Печатная версия
Архив / Поиск

Archives
Archives
Archiv

Редакция
и контакты

К 50-летию СО РАН
Фотогалерея
Приложения
Научные СМИ
Портал СО РАН

© «Наука в Сибири», 2019

Сайт разработан и поддерживается
Институтом вычислительных
технологий СО РАН

При перепечатке материалов
или использованиии
опубликованной
в «НВС» информации
ссылка на газету обязательна

Наука в Сибири Выходит с 4 июля 1961 г.
On-line версия: www.sbras.info | Новости | Архив c 1961 по текущий год (в формате pdf), упорядоченный по годам
 
в оглавлениеN 11 (2347) 15 марта 2002 г.

ДОЖИВЕМ ЛИ ДО
РАСЦВЕТА РОССИИ?

Как и многие жители провинции, я хотел бы видеть Россию не "головастиком" с мегацентром на основе Москвы и европейской части, а "гантелью" — со вторым мегаполисом в Приморье и Приамурье.

Владимир Накоряков
академик РАН

За последние годы удалось много сделать для политического объединения России. Организация территориальных округов — это, безусловно, мощный и полезный шаг, после которого появилась надежда на "единую линию" в управлении государством.

Однако ощущения гражданина защищенной страны у россиян (а особенно у жителей Сибири) нет. Все больше ощущается, как дышит нам в затылок мусульманский мир. Границы с Казахстаном попросту не существует; растет поток наркотиков и мигрантов, а главное — усиливается напор мусульманской идеологии. Укрепление границы с Казахстаном жизненно необходимо.

Мы все страдаем из-за отсутствия внятной стратегии и четких тенденций в развитии России как государства. Очень бы хотелось, чтобы премьер-министр Касьянов вместе со своими заместителями представили парламенту и народу что-то вроде карты по экономической географии страны. Чтобы мы все увидели, где появятся новые нефтяные вышки и газопроводы, новые угольные шахты, металлургические комбинаты и другие производства. Чтобы вся Россия поняла, как будут изменяться наши территории, богатые природными ресурсами и бедные инфраструктурой.

Как и многие жители провинции, я хотел бы видеть Россию не "головастиком" с мегацентром на основе Москвы и европейской части, а "гантелью" — со вторым мегаполисом в Приморье и Приамурье.

Аргументы в пользу такой тенденции понятны. В стране появятся новые крупные рынки и новые финансовые потоки, что поможет регионам быстрее и легче адаптироваться к изменению экономических условий. Сырьевая база Дальнего Востока разнообразна и богата энергоресурсами, углем, нефтью, газом. Большие шансы российской экономике дают Японское и Охотское моря с портами Владивосток, Находка, Петропавловск-Камчатский. Тут и громадные запасы морепродуктов, и климат, благоприятный для хозяйственного освоения обширной, все еще недостаточно обжитой территории. Большую роль в преодолении кризисов сыграют и развитая научно-образовательная база во Владивостоке и Хабаровске, и поистине несметные сырьевые ресурсы Прибайкалья и Забайкалья.

Важно помнить также о том, что Приморье — место дислоцирования Тихоокеанского флота и что граница с Китаем — ответственнейшая из границ. Здесь же Россия может обрести долговременного экономического партнера — Японию.

Соединить два шара "гантели" должны мощные транспортные артерии — автомобильные, железнодорожные, авиационные, электросети, "информационные магистрали" всех типов. Я убежден: России не "подняться" без дорожно-строительного бума. Сейчас в России 70 тысяч километров железных дорог и 100 тысяч километров автодорог с твердым покрытием. А в Индии 80 тысяч километров железных дорог и два миллиона километров автодорог. В США более 10 миллионов километров автомобильных дорог и более 700 тысяч километров железных дорог.

Наши потери от неразвитой транспортной системы и неразвитости портов сопоставимы с величиной нынешнего валового внутреннего продукта.

Страна "заговорила" эту свою боль и беду, давно привыкла к тому, что дороги у нас плохие, да и тех не хватает.

