Печатная версия
Архив / Поиск

Archives
Archives
Archiv

Редакция
и контакты

К 50-летию СО РАН
Фотогалерея
Приложения
Научные СМИ
Портал СО РАН

© «Наука в Сибири», 2024

Сайт разработан
Институтом вычислительных
технологий СО РАН

При перепечатке материалов
или использованиии
опубликованной
в «НВС» информации
ссылка на газету обязательна

Наука в Сибири Выходит с 4 июля 1961 г.
On-line версия: www.sbras.info | Архив c 1961 по текущий год (в формате pdf), упорядоченный по годам см. здесь
 
в оглавлениеN 20 (2156) 29 мая 1998 г.

КОНЦЕПЦИЯ НАУЧНОЙ РЕФОРМЫ

Н.Алексеева, наш корр.

НЕКОТОРЫЕ КОММЕНТАРИИ

18 мая 1998 г. (по совпадению -- в годовщину образования СО РАН) постановлением № 453 Правительство Российской Федерации утвердило "Концепцию реформирования российской науки на период 1998--2000 годов".

Напомним, что проект концепции, после многочисленных обсуждений доработанный межведомственной рабочей группой, включавшей руководителей РАН, отраслевых академий, Минэкономики России, Минобразования России, других министерств и ведомств, и представленный на утверждение в Правительство РФ, был опубликован в газете "Поиск", № 48, в ноябре 1997 г. Что изменилось в нем по прошествии полугода и после прохождения процедуры утверждения? Для тех, у кого нет времени с карандашом в руках сверять обе редакции Концепции, приведем наш краткий обзор.

Практически весь текст сохранился. К прежним десяти разделам добавился еще один -- "Международное научно-техническое сотрудничество, сформированный из прежних текстов, ранее рассредоточенных по другим разделам. Литературное редактирование было щадящее и по делу. Изменения в текстах очень невелики по объему, чего нельзя сказать об их значении.

Конкретно о наиболее существенных.

Раздел 1. Наука -- важнейший ресурс экономического и духовного обновления России.

После повторения правильных хороших слов о науке и упоминания соответствующих указов добавлена стыдливая фраза: "Одновременно предстоит реализовать провозглашенную в этих основополагающих документах поддержку развития науки в качестве приоритетной задачи государства".

Раздел 2. Активизация государственной научно-технической политики.

Добавлен абзац, в соответствии с которым "определение стратегических направлений фундаментальной науки должно проводиться исходя из возможности получения новых знаний и наличия в стране ученых, способных решать поставленные проблемы". Наконец-то признано, что "срочного решения требуют вопросы строительства и ремонта объектов научной сферы". Выпало прежнее намерение "создать устойчивую социальную мотивацию практического использования научных результатов".

Внесен нюанс в понятие свободы научного поиска. В новой редакции обеспечивать эту свободу рекомендовано "с учетом социальных мотивов" (вот куда они переехали!) и "ориентируясь на стратегические цели".

Социальными мотивами продиктованы и введенные в Концепцию задачи, стоящие перед общественными науками: "Специфика развития общественных наук в России определяется особенностями перехода на новые экономические и социальные отношения. Необходимо изучение общих законов рыночной экономики с учетом специфики России как страны с высоким интеллектуально-технологическим потенциалом и богатыми природными ресурсами, изучение проблем федерализма и укрепления российской государственности, развития демократических начал, поддержки и защиты прав человека.

Следует сосредоточить усилия на таких вопросах, как способы формирования менталитета гражданского общества в условиях российской действительности, научные основы борьбы с преступностью, в первую очередь с организованной, борьбы с пороками современного общества -- алкоголизмом, наркоманией и проституцией, проблемы формирования морали и нравственности, гражданской позиции и причастности к судьбе отечества".

Раздел 3. Укрепление взаимосвязи науки и общества.

