Печатная версия
Архив / Поиск

Archives
Archives
Archiv

Редакция
и контакты

К 50-летию СО РАН
Фотогалерея
Приложения
Научные СМИ
Портал СО РАН

© «Наука в Сибири», 2019

Сайт разработан и поддерживается
Институтом вычислительных
технологий СО РАН

При перепечатке материалов
или использованиии
опубликованной
в «НВС» информации
ссылка на газету обязательна

Наука в Сибири Выходит с 4 июля 1961 г.
On-line версия: www.sbras.info | Новости | Архив c 1961 по текущий год (в формате pdf), упорядоченный по годам
 
в оглавлениеN 34-35 (2370-2371) 1 сентября 2002 г.

ЧЕЛОВЕЧЕСТВО В ВЕК ИНТЕРНЕТ

7-14 июля в Москве в гостинице "Космос" проходила 9-я Международная конференция учителей под девизом "Человечество в век интернет". С 1994 года подобная конференция проводится ежегодно по линии международной организации I*EARN — International Education and Resource Network (Международное образование и ресурсы компьютерной сети).

Нина Коптюг,
кандидат филологических наук
преподаватель английского языка.

Иллюстрация
Выступавшие на открытии академик Евгений Велихов (Россия) и глава Фонда семьи Копен, г-н Питер Копен (США), стоявшие у истоков этой всемирной организации педагогов, рассказывали о том, как все начиналось.

В 1987 году был проведен телемост между двумя школами России и США. Через несколько лет школьники двух стран начали переписываться по электронной почте, в 1993 году в эксперименте участвовали пять стран, в 1994 году была проведена первая конференция в Аргентине. Сегодня в проектах участвуют 92 страны, педагоги и школьники из более 5000 школ планеты, и их число постоянно растет. Ежемесячно в центральный офис I*EARN в Нью-Йорке поступают сообщения о проводимых и предлагаемых проектах для детей мира, сотрудники организации составляют сводку новостей и через интернет рассылают ее всем членам I*EARN. Читаешь новости, выбираешь то, что тебе подходит, посылаешь письмо-запрос координатору — и работай.

Так в 1995 году начинала и я. Сначала включилась в проект "Родство", дети разных возрастов писали эссе на английском языке о своих родных, о том, как их семьи оказались в Сибири. Когда в Австралии была опубликована книга детских трудов, куда вошли и наши работы, интерес наших школьников к подобной работе резко возрос. Ученики младших классов приняли участие в проекте "Чувство заботы" — рисовали свое видение мира, обменивались рисунками со сверстниками из других стран. Старшеклассники рисовали "Колеса будущего", писали пояснения, решали глобальные проблемы. Потом мы стали участвовать в таких проектах, как "Круги обучения", "Законы жизни", "Местная история". В прошедшем учебном году я стала локальным координатором некоторых проектов и глобальным координатором по теме "Местная история", в Новосибирском ОблЦИТе мы создали сайт http://www.edu.nsu.ru/local/, где можно поместить эссе, сочинения, просто послания на русском, английском, немецком, французском языках.

На конференцию в Москву съехалось более 400 педагогов из 60 стран, от Аргентины до Зимбабве, от Австралии до Суринама. Кроме учителей присутствовали представители ООН, атташе по культуре посольства США в Москве, журналисты, руководители различных проектов и организаций планеты.

Сильное впечатление на протяжении всей работы производила многочисленная делегация из Ирана: одетые в плотные черные платья и накидки женщины участвовали во всех мероприятиях, много выступали сами, уверенно обращались с компьютерами и свободно говорили по-английски. Впрочем, то же самое можно сказать о японцах, китайцах, латиноамериканцах, африканцах, европейцах, ведь все мы занимаемся общим делом, независимо от того, какой предмет преподаем в школе.

