Печатная версия
Архив / Поиск

Archives
Archives
Archiv

Редакция
и контакты

К 50-летию СО РАН
Фотогалерея
Приложения
Научные СМИ
Портал СО РАН

© «Наука в Сибири», 2024

Сайт разработан
Институтом вычислительных
технологий СО РАН

При перепечатке материалов
или использованиии
опубликованной
в «НВС» информации
ссылка на газету обязательна

Наука в Сибири Выходит с 4 июля 1961 г.
On-line версия: www.sbras.info | Архив c 1961 по текущий год (в формате pdf), упорядоченный по годам см. здесь
 
в оглавлениеN 15 (2201) 16 апреля 1999 г.

ТОЧКА ВОЗВРАТА

А. Максимов,
старший научный сотрудник
ИТПМ СО РАН.

С каждым днем солнышко поднимается все выше и выше, нежно обволакивая своими теплыми и веселыми лучами каждую веточку, кустик или бугорочек, исподволь подтапливая начинающий уже сереть снежный панцирь, крепко сковавший землю-матушку. Все задорнее и громче становятся песенки переживших долгую сибирскую зиму пичужек...

Только что мириадами серебристых зайчиков сверкала подмерзшая за ночь корочка тонкого льда, но вдруг откуда-то из-под почерневшего снега медленно потянулась под уклон тоненькая струйка талой водицы. Через несколько минут многочисленные струйки начали сливаться в один большой ручеек и вскоре, увлекая за собой зимний мусор, расшвыривая его во все стороны в пенных водоворотах, с веселым журчаньем понесся он вниз по улице. Только теперь стало ясно: на улице -- апрель, а на душе -- предвкушение близкого лета...

первые секунды полета ракеты-носителя "Протон"

По сложившейся в прежние годы привычке, хотелось бы весело и беззаботно продолжить свой сказ о далекой от нас космической гавани, знаменитом Байконуре, утопающем в эти апрельские дни в бескрайнем море красных и желтых степных тюльпанов, о неподражаемой улыбке Юрия Гагарина и о суровых буднях Главного конструктора и его многочисленных соратников. Именно отсюда 12 апреля 1961 года человек впервые смело и уверенно шагнул в неизведанные просторы Вселенной, превратив самый обыкновенный весенний день в историческую веху для всего человечества. Однако уже который день, словно натыкаясь на невидимую бетонную преграду, застреваю именно на этом месте -- что-то не позволяет продолжить свое повествование в духе безмятежного оптимизма. К сожалению, этим "что-то" выступает наша суровая и тоскливая повседневность, та ухудшающаяся с каждым днем действительность, которая исподволь, исподтишка подтачивает столь необходимую всем нам в условиях кризиса веру в светлое будущее. При этом мысли волей-неволей вращаются вокруг усвоенного еще в детстве понятия "точки возврата", появившегося в авиации, по всей видимости, еще в тридцатые годы, когда довольно хрупкие по современным понятиям аэропланы начали совершать дальние беспосадочные полеты.

Как правило, так называемая точка возврата располагается примерно посередине дистанции, и после ее пролета из-за нехватки горючего на обратную дорогу самолет теряет возможность вернуться в исходную точку и может продолжить свое движение только в направлении пункта назначения.

ракета-носитель "Диамант" на старте

В последние годы, по мере постепенного увязания нашей страны в трясине экономических и политических неурядиц, у меня все чаще и чаще крутится мысль -- пересекли ли мы уже ту невидимую и страшную "точку возврата" или все еще сохраняется возможность возврата к нормальной жизни. Этот вопрос касается как обустройства государства в целом, так и конкретных отраслей его жизнедеятельности, включая и космонавтику.

Мощнейший ураган дезинтеграции и разрушений прошелся через каждое ОКБ, завод или космодром. Непродуманные преобразования начального этапа реформ и мизерное, сокращающееся из года в год финансирование, сказались буквально на всех звеньях инфраструктуры одного из важнейших и передовых отраслей научно-производственной деятельности страны. В течение почти полувека космическая отрасль развивалась как неделимое целое, вовлекая в свою напряженную деятельность практически все население и все уголки огромнейшей державы. Честно признаться, по другому просто и быть не могло, так как развитие ракетно-космической техники требовало колоссальных материальных и людских ресурсов. Об этом свидетельствует и то, что даже развитая в индустриальном отношении Великобритания очень быстро, после первого же удачного запуска в октябре 1971 года своего ракетоносителя "Блэк Эрроу" отказалась от национальной программы ракетостроения и полностью переключилась на международное сотрудничество. После 1975 года от программы развития собственных ракет-носителей отказалась и Франция, осуществившая к тому времени более десятка успешных запусков легких носителей типа "Диамант".