Хочу напомнить исторический факт: строительство железной дороги Москва-Владивосток заняло ровно 10 лет, и это произошло 100 лет назад. А сейчас для завершения автомагистрали Москва-Владивосток, для "достройки" 400-километрового участка в районе Хабаровска планируется 3-4 года. Смешно и грустно! Неужели никто не сосчитал экономические преимущества от скорейшего завершения великого автомобильного пути? Неужели руководству страны не надоело "решать проблемы" Приморья? Разве не ясно, что без автомагистрали эти проблемы перерастут в хроническую болезнь?

Стержень будущей экономической "гантели" пройдет вдоль транспортной сети Петербург-Москва, далее через Самару, Урал, Омск, Новосибирск, Кемерово, Красноярск, Иркутск, Улан-Удэ, Читу, Комсомольск и Хабаровск к Владивостоку. В перечисленных "узлах" сконцентрированы все нужные и возможные начальные условия для превращения России в супериндустриальную державу. Там есть предприятия авиастроения и автомобилестроения, есть станкостроение и военная индустрия, металлургия, нефтепереработка, предприятия химической промышленности — словом, все необходимое для послекризисного старта.

К этому стержню примкнут мощные сырьевые регионы севера Сибири и Забайкалья. Тут понадобятся надежные системы транспорта нефтепродуктов и транспорт сжиженного натурального газа с установками по ожижению на всей длине трассы.

При любой стратегии нужны срочные меры по оздоровлению электроэнергетики. Эта отрасль стала "фактором нестабильности". Аварийные и "карательные" отключения от электросети не только предприятий-должников, но и целых территорий угнетают людей, усиливают чувство незащищенности. Нынешней электроэнергетикой фактически управляют три структуры — кроме РАО ЕЭС и отраслевого министерства, еще и МЧС, которому слишком часто приходится устранять последствия конфликтов энергетиков с должниками. Порой создается впечатление, что Шойгу уже стоит во главе электроэнергетики, не выходящей из чрезвычайных ситуаций. И пока с электроэнергетикой не будет наведен порядок, не может быть и речи о гарантированной национальной безопасности.

Проекты РАО ЕЭС по выделению сетей и крупных федеральных станций в единую отдельную систему, на первый взгляд, кажутся разумными. Ведь РАО ЕЭС играет важнейшую роль в сохранении единства страны. Но проект реструктуризации РАО ЕЭС в целом, в том числе предложения по созданию конкурентной среды кажутся мне спорными. Авторы проекта, убежденные "рыночники", упускают из виду специфику отрасли, забывают, что электроэнергия и газ отличаются от прочих рыночных товаров тем, что их почти невозможно запасать впрок. Экономические нововведения нужно подкреплять технологической модернизацией. Поскольку газ можно хранить и запасать только в жидком виде, не обойтись без индустрии ожижения газа. Так как энергетика европейской части страны ориентирована на газ, то на газопроводах, проходящих по этой территории, нужно строить станции для ожижения и резервуары для хранения жидкого газа. Между прочим, это как раз и позволит создать конкурентную среду в сфере газовой теплоэнергетики.

Я убежден, что газовое топливо (с использованием парогазовых циклов) еще надолго останется основой энергетики в европейской части России. А в Сибири пока наиболее эффективна угольная энергетика. На Дальнем Востоке и на Камчатке нужно строить атомные станции. Над отечественной атомной энергетикой до сих пор витает "тень Чернобыля". Эти страхи нужно развеять. Просто глупо не развивать атомную энергетику, учитывая высокий уровень наших ядерных оборонных технологий и научных ресурсов.

Экономику можно быстро "поднять" даже при нынешней ограниченности средств, если правильно определить инвестиционные приоритеты. На мой взгляд, их очередность должна быть такой: 1. транспорт всех видов; 2. топливно-энергетический комплекс, развитие электросетей и новых электростанций, энергомашиностроение; 3. сельхозмашиностроение и сельское хозяйство; 4. индустрия товаров народного потребления; 5. образование и наука, практическая реализация новых технологий; 6. нефтегазопереработка; 7. производство военной техники; 8. металлургия; 9. авиа- и автостроение; 10. наукоемкие технологии, в том числе производство (на лицензионной основе) компьютеров, лазеров, телевизионных средств связи; биотехнологии.

