Печатная версия
Архив / Поиск

Archives
Archives
Archiv

Редакция
и контакты

К 50-летию СО РАН
Фотогалерея
Приложения
Научные СМИ
Портал СО РАН

© «Наука в Сибири», 2024

Сайт разработан
Институтом вычислительных
технологий СО РАН

При перепечатке материалов
или использованиии
опубликованной
в «НВС» информации
ссылка на газету обязательна

Наука в Сибири Выходит с 4 июля 1961 г.
On-line версия: www.sbras.info | Архив c 1961 по текущий год (в формате pdf), упорядоченный по годам см. здесь
 
в оглавлениеN 45-46 (2181-2182) 4 декабря 1998 г.

ЗЕМЛЯ БЕЗ ГРАНИЦ

Тезис -- Земля без границ -- несет в себе множественность смыслов, даже в том случае, когда речь идет о таком понятии, как "вечная мерзлота". Достаточно перечислить названия секций международного семинара НАТО, чтобы убедиться, насколько широки научные направления исследований этого феномена природы и какую роль играет вечная мерзлота в развитии нашей планеты и жизни человечества.

На семинаре "Реакция вечной мерзлоты на экономическое развитие. Охрана окружающей среды и потенциал природных ресурсов" работало несколько секций. Во-первых, это серия докладов, связанная с международной оценкой существующей базы субаэральных и субмаринных данных.

Затем -- эволюция вечной мерзлоты в прошлом. Развернутый сценарий глобальных изменений климата и динамика вечной мерзлоты. Проблемы инженерии: воздействие на вечную мерзлоту и прогноз. И перспективы управления вечной мерзлотой в экономико-социально-технических сферах жизни. И наконец -- новые аспекты в геокриологии.

Итоги натовского семинара подводились 16 ноября (его участникам пришлось работать и в воскресные дни, чтобы уложиться в регламент). На этой заключительной встрече вашему корреспонденту удалось побеседовать с главным геологом Геологической службы Бельгии и содиректором семинара профессором Р.Паепом.

Нашим добровольным переводчиком был кандидат географических наук Дмитрий Конюшков, один из авторов доклада "Почвы циркумполярной Арктики и Субарктики (Москва, Почвенный институт имени Докучаева), за что ему великая благодарность.

Для начала мне хотелось выяснить, что связывает главного геолога Геологической службы Бельгии с военно-политической организацией, каким образом удалось организовать такой блестящий семинар и вообще -- как зародилась сама идея новосибирской встречи ученых-мерзлотоведов.

Профессор Р.Паеп ответил, что у него нет никаких отношений с НАТО.

-- Любой другой человек может придти в НАТО и попросить о поддержке для проведения симпозиума, подобного новосибирскому. Все получилось очень просто. Однажды профессор Добрецов, профессор Коптюг, профессор Мельников, доктор Ермиков приехали в Бельгию по своим научным делам. Мы встретились, обсуждали вопросы вечной мерзлоты, важность проблем с ней связанных. Тогда и зародилась идея нашего семинара и возможность его проведения с финансовой поддержкой НАТО. Конечно, существуют специальные формы (заявки), в которых претенденты должны обосновать необходимость и важность того или иного научного семинара. Организаторы должны представить директора и содиректора такого семинара. Вот тогда-то мы и решили, по предложению профессора Добрецова, что я буду директором нашей рабочей группы и представлю зарубежных участников (по отношению к России), а профессор Мельников организует российскую группу ученых.

-- Уважаемый профессор, можно ли уточнить структуру НАТО -- что, при ней существует департамент науки?

-- Хороший вопрос. В структуре НАТО есть несколько подразделений, в первую очередь -- политические и военные, а также специальное научное подразделение по приоритетным исследованиям. Это подразделение в свою очередь делится на две секции. Первая -- чисто научная и инженерная, а вторая -- по окружающей среде. Наш семинар работал под эгидой секции по окружающей среде.