На четыре дня было запланировано более 120 выступлений по секциям, проводились как крупные мастерские по основным проектам, таким, как "Круги обучения", "Законы жизни", "Демократическое образование", так и по более мелким... Вообще распределение докладчиков по странам вышло несколько неравномерным: так, около 30 докладов из Ирана, более 20 из США и около 10 из России... Понятно, что если из какой-то страны приехал лишь один представитель, то и доклад был один. Но уже с первого дня иностранцы начали спрашивать, почему на конференции так мало россиян, хотя Россия выступила организатором конференции.

Придя на регистрацию, мы увидели стол, где были красиво разложены бэджи с напечатанными именами и странами, но оказалось, что это стол для иностранцев. Нам выдали пустые бумажки, мы вручную написали свои имена. Обед в гостинице всем приезжим россиянам оказался не по карману, и мы бегали к метро ВВЦ перехватить что-нибудь в киоске или кафе. Попутно выясняли, кто как приехал. Мне оплатила поездку издательская фирма English To Go www.english-to-go.com, я сделала для них презентацию интернет-уроков. Две молодые учительницы из физматшколы при НГУ прилетели вместе со мной из Новосибирска благодаря участию в проекте "Законы жизни", директор школы нашел, что интернет-проекты — дело полезное, и нашел средства для отправки своих сотрудниц на конференцию. Одна учительница приехала из Красноярска, заняв деньги на дорогу у родных. Мы насчитали несколько москвичей, вот и все.

Неловко было отвечать на вопросы о том, почему так мало русских, почему мы не привезли детей — во всех иностранных делегациях были школьники. Совсем неудобно получилось с завершающим конференцию обедом: никто из нас не мог заплатить 40 долларов, и мы не пошли. На другой день к нам подходили американцы, австралийцы, аргентинцы, сожалели, говорили, что если бы знали о наших финансовых затруднениях, скинулись бы и заплатили за нас. Но нам казалось, что это могли бы сделать организаторы, прекрасно знающие, в какой нищете живут российские учителя.

Еще один вопрос, на который сложно было найти ответ: почему нет представителей прессы, телевидения. Американцы разослали сообщений о конференции, пресс-релизы во все иностранные издания. От России не было ни одного представителя масс-медиа, потому что организаторы не потрудились никому сообщить о таком крупном событии в жизни учителей. Я позвонила в программу "Вести", там очень удивились, попросили перезвонить и рассказать, что будет на закрытии. Я спросила представителя I*EARN-Россия Виктора Минахина, он заверил меня, что "ничего интересного не будет, придут человек 40-50, будет суета и все". Так что настаивать на приезде ТВ я не решилась, а зря.

Словом, насчет организации и отношения к русским учителям наших устроителей мероприятия все стало ясно с первого дня. Мы решили не обращать внимания на "мелочи", проработали всю программу, распределили между собой секции. Например, уже в первый день я должна была быть на секции, посвященной проекту "Круги обучения", как соруководитель. В то же время мне хотелось послушать выступление Рады Блэкмен (США) о программе "Демократическое обучение", Виолетты Цоневой (Болгария) "Три программы в одном классе", Эда Грэгерта (директор I*EARN-США) о работе коррдинаторов. Вирджиния Кинг (I*EARN-Австралия) рассказывала об успешных австралийских проектах, Майкл Темпел (компания "Шлюмберже") говорил о том, как его фирма помогает школам разных стран получить современное оборудование, Элиан Метни (Ливан) сделала презентацию об интернет-курсах для учителей. Выступила я и на пленарном заседании.

