Печатная версия
Архив / Поиск

Archives
Archives
Archiv

Редакция
и контакты

К 50-летию СО РАН
Фотогалерея
Приложения
Научные СМИ
Портал СО РАН

© «Наука в Сибири», 2024

Сайт разработан
Институтом вычислительных
технологий СО РАН

При перепечатке материалов
или использованиии
опубликованной
в «НВС» информации
ссылка на газету обязательна

Наука в Сибири Выходит с 4 июля 1961 г.
On-line версия: www.sbras.info | Архив c 1961 по текущий год (в формате pdf), упорядоченный по годам см. здесь
 
в оглавлениеN 18 (2404) 16 мая 2003 г.

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ

В.Макарова,
"НВС"

Иллюстрация

Накануне открытия в новосибирском Академгородке совещания по вопросам стратегии развития транспортной системы Российской Федерации 12 мая в Выставочном центре СО РАН состоялся "круглый стол" по теме "Научно-технологическое обеспечение развития перспективных транспортных средств". Среди сопредседателей — заместитель главы администрации Новосибирской области д.ф.-м.н. Г.Сапожников, главный ученый секретарь СО РАН чл.-к. РАН В.Фомин, руководитель департамента экономики Министерства транспорта РФ А.Колик. Цель собрания — предоставить "трибуну" специалистам различных отраслей для презентации инновационных разработок по созданию транспортных средств нового поколения, современных систем их технологического контроля, эксплуатации и ремонта. Кроме того, дать независимые прогнозы того, какой станет "сибирская столица" через несколько лет и в более отдаленной перспективе.

Иллюстрация

Двадцать докладчиков (из них 8 — ученые Сибирского отделения) представили конкретные инновации, пригодные к практическому внедрению в производство. Некоторые разработки уже поставлены на промышленную основу, хорошо зарекомендