Печатная версия
Архив / Поиск

Archives
Archives
Archiv

Редакция
и контакты

К 50-летию СО РАН
Фотогалерея
Приложения
Научные СМИ
Портал СО РАН

© «Наука в Сибири», 2024

Сайт разработан
Институтом вычислительных
технологий СО РАН

При перепечатке материалов
или использованиии
опубликованной
в «НВС» информации
ссылка на газету обязательна

Наука в Сибири Выходит с 4 июля 1961 г.
On-line версия: www.sbras.info | Архив c 1961 по текущий год (в формате pdf), упорядоченный по годам см. здесь
 
в оглавлениеN 15 (2201) 16 апреля 1999 г.

ПРОГРАММА "СИБИРЬ": ВОСПОМИНАНИЯ О БУДУЩЕМ

Подготовила В.Басарева, "НВС".

Федеральная Целевая программа "Сибирь" получила теперь официальное название "Основные направления экономического и социального развития Сибири на период до 2005 года ". Постановлением Правительства от 19 декабря 1998 года N1510 утверждено финансирование этой целевой программы в пределах средств, предусмотренных в федеральном бюджете на реализацию федеральных целевых программ, выполняемых на территории Сибири. Рекомендовано органам исполнительной власти субъектов Россмйской Федерации, входящих в Межрегиональную ассоциацию "Сибирское соглашение", разработать и осуществить мероприятия по реализации Программы, используя для их финансирования средства соответствующих бюджетов, внебюджетных средств, а также централизованные инвестиционные ресурсы Бюджета развития РФ, размещаемые на конкурсной основе.

Напомним читателям, что c момента принятия Указа президента "О дополнительных мерах государственной поддержки экономического и социального развития Сибири", который и положил начало большой работы ученых из СО РАН и Москвы, МА "Сибирское соглашение", министерств и ведомств, прошло почти три календарных года. Событие это состоялось в Омске в мае 1996 г. История пути "пробивания" программы в Правительстве заняла бы несколько томов и по своему драматизму не уступила бы другим событиям судьбоносной для России направленности. Но это особый разговор.

"Основные направления" состоялись. Документ по своему названию вызывает настольгию по минувшим временам, когда стране по плечу были грандиозные свершения. А ныне? Что можно ожидать от реализации федеральной целевой программы? Ситуацию комментирует директор ИЭиОПП СО РАН, академик В.Кулешов.

-- Первое, что хотелось бы отметить, программа эта будет отличаться от тех грандиозных свершений, с какими обычно связывали Сибирь. Период, на который она рассчитана, в значительной степени исчерпан. Как оценить перспективы? В народе говорят, кто не знает своего прошлого, тот никогда не познает и будущего. Увидеть будущее легче, если мы вернемся в прошлое, и оттуда попытаемся прогнозировать. Давайте проследим столетнюю историю Сибири и этапы ее развития с позиций реализации программного подхода. Я бы выделил в экономическом программном развитии Сибири три периода: царский, советский и рыночных реформ. Делаю это с великой надеждой, что в оставшемся временном отрезке нет места никаким другим периодам.

С чего началось формирование единого комплекса Сибири в царский период? C базовых процессов, которые не потеряли своей актуальности и ныне. Это сибирский железный путь, получивший название "Транcсиб", цель строительства которого состояла в создании предпосылок для развития новых отраслей промышленности и расширения экономического пространства Государства Российского в направлении на Восток. Стоимость железного пути составила один миллиард золотых рублей, цифра фантастическая! Строительство полностью финансировалось из государственной казны. Царская Россия для этого взяла кредиты, внешние и внутренние. Второе мероприятие, сопутствующее строительству дороги -- массовое переселение крестьян. Это стоило примерно столько же. На стыке XIX--XX веков эти процессы двигали экономику Сибири, при этом Россия оставалась аграрной страной.

Чем славен советский период освоения Cибири? Вспомним знаменитую парадигму сдвига производительных сил на Восток, которая определила роль Сибири в общенациональном развитии и направленность экономики самой Сибири. Здесь победила идея индустриального начала. Особенно подчеркну, что это было предопределено политическими решениями руководства страны.

Как реализовывалась упомянутая парадигма? Через известные интеграционные проекты. Вспомним: Урало-Кузнецкая программа, Ангаро-Енисейская проблема, Западно-Сибирский ТПК, Северный морской путь, БАМ, а также проекты, которые условно можно назвать "дороги к ресурсам" и, наконец, программа развития науки и образования, которая придавала некоторую законченность складывающемуся в Сибири народнохозяйственному комплексу.

Как должны были развиваться эти интегрирующие события дальше? Планы 80-х годов предполагали главное для экономики Сибири: дополнение набора отраслей общесоюзной специализации производствами по переработке нефтегазовых ресурсов Сибири и уход от сырьевой направленности отраслей к так называемым "вторым этажам" экономики. Предполагалось также завершение формирования единого энергетического пространства, в том числе газификация юга Сибири, достройка транспортной системы, создание собственной продовольственной базы, удовлетворение внутренних потребностей Сибири через развитие собственного машиностроительного комплекса. Планировалось, что региональные отделения трех Академий, прежде всего СО РАН, продолжат формирование целостного научно-образовательного пространства.

