выше: например, в отраслях наукоемкого сектора он составляет соответственно около 60 и более 52 лет. Аналогичная ситуация характерна и для рабочих опытных производств.

Ухудшение возрастной структуры научных работников особенно усилилось с началом проведения реформ, когда резко сократилась численность занятых в сфере НИОКР, нарушились связи между поколениями, обеспечивающие преемственность знаний. Уже в начале 1995 г. 66,8% исследователей в сфере НИОКР относились к возрастной группе "40 лет и старше", при этом в научно-исследовательских организациях в нее входило 68%, а на опытных производствах -- 71% исследователей. Необходимо также учитывать ежегодный выезд по контрактам на работу за границу, он может составлять до 10--15 тыс. человек в год.

Престиж научного труда падает даже среди аспирантов. Так, по данным специального обследования, 30% аспирантов не собираются заниматься научной работой после окончания аспирантуры, причем лишь 18,6% намереваются в будущем защищать докторскую диссертацию.

Отсутствие стимулов для научной работы у молодежи, сопровождающееся качественным ухудшением подготовки молодых ученых, является дополнительным фактором, усиливающим долгосрочные тенденции сокращения численности научных кадров.

Как показывают ориентировочные расчеты, к 2005--2007 гг. средний возраст научных кадров без притока молодежи составит примерно 60 лет, а высококвалифицированных специалистов -- еще выше. Последующий уход специалистов старших возрастных когорт, приступивших к работе в 50-е -- начале 60-х и даже в начале 70-х годов, может оказаться роковым для отечественной науки и техники, так как именно с ними связаны достижения фундаментальной науки и техники и успехи в разработке и развитии высоких технологий.

ЧТО МОЖНО ОЖИДАТЬ?

Пессимистический сценарий

При сохранении современных тенденций и финансирования численность исследователей и техников к 2005 г. может снизиться в 1,7 и в 2015 г. -- в 3 раза относительно уровня 1995 г. При этом доля работников, выполняющих исследования и разработки, по отношению к численности населения уменьшится в 2005 г. до 0,45%. Сокращение численности научных кадров будет сопровождаться их интенсивным старением: доля специалистов в возрасте свыше 60 лет повысится с 11,7% в 1995 г. до 30,5% в 2005 г. и 34,9% в 2015 г. Проблему преемственности поколений решить, очевидно, не удастся.

Средний сценарий

При соблюдении закона о науке и государственной научно-технической политике численность исследователей и техников снизится к 2005 г. на 25--34%, а к 2015 г. лишь приблизится к уровню 1995 г. при условии существенного повышения уровня их средней заработной платы относительно средней заработной платы рабочих и служащих, при этом доля работников, выполняющих исследования и разработки, в численности населения в 2005 г. уменьшится до 0,51--0,58%.

Оптимистический сценарий

При условии, что среднегодовой темп прироста зарплаты исследователей будет выше аналогичного показателя для рабочих и служащих в экономике на 15--20%, будет обеспечен ежегодный приток в науку 40 тыс. молодых специалистов, а рост затрат на гражданские НИОКР в расходной части федерального бюджета увеличится с 2,7% в 1995 г. до 4,9--5,2% в 2000 г. и 5,6--6,4% в 2005 г., можно ожидать, что численность исследователей и техников составит в 2005 г. 73--87% уровня 1995 г. и только к 2015 г. достигнет или несколько превысит современный уровень. В этом случае доля работников, выполняющих исследования и разработки, по отношению к численности населения в 2005 г. снизится незначительно -- до 0,56--0,67%.

НЕОБХОДИМЫЕ МЕРЫ

Резкое снижение ассигнований на науку сопровождается появлением многочисленных предложений по реформированию сферы НИОКР. Во многих этих предложениях не учитывается, возможно, самое главное -- инерционность развития научного потенциала, затрагивающего одновременно несколько поколений и включающего обучение в средней и высшей школах, подготовку научных кадров в аспирантуре, накопление знаний и основных фондов, становление научных школ и расширение информационной базы.

Реформирование науки необходимо, но оно должно быть хорошо подготовлено, чтобы не ухудшить и без того крайне тяжелую ситуацию в этой сфере.

Решение проблемы преемственности научных знаний должно осуществляться путем как стимулирования притока молодежи, так и предоставления возможности для плодотворной работы ученым и специалистам старших возрастных групп без ограничения по возрасту с установлением ежемесячной надбавки за выслугу лет к должностному окладу в зависимости от стажа работы.

Необходимы расширение системы грантов для поддержки не только молодых, но и ученых старшего возраста -- кандидатов и докторов наук, высококвалифицированных специалистов, не имеющих ученой степени.

Следует освободить от призыва на военную службу выпускников вузов, поступающих в НИИ и КБ, где ведутся работы по приоритетным направлениям развития науки и техники, при обязательном соблюдении всех пунктов заключаемого с ними контракта.

Управление сферой НИОКР должно основываться на изменении не абсолютных объемов, а удельных весов выделяемых финансовых ресурсов в зависимости от степени приоритетности направлений с тем, чтобы по крайней мере частично сберечь научный потенциал на неприоритетных направлениях, необходимых для сохранения научной среды в стране.

В период перехода к новой экономической системе нужно обеспечить поддержание максимально возможного спроса на научную продукцию со стороны государства путем соблюдения законодательно установленного уровня бюджетных ассигнований на финансирование научных исследований и экспериментальных разработок гражданского назначения, увеличение доли НИОКР в ассигнованиях, выделяемых на цели обороны.

Разработка и реализация новых путей и методов стимулирования развития научного потенциала могут осуществляться в рамках лишь тех немногочисленных направлений и научно-исследовательских организаций, где спад прекратился или наблюдается некоторое расширение научно-технической деятельности за счет возникновения внутреннего либо внешнего спроса на отдельные научные разработки. Там, где спад продолжается, основной целью всех управленческих мероприятий должно быть не реформирование, а максимально возможное сохранение научного потенциала и обеспечение преемственности научных знаний.

Требуются специальные законодательные акты, предусматривающие дополнительные ассигнования на науку в наукоемких городах и регионах за счет местных бюджетов.

Помимо бюджетных ассигнований и субсидий должны использоваться и такие меры, как полное освобождение от налогообложения части прибыли организаций-заказчиков в размере выделяемой ими суммы для проведения НИОКР научными организациями, освобождение их от уплаты НДС на научную продукцию, значительное снижение тарифов на электроэнергию, тепло и т. д.

Следует разработать механизм целевого (на развитие НИОКР) налогообложения финансово-кредитных организаций и предприятий сферы услуг, а также льготного с предоставлением гарантий со стороны государства кредитования коммерческими банками научно-исследовательских организаций и предприятий промышленности, осваивающих новые технологии и образцы техники.

Необходимо совершенствовать государственную систему статистической отчетности в сфере НИОКР, обеспечивать ученых, специалистов, аспирантов и студентов современной научной литературой, учебниками, периодическими изданиями, осуществлять техническое переоснащение ведущих научных библиотек.

стр. 

в оглавление

Версия для печати  
(постоянный адрес статьи) 

http://www.sbras.ru/HBC/hbc.phtml?7+125+1