Бросается в глаза фраза: "Постоянно увеличивающийся разрыв в уровне образования разных слоев общества может стать дестабилизирующим фактором развития нашей страны". Похоже, ее забыли убрать -- чересчур очевиден разрыв между этим утверждением и предлагаемой ныне Концепцией реформы образования.

Раздел 4. Реструктуризация сети научных организаций.

Новинка: "Реструктуризация государственного сектора науки может осуществляться путем передачи части организаций, находящихся в федеральной собственности, в собственность субъектов Российской Федерации. (Напоминает намерение передать Новосибирский оперный театр в собственность области.)

Раздел 5. Кадровое обеспечение и социальная политика в научной сфере.

Больше внимания рекомендуется уделить подготовке кадров высшей квалификации в аспирантурах и докторантурах высшей школы (академических институтов -- "а также") -- это прямо перекликается с недавней ликвидацией ВАКа и передачей его функций Министерству образования ("Известия", 22.05).

Исчезли очень конкретные пункты, касающиеся частичного восстановления системы целевого распределения выпускников вузов и распространения надбавок "за степень" и на пенсионное обеспечение научных работников.

Раздел 6. Улучшение финансовой ситуации и рационализация использования ресурсов.

Заголовок ("улучшение") выглядит несколько парадоксально, поскольку из нового текста Концепции исчезла конкретная цифра. Рекомендуется "руководствоваться уровнем государственного финансирования, определенным Федеральным законом "О науке и научно-технической политике", а что это должно составлять не менее 4% расходной части бюджета уже не упоминается. Для справки: по данным Счетной палаты ("Поиск" № 16) в 1997 году финансирование науки составило лишь 2,4%. В 1998 г. намечалось 2,8%, но надежды на это слабы.

Поневоле вспоминаются радио- и телесентенции последних недель о том, что "жить надо по средствам", и что если некоторые нормативные акты не соответствуют сегодняшним реалиям, то "честнее их поменять" (не реалии, а нормативные акты).

Но есть и прогрессивная рекомендация, которая не может не обрадовать всех руководителей, замученных жесткими рамками финансирования "по статьям": "В целях повышения эффективности использования бюджетных средств необходимо отойти от постатейного финансирования науки". Скорей бы!

Раздел 7. Укрепление научно-технического потенциала регионов.

Мелкие изменения: из положительных примеров выделения из региональных бюджетов средств на науку и технику в новой редакции вылетели Новосибирск и Томск (остались Москва, Якутия, Башкирия) и еще -- в основу развития инновационной инфраструктуры в регионах добавлены научные и технологические парки.

Изменение вроде бы малозаметное, но опасное: в ходе реструктуризации сети научных организаций возможна передача части организаций, находящихся в федеральной собственности, в собственность (!) субъектов Российской Федерации (в прежней редакции -- в ведение).

Раздел 8. Повышение инновационной активности.

Появилась добавка: "К числу очередных задач относятся также развитие системы подготовки специалистов в области инновационного менеджмента, создание специализированных учебных центров на базе вузов, технопарков, бизнес-инкубаторов.

Необходима координация деятельности федеральных органов исполнительной власти и организаций, в том числе зарубежных партнеров, осуществляющих в регионах поддержку малого инновационного предпринимательства".

Раздел 9. Информационное обеспечение и Раздел 10. Международное научное сотрудничество -- тексты прежние.

Раздел 11. Совершенствование нормативно-правовой базы науки.

Немного изменился перечень вопросов, по которым желательна разработка и принятие нормативных документов. Из него выпали:

-- процедура формирования и деятельности патентных судов;

-- порядок продажи научно-технических результатов и продукций за рубеж,

зато добавился порядок введения результатов научно-технической деятельности в хозяйственный оборот.

Последнее, о чем хотелось бы сказать: и в старом, и в новом текстах Концепции записано, что на ее основе "должна быть сформирована государственная программа реформирования науки, содержащая план действий на каждый год".

Так что продолжение следует.

стр. 

в оглавление

Версия для печати  
(постоянный адрес статьи) 

http://www.sbras.ru/HBC/hbc.phtml?13+181+1