Печатная версия
Архив / Поиск

Archives
Archives
Archiv

Редакция
и контакты

К 50-летию СО РАН
Фотогалерея
Приложения
Научные СМИ
Портал СО РАН

© «Наука в Сибири», 2019

Сайт разработан и поддерживается
Институтом вычислительных
технологий СО РАН

При перепечатке материалов
или использованиии
опубликованной
в «НВС» информации
ссылка на газету обязательна

Наука в Сибири Выходит с 4 июля 1961 г.
On-line версия: www.sbras.info | Новости
 
в оглавлениеN 48-49 (2384-2385) 13 декабря 2002 г.

НАУКА И БИЗНЕС — ВЕЩИ СОВМЕСТИМЫЕ

В последнее время в нашей стране заметно улучшение инвестиционного климата. Кризис многих ведущих отраслей промышленности закончился, началась конкуренция. Как результат — у промышленников возник интерес к внедрению наукоемких разработок для повышения потребительских качеств своей продукции. Наука наконец-то начала чувствовать внимание к себе со стороны отечественных властных структур и бизнеса. Что могут предложить ученые для промышленников? Как оказалось, очень многое.

Л.Перепечко,
старший научный сотрудник ИТ СО РАН, кандидат физико-математических наук.

Иллюстрация

19 ноября, как уже сообщалось в "НВС", по инициативе администрации г.Новосибирска в Институте теплофизики СО РАН была проведена встреча авторов разработок, представителей мэрии, промышленности, банковского капитала и прессы. Официально встреча называлась "Презентация разработок и технологий институтов СО РАН "Энергообеспечение'02". На встрече были представлены более 30 разработок Института теплофизики и около 10 разработок других институтов Сибирского отделения. От промышленников присутствовали главные инженеры и директора более чем 40 предприятий Новосибирска, представители торгово-промышленной палаты, Сбербанка России и Новосибирсквнешторгбанка.

Доклад директора Института теплофизики члена-корреспондента РАН С.Алексеенко посвящался истории института, его структуре и достижениям. Ученые других институтов СО РАН сами рассказывали о своих разработках. Их доклады были адресованы, в основном, научному сообществу и представляли научную сторону работы.

Иллюстрация

Промышленников и банковские группы в первую очередь интересовала коммерческая сторона дела: назначение разработки, характеристики, себестоимость, рынок сбыта, окупаемость, конкурентоспособность.

Для каждой предлагаемой новой технологии или прибора необходимо выполнить маркетинговые исследования: определить рынок сбыта, оценить стоимость внедрения или проведения дополнительных НИОКР, просчитать конкурентоспособность и себестоимость и т.д.

Схема внедрения разработок следующая — идея, фундаментальные исследования, экспериментальный образец, опытный образец, конструкторская документация, промышленный образец, опытно-промышленное внедрение, производство. Разработки, представленные на этой встрече, находятся на разной стадии развития. Некоторые уже широко и успешно производятся (например, абсорбционные бромистолитиевые насосы, ультразвуковой теплосчетчик "Тритон", оптические газоанализаторы ПЭМ-2М), другие требуют затрат на проведение НИОКР (такие, как вихревой тепломассообменный аппарат), третьи готовы к внедрению (безэлектродный индукционный источник света, вихревая мельница, сверхвысоковакуумные диффузионные насосы). Разработаны уникальные запатентованные технологии, например, способ разделения и восстановления нефтяных масел и жиров, ультразвуковой синтез гетерополисоединений и т.д. Кто их будет внедрять?

Иллюстрация

Ведь у нас отсутствует промежуточное звено — служба маркетинга, которая смогла бы разработать бизнес-план, сделать обзор рынка и предложить конкретному производителю наукоемкую технологию, привлечь инвестиции. Тем более, что окупаемость большинства разработок и технологий — от 1 до 3 лет. К тому же, из-за отсутствия развитой правовой базы охраны интеллектуальной собственности стоят они пока очень недорого.

Сами ученые не должны думать о том, где бы и как заработать. Уникальные мозги должны использоваться с максимальной отдачей в той области, где они лучше всего работают.

Развал единой цепи освоения передовых технологий, заложенной при создании Академгородка М.А.Лаврентьевым, — от институтов через СКБ и опытный завод в промышленное производство, заставил разработчиков самим заняться внедрением и организацией производства. В институтах начали образовываться коммерческие структуры, успешно развивающиеся и осваивающие российский рынок. Их рост стимулируется политикой правительства на поддержание малых предприятий в области наукоемких технологий. Пока они работают разобщенно, хотя уже наметились тенденции к координации действий в рамках Ассоциации коммерческих фирм Академгородка. Начала формироваться некая внедренческая структура, обладающая капиталом и трудовыми ресурсами для освоения и внедрения новых технологий и приборов.

Для этой цели и была организована презентация разработок институтов СО РАН по проблеме энергетики городов и предприятий. В результате наметились связи между учеными, промышленниками, администрацией города и Сибирским отделением, появились предложения об использовании технологий и производстве некоторых приборов на предприятиях г. Новосибирска. Такие презентации пройдут также и в других институтах СО РАН по другим направлениям и, надеюсь, внесут свой положительный вклад в организацию маркетинга научных разработок и повышения конкурентоспособности российской промышленности.

стр. 5

в оглавление

Версия для печати  
(постоянный адрес статьи) 

http://www.sbras.ru/HBC/hbc.phtml?18+229+1