Хочется подробнее рассказать о работе секции на примере проекта "Круги обучения". Барри Крамер (США) показал прекрасную презентацию. Каждый учебный год составляется "круг" из десяти школ-участниц, причем таких "кругов" может быть несколько, в зависимости от количества заявок. Глобальный руководитель проекта — профессор Калифорнийского университета Маргарет Райл, она и составляет для учителей подробное расписание и задания на каждую неделю. Ученики пишут обзоры, отвечают на вопросы: мой класс, моя школа, мой город. Затем выбирают тему и пишут эссе, рассылая их друг другу по коллективной электронной почте, обмениваются мнениями, задают вопросы, решают проблемы. Такой проект помогает больше узнать друг о друге, избавиться от предрассудков. Мы занялись им сразу после событий 11 сентября 2001 года в Нью-Йорке. Когда дети общаются непосредственно друг с другом, они выясняют, как относятся их сверстники к происходящему в мире, каким видят свое будущее, а учителя помогают им разобраться в возникающих сложностях. Работая над проектом, мы, педагоги, совместно пришли к выводу: нужно учить детей пониманию того, что на планете живут люди с разными мировоззрениями, существуют страны с различным общественным строем. Наш лозунг: "Быть другим — не значит быть плохим". Конечно, наша работа — лишь крошечный островок на огромной планете, но есть надежда, что в будущем эти дети не станут стрелять и убивать друг друга...

Обсудили мы и другой, чисто практический аспект. Я показала небольшой сборник, который мы сделали с детьми у себя в школе. Набрали и отпечатали все работы, дали иллюстрации, оформили каждую страницу по-разному, распечатали, переплели. Конечно, имеется сайт, где можно все это увидеть. Но мало кому удается подвести к компьютеру чиновника от образования, директора школы, представителя фонда. А книжечка — вот она, всегда при себе. Показываешь, как дети учатся межкультурному общению, как можно сочетать различные предметы: эссе написаны на английском языке, чтобы их набрать и оформить, требуются знания по информатике, а чтобы написать на избранную тему, пригодятся знания, полученные на уроках истории, географии, литературы, химии, физики, математики. Происходит интеграция обычно разобщенных школьных предметов, возникают дополнительные источники мотивации. Зная, что их работы будут читать сверстники и учителя из других стран, дети относятся к заданию более ответственно. Говорили мы и о том, как вписать проектную работу в обычный школьный план. У многих из нас накоплен большой опыт, которым мы поделились с начинающими педагогами.

Делая доклад о проекте "Местная история", я показала созданный в Новосибирске сайт, куда помещают свои эссе школьники России, США, Ирландии, Египта, Армении, Азербайджана... Мы обсудили дальнейшую работу и темы, которые могут быть интересны учащимся разного возраста: моя семья, мой город, любимая улица, талисман, фотография на стене. Я показала видеозапись нашего новосибирского конкурса "Женщина года", что вызвало живейший интерес присутствующих. Ответила на многочисленные вопросы, а в конце предложила слушателям отведать настоящих русских блинов, которые сама испекла рано утром... Ясно было, что теперь они хорошо запомнят этот проект и, видимо, у нас появятся новые участники. Обсуждая потом дальнейшее сотрудничество с учительницей из Кентукки, я в очередной раз убедилась в том, как много дают подобные личные встречи с людьми, которых до сих пор я знала лишь виртуально.

Одна из самых интересных для меня встреч — продолжительная беседа с представителем ООН Биллом Йотивом. Он рассказывал о совместных проектах I*EARN и отдела образования ООН. Я успела начать работу над проектом "Женщины и девушки в образовании", мы уже обменялись первыми электронными посланиями. Сначала наш разговор шел как бы по параллельным направлениям: мистер Йотив рассуждал о проблемах дискриминации, о тяжелом положении женщин и девушек в развивающихся странах, о том, как трудно им добиться права на образование; я убеждала его в том, что в России с этим дело обстоит иначе... В конце концов мы поняли друг друга и договорились о дальнейшем сотрудничестве. Попробую предложить школьникам и учителям своей школы написать эссе о том, каково положение женщины в образовании и науке у нас, в Академгородке.