В течение длительного периода стремительное развитие мировой космонавтики определялось и диктовалось, прежде всего, острым соперничеством между Советским Союзом и Соединенными Штатами Америки. А Англия и Франция, как и большинство других западноевропейских стран, приступили к совместному созданию ракет-носителей "Европа" в рамках Европейской организации по разработке ракет (ELDO), появившейся на свет 20 февраля 1964 года. Правда, ракеты-носители "Европа-1" и "Европа-2" так и не сумели преодолеть земное тяготение и не вывели на орбиту ни одного спутника, зато деятельность преемника ELDO - Европейского космического агентства - стала триумфом грамотной и дальновидной технической политики. Программа ЕКА "Ариан" оказалась весьма успешной и показательной. При разработке новой ракеты были учтены все предыдущие промахи и ошибки. Начиная с декабря 1979 года "Арианы" стартовали более ста раз. Особой надежностью и привлекательностью для потенциальных клиентов обладают ракеты-носители "Ариан-4", которые имеют несколько модификаций и позволяют выводить на переходную к геостационарной орбиту спутники массой до 4,5 тонн. Благодаря своей высокой надежности и гибкости в применении (последние 30 с лишним запусков "Ариана-4" прошли без единой аварии) они довольно быстро завоевали более 60 процентов мирового объема коммерческих запусков. Успешному коммерческому использованию данных ракет-носителей в немалой степени способствует и удачное расположение космодрома Куру во Французской Гвиане, находящегося всего на 5 градусов севернее от экватора, откуда выгоднее всего выводить спутники именно на геостационарные орбиты. В настоящее время завершаются летные испытания более мощного и перспективного носителя "Ариан-5", который по своим размерам и возможностям вполне сопоставим с нашим знаменитым "Протоном". Стартуя с Байконура, наш "Протон" по весьма сложной траектории выводит на геостационарную орбиту высотой 36 тысяч километров две с небольшим тонны, то есть примерно столько же, что и более легкий "Ариан-4". Благодаря близости к экватору "Ариан-5" при почти одинаковой с "Протоном" стартовой массе может вывести на стационарную орбиту примерно вдвое больше груза.

западноевропейская ракета-носитель "Ариан"

К такому успеху "Арианов" в свое время оказались не готовы ни СССР, ни США. Пока две мощнейшие космические державы "терзали" друг друга перспективами "звездных" и прочих войн, западноевропейцы ушли далеко вперед. На рынке коммерческих услуг, объем которых только по выводу спутников на орбиту ежегодно составляет примерно 1,5 миллиарда долларов, заметно раньше нас появился и Китай, предложивший свои чрезвычайно дешевые ракеты-носители "Великий поход-2 и -3". Однако более широкому использованию этих ракет до сих пор мешают их недостаточная надежность, а также всевозможные препоны, возводимые американцами при запуске изготовленных ими спутников с помощью иностранных носителей. Эти препоны в значительной степени касаются и российских ракет-носителей. Поэтому нашему довольно дешевому и надежному "Протону" кое-как удалось прорваться на коммерческий рынок только после распада СССР, когда прекратилась острая военная и политическая конфронтация двух могучих космических держав. Теперь же, когда всеобщий кризис в стране бушует вовсю, сохранить былые достижения и одновременно завоевывать себе достойное место по выводу коммерческих спутников на орбиту (другое, например, изготовление самих спутников связи мирового уровня, нам практически не под силу) весьма непросто, хотя, как показывает опыт, и возможно. Возможно только потому, что в прежние годы в развитие космической отрасли были вложены огромные средства.

В Советском Союзе пик запусков пришелся на начало 80-х годов. Тогда денег не жалели и для сохранения паритета с американцами налегали не столько на качество, как на количество. В 1981 году было осуществлено 103 успешных старта и выведено на орбиту 125 космических аппаратов, значительную часть которых составляли фоторазведчики. В следующем году состоялось 110 запусков, и вышли на орбиту 119 спутников. С тех пор количество запусков постепенно сокращалось, что было связано с введением в эксплуатацию спутников нового поколения с большей длительностью работы. Резкое сокращение числа запусков наступило почти сразу же после распада СССР. Хотя на 1994 год все еще было запланировано 102 запуска, но удалось осуществить только 49, и один из них оказался неудачным. Даже в 1995 году планировались 75 запусков, но... увы! Чудес не бывает -- космический бюджет 1994 года составил всего 10 процентов от объема финансирования 1989 года, и в последующие годы легче не стало, совсем даже наоборот. Быстро разрастающийся всеобщий кризис начал сказываться и на надежности доведенных до совершенства старых ракет-носителей. Особо неприятным в этом отношении оказался 1996 год, когда из 27 стартов 4 оказались полностью неудачными. 19 февраля "Протон" не сумел вывести на стационарную орбиту спутник связи "Радуга", а 14 мая и 20 июня из-за разрушения головных обтекателей на 49-й секунде полета закончились авариями пуски ракет-носителей "Союз-У" с Байконура и из Плесецка. Завершающим аккордом в череде неудач стал старт "Протона" с долгожданным 6-тонным марсианским аппаратом, практически на долгие годы похоронивший наши будущие планы межпланетных исследований. Из-за очередного отказа злополучного разгонного блока, служащего 4-й ступенью ракеты-носителя, 17 ноября 1996 года "Марс-96" так и не сумел выйти на межпланетную траекторию и спустя несколько часов сгорел в атмосфере Земли. Следующий год оказался переполненным тревожными сообщениями с орбитальной станции "Мир". Чередою шли отказы аппаратуры и связанные с этим потери ориентации, а 25 июня грузовой корабль "Прогресс М-34" просто протаранил и разгерметизировал модуль "Спектр". Драматизм ситуации усугублялся еще и тем, что в это время на борту "Мира" трудились американские астронавты, совершающие полеты по программе "Шаттл-Мир".