-- Тогда понятно, почему в докладах часто ссылались на знаменитую конференцию ООН по окружающей среде -- Рио-92. А вы в своем выступлении рассматривали проблему в историческом аспекте.

-- Совершенно справедливо -- именно поэтому. Кстати, для меня это уже третья конференция, которую я организую, и меня хорошо знают в научных кругах НАТО, поэтому сравнительно легко оказали поддержку конференции в Новосибирске.

-- Извините, с каких пор НАТО стала такой доброй по отношению к науке?

-- Мы проводим уже не первую конференцию. Хорошо прозвучала конференция по изменению уровня моря, например. И на все конференции приглашались российские участники. Еще раз повторяю -- научная структура НАТО не имеет никакого отношения к ее основной военной структуре. И все решается на чисто научной основе.

-- Как вы оцениваете результаты работы семинара, оправдались ли ваши надежды?

-- Вкратце, основная цель семинара была связана с существующей проблемой деградации мерзлоты и целым рядом проблем с ней связанных -- инженерных, природоохранных. Необходимо было разобраться в них с разных точек зрения. Думаю, что научные сессии прошли вполне успешно. А результат семинара -- новые знания и научные рекомендации, которые, несомненно, окажут влияние на развитие исследований в области геокриологии. Кроме того, не менее важно общение специалистов, новые научные связи, обдумывание будущих совместных проектов. По материалам новосибирского семинара будет издана специальная книга, ее будут читать по всему миру. Эта книга поможет сориентироваться специалистам, ведь ряд участников семинара представил результаты, которые еще нигде не обнародованы.

-- Скажите, существуют ли или намечаются конкретные совместные научные проекты с участием российских ученых?

-- Что касается Бельгии, например, могу сказать, что мы уже в течение четырех лет сотрудничаем с институтом в Новосибирске, возглавляемом профессором Добрецовым. Есть совместный проект по системам Байкала и, конечно, очень широко развито сотрудничество между мерзлотоведами Канады, США и России, поскольку проблемы у нас общие. Словом, у нас есть вполне конкретные задачи по изучению вечной мерзлоты, но тем не менее, мне кажется, что сейчас, в конце XX века, мы все приходим к одной очень важной идее...

-- Вы имеете в виду идею устойчивого развития? Может быть, вы повторите коротко, Summa Summarum, основные положения вашего пленарного доклада "Влияние вечной мерзлоты на человечество"?

-- В своем докладе я рассмотрел три ключевых вехи в развитии нашей цивилизации на примере распространения идей, в первую очередь -- доктрины мельтузианства, затем доктрины распространения человека на Земле, освоения новых территорий, что впоследствии вылилось в доктрину геополитики, предложенную шотландским ученым МакКиндером. В ней есть любопытный тезис о том, что кто владеет Сибирью, Азией (благодаря природным ресурсам), тот владеет миром, но это к слову.

Человечество осознало, что реализация этих идей очень опасна. В отличие от той геополитической установки, заложенной в конце девятнадцатого века, которая привела к двум мировым войнам в начале и середине нашего столетия, установка двадцатого века на двадцать первый должна быть такой, чтобы сама мысль о войне была невозможной и чтобы цели человечества концентрировались на защите окружающей среды. Нас тревожит, что деятельность человека вносит дисбаланс не только в наземные системы, но также и морские. Мы должны помнить, что атмосфера может стать глобальным катализатором потепления климата. Исследования вечной мерзлоты непосредственно связаны с этими проблемами.

-- Я запомнила ваш тезис: "Вечная мерзлота меняла всю климатическую картину мира". А еще вы сказали, "чтобы все "горячие точки" на планете стали бы "мирными точками".

-- Это не просто мысль, это крайняя необходимость, поскольку сейчас рассматривается проблема устойчивого развития, а реализация устойчивого развития невозможна, если в мире будут существовать "горячие точки".

Галина ШПАК.

стр. 

в оглавление

Версия для печати  
(постоянный адрес статьи) 

http://www.sbras.ru/HBC/hbc.phtml?10+197+1