Реализация проектов и программ этого периода требовала выделения государственных инвестиционных ресурсов, годовые объемы которых сопоставимы с годовыми доходами государственного бюджета 1999 г. За 12-ю пятилетку в развитие сибирского нефтегазового комплекса было вложено 80 млрд рублей в ценах того периода.

Общесистемый кризис, вызванный распадом СССР, реализацию планов заблокировал, оставив общерегиональный хозяйственный комплекс в состоянии, далеком от целей.

Ведь что, собственно, хотели. Речь шла о том, чтобы на рубеже веков, то есть прямо сейчас, с одной стороны, усилить роль Сибири в общесоюзной системе разделения труда, а с другой стороны, создать предпосылки для формирования народнохозяйственного комплекса Сибири на принципах самодостаточности воспроизводственного процесса и решения социальных проблем. Конечно, эта концепция разделялась не всеми в руководстве Союза, особенно спорной выглядела идея самодостаточности, но в данном случае, я говорю о концептуальных проработках, которые лежали в основе планов, об идее академиков А.Аганбегяна, А.Гранберга, именно так видевших роль экономики Сибири в едином народнохозяйственном комплексе.

Обратите внимание, что каждый раз Сибирь требовала супермасштабных инвестиций, и лишь подобные вложения могли интегрировать экономику Сибири и страны в целом в мирохозяйственную систему.

Попробуем представить процесс интеграции Сибири в единый народнохозяйственный комплекс страны в виде некоторой технологии. Полагаю, что можно выделить четыре структурных момента (этапа) в этом процессе. Они всегда имели место, когда речь шла о масштабных программах развития Сибири. Первое, с чего всегда начинался процесс, формировалась политическая доктрина государства. Вспомним идеологические установки: догнать и перегнать, поколение наших людей будет жить при коммунизме, выиграть экономическое соревнование и т.д. Вторая стадия -- экономическая доктрина, выбор способа достижения политических установок; она, как правило, имела региональный аспект (региональную политику государства), например, развитие национальных окраин, сдвиг произволительных сил на Восток и т.д. Последний элемент этой технологии -- программы практической реализации конкретных проектов согласно плану.

В 90-е годы эта схема может быть интерпретирована следующим образом. Политическая доктрина -- это переход к рынку, экономическая доктрина -- либерализация экономики, региональная политика -- тезис об опоре на собственные силы в регионах. Переход к рыночной экономики породил парадигму саморазвития Сибири.

Последнее обстоятельство настораживает. Для саморазвития нужны средства, а если их нет... Сложив все бюджеты сибирских регионов, вряд ли получим сумму, эквивалентную 1 млрд царских золотых рублей.

Четвертый элемент -- региональные проекты, вызванные народнохозяйственной потребностью и региональными инициативами, с выходом на новые внешние рынки (прежде всего Азиатско-Тихоокеанский регион).

Одновременно с разрушением планового управления страной экономическое взаимодействие между экономическими субъектами перешло в горизонтальную плоскость. Акцент планирования начал смещаться в горизоналные агломерации. Оригинальным шагом стало образование Межрегиональной ассоциации "Сибирское соглашение" (МАСС) и других межтерриториальных ассоциаций, в названиях которых всегда присутствовали термины "взаимодействие" или "сотрудничество".

Программа ФЦП "Сибирь" -- продукт усилия всех регионов Сибири. Самые важные проекты, входящие в программу те, которые направлены на повышение целостности общесибирского хозяйства, такие как энергетическая безопасность, продовольственная безопасность, и проекты, направленные на достройку хозяйственной системы субъектов федерации.

В чем видится стратегия поведения субъектов федерации? Центральная идея их экономической политики -- увеличение хозяйственной и экономической самостоятельности, в том числе, за счет выхода на внешний рынок. Это справедливо и для других хозяйствующих субъектов и даже для физических лиц. В условиях нарастающей нестабильности становится явным общее стремление изолироваться от государственного воздействия и добиться экономической самодостаточности.

Когда меня спрашивают о перспективах программы "Сибирь" и интеграционных процессах в нашем регионе, я вспоминаю слова губернатора Омской области Леонида Полежаева, который утверждал, что дальнейшее сближение сибирских субъектов федерации возможно не только и не столько благодаря все более интенсивной деятельности по согласованию и координации умозрительных планов и целевых программ, а на основе реального обмена товарами, услугами, маркетинговой информацией, формирования региональных продовольственных фондов и объединения инвестиционных ресурсов. Были бы только инвестиционные ресурсы ...

стр. 

в оглавление

Версия для печати  
(постоянный адрес статьи) 

http://www.sbras.ru/HBC/hbc.phtml?5+135+1