орбитальная научная станция "Мир"

В последние годы ради выживания космической отрасли приходится уделять все большее внимание поискам финансовых средств вне бюджетной сферы. Почти полностью на коммерческой основе были выполнены стыковки американских "Шаттлов" с орбитальной станцией "Мир" и длительные полеты астронавтов США на ее борту. Все чаще наш знаменитый "Протон" отправляется в космос с иностранными спутниками на борту. Первый его коммерческий старт со спутником связи "Астра-1Ф" состоялся 9 апреля 1996 года. На 1997 год было запланировано уже 10 коммерческих запусков "Протона", но удалось осуществить только 7 (6 из них для зарубежных заказчиков), и один из них оказался неудачным. Правда, вышедший на нерасчетную орбиту спутник связи "Азиясат-3" все же удалось спасти - используя бортовые запасы горючего он совершил головокружительные маневры, совершив несколько облетов Луны, и перешел на геостационарную орбиту. В прошлом году "Протон" вывел 3 коммерческих спутника связи на стационарные орбиты и третью партию из 7 "Иридиумов" на более низкую орбиту. 20 ноября отправился в космос долгожданный 20-тонный базовый блок "Заря" Международной космической станции "Альфа". На этот год в общей сложности запланированы 20 коммерческих запусков, примерно половину из которых совершит ракета-носитель "Союз". После потери сразу 12 спутников мобильной связи "Глобалстар" при аварии украинского "Зенита-2" в сентябре прошлого года американская корпорация "Лорал Спейс энд Коммуникэйшнс" решила вывести 24 спутника из 56 с помощью российского "Союза". Первый старт с четырьмя спутниками "Глобалстар" состоялся 9 февраля этого года. Уже 15 февраля принял эстафету "Протон" и вывел на орбиту коммуникационный спутник "Телстар-6". 15 марта "Союз" вывел на орбиту еще 4 спутника "Глобалстар", а 20 марта стартовал "Протон" с очередным коммерческим грузом -- со спутником связи "Азиясат-3С". Широкое коммерческое использование российских ракет-носителей стало возможным только после снятия в 1997 году введенных со стороны США жестких квот. Очередные запуски этих ракет-носителей запланированы уже на ближайшие дни. Определенные надежды сохраняются и в отношении коммерческого использования других ракет-носителей, как известных, так и вновь разрабатываемых, к числу которых относятся носители легкого и промежуточного классов "Космос", "Циклон", "Старт", "Рокот" и "Рикша". Однако работы по созданию новых ракет или модернизации старых наталкиваются на острую нехватку финансовых средств и сильно затягиваются, что явно не способствует их широкому использованию.

Все еще остается неясным вопрос и о дальнейшей судьбе нашей орбитальной станции "Мир". Как известно, правительство С.Кириенко согласилось утопить ее летом этого года, но против этого выступили и Российское космическое агентство, и сами космонавты. Первоначально была надежда найти иностранного инвестора, чтобы сохранить "Мир" до ввода в эксплуатацию первой очереди Международной космической станции, но она пока не оправдалась. Из-за несвоевременной подготовки правительственного постановления по данному вопросу наметившийся инвестор был потерян...

События последнего времени показывают, что космическая отрасль России в значительной степени оправилась от первоначального шока и вышла на относительно стабильный уровень функционирования. Об этом свидетельствует и сохранение количества запусков за истекшие три года примерно на одном и том же уровне. Следует заметить, что в этом году, в связи с расширением коммерческой деятельности, количество космических стартов может и увеличиться. Однако, тревожный вопрос о "точке возврата", то есть о сохранении космического будущего России, все же остается открытым.

стр. 

в оглавление

Версия для печати  
(постоянный адрес статьи) 

http://www.sbras.ru/HBC/hbc.phtml?8+135+1