Может показаться неожиданной такая рекомендация - развивать наукоемкие технологии прежде всего на основе зарубежных лицензий. Но я считаю, что предпочтение "сырых" отечественных разработок обернется чрезмерными расходами.

Развивать перечисленные традиционные направления необходимо на основе ввода новых объектов, а не вложений в устаревшее производство.

До сих пор много спорят о том, на чей опыт и пример стоит ориентироваться России, на кого "равняться" — на страны Запада или на Восток. Думаю, нам просто стоит вспомнить некоторые экономические азы. Известно, что экономический потенциал всех стран характеризуется производственной функцией, обеспечивающей валовой национальный продукт. Одни страны наращивают ВНП, в основном, за счет научно-технического и индустриального прогресса, другие — за счет капитала, третьи — преимущественно за счет людских ресурсов. Например, США развивается за счет науки, в Германии все решает прирост капитала, а Китай переходит с этапа развития за счет людских ресурсов на индустриальный этап.

Россия еще не менее трех десятилетий будет развиваться за счет прироста капитала в традиционных для нее отраслях. Именно на таком представлении об отечественной экономике основаны мои предложения и рекомендации.

Главная беда нашей индустрии — низкое качество многих товаров, обусловленное низкой долей зарплаты в валовом продукте. На доллар дохода российский работник "выдает" максимально высокие количественные показатели, но о качестве, например, наших автомобилей по всему миру ходят анекдоты.

Как нам поднять качество? Разумеется, не нужно всем рекомендовать единый, стандартный рецепт. Но мне нравится опыт немецкой автомобильной фирмы "Опель", где решились заменить рабочий персонал на инженеров. На этом предприятии платили высокую зарплату за высокие технологии, отличное образование и высокую ответственность. В результате — безупречное качество автомобилей и безынфляционный рост производства. Наверняка, в российское правительство поступает много программ возрождения экономики. Но "за кадром" остается вопрос — где взять деньги, стартовый капитал для осуществления этих программ. На мой взгляд, Россия выйдет на быстрый подъем, только когда будут точно определены способы получения необходимых средств. А ситуация все еще тяжелая. Финансовый кризис пока не преодолен. Общий долг потребителей перед энергетиками вырос до 4 миллиардов долларов. Для производственных реконструкций необходимы десятки миллиардов долларов.

И все-таки деньги, ресурсы найти можно. Мне кажутся наиболее надежными и перспективными такие пути: 1. укрепление отечественной банковской системы, снижение кредитной процентной ставки; 2. привлечение иностранных инвестиций — прямых и "портфельных"; 3. организация международных программ типа "плана Маршалла" (например, совместно с Японией на основе выгодного для Японии мира).

Все это возможно при ориентации на открытое общество с многоукладной экономикой и сильной, авторитетной для народа центральной властью. Россия может вступать или не вступать в Европейское экономическое сообщество, однако в любом случае нам стоит взять за ориентиры те условия, которые обязательны для вступления в ЕЭС. В перечне условий указаны, к примеру, километраж автодорог с твердым покрытием в расчете на душу населения и доля заработной платы в валовом национальном продукте, определен необходимый уровень финансирования образования, здравоохранения и науки, уровень качества продукции. Определено оптимальное состояние государственных структур, называемых силовыми, обозначены гарантии демократических свобод и прав человека. Нельзя не уважать эти критерии, разработанные выдающимися учеными, экономистами и политиками разных стран. Это прекрасные цели для любой страны, желающей называться цивилизованной. Приняв подобные ориентиры, правительство будет думать, как повлиять на бизнес и корпорации, чтобы вывести все население страны к достойному, цивилизованному образу жизни. Пусть не за пять, а хотя бы за десять или за двадцать лет.

стр. 

в оглавление

Версия для печати  
(постоянный адрес статьи) 

http://www.sbras.ru/HBC/hbc.phtml?11+209+1