Каждый день я видела, как работает с участниками конференции Кэти Хили (журнал "Нэшнл Джиогрэфик", США). Она приехала на конфренцию вместе с американской делегацией, чтобы собрать материал для книги об I*EARN. Дошел черед и до меня, ее интересовали в общем-то простые вопросы: как изменилась моя жизнь с тех пор, как я стала участвовать в международных проектах? Могу ли я привести примеры того, как повлияла подобная деятельность на жизнь моих учеников?

Конечно, это заставило меня еще раз задуматься над сделанным и предстоящим. За пять лет постоянной работы я приобрела много друзей и знакомых, обучила множество учеников, как пользоваться компьютером и всемирной сетью знаний, регулярно использовала интернет-уроки English To Go, стала писать уроки сама, участвовала в многочисленных конкурсах, в том числе в конкурсе "Сто друзей", где и заняла первое место именно за разработку уроков. Прошла виртуальный курс повышения квалификации, получила Сертификат от Нью-Йоркского университета. Моя жизнь действительно изменилась. Но самое важное — перемены в жизни моих учеников. Мы издали две книжечки по проекту "Законы жизни", работы моих ребят выходят в США, Австралии, Румынии, Швеции, публикуются на сайтах. В 2000 году моя ученица была приглашена в Пекин для участия в 7-й Международной конференции учителей благодаря победе в конкурсе проектов. В 2001 году другая ученица участвовала в телепередаче "Я знаю все" как победительница на региональном уровне. Независимо от того, каковы были знания и умения моих учеников до того, как мы занялись проектами в рамках школьной программы, все мои выпускники научились писать эссе на английском языке, знают, как пользоваться компьютером и интернетом, понимают, что такое межкультурное общение, хотят учиться дальше.

За три секционных дня я посетила 16 секций-мастерских, выступила на 8, сама провела две. В субботу, в день закрытия конференции, многие делегаты выходили на сцену с сообщениями и предложениями о текущих и новых проектах.

Основная цель международной организации учителей и прошедшего в Москве форума — помочь педагогам соединиться, найти единомышленников, научиться вести совместную работу через интернет, включиться во всемирную сеть знаний, преодолеть барьеры в использовании новейших технологий. Я выступила с сообщением о продолжении проекта "Местная история" и предложила коллегам ответить на вопрос: "Есть ли жизнь после школы?"

Конечно, было очень жаль, что российские организаторы не проявили заботы о соотечественниках и не пригласили прессу. Во-первых, пока зал заполнялся представителями 60 стран, было на что посмотреть. Во-вторых, школьники разных стран подготовили сюрприз — великолепный концерт. Взрослые взрывались аплодисментами и вытирали слезы, когда чернокожие школьники из США пели в стиле рэп, а китайцы, австралийцы, украинцы плясали каждый свое; когда задушевно играла национальную мелодию юная китаянка, или когда немногочисленные московские дети спели "Антошку", а австралийские школьники сплясали танец аборигенов. Наконец, когда на сцену вышли представители всех 60 стран и мы вновь увидели, до чего красочно выглядит наша планета, как прекрасно мирное сотрудничество! Мы собрались вместе, мы смогли плодотворно пообщаться, много поработали, наметили перспективы дальнейшего сотрудничества.

В финале на сцену поднялась японская делегация. Хироши Уено, Йоко Такаги, Йошие Найа рассказали, как они планируют проводить следующую, 10-ю конференцию в своей стране. Сообщили, что совместно с министерством образования Японии хотят пригласить около 500 делегатов мира и помочь 1000 учителей Японии принять участие в таком важном событии. Посоветовали присутствующим начать копить деньги на поездку. Хотелось бы, чтобы Министерство образования РФ, Федерация интернет-образования, учительские объединения были в курсе происходящих событий, чтобы все нужные инстанции заблаговременно получали информацию от представителей I*EARN в России. В нашей стране ведется большая работа по интернет-образованию, нам есть что показать, о чем рассказать.

стр. 

в оглавление

Версия для печати  
(постоянный адрес статьи) 

http://www.sbras.ru/HBC/hbc.phtml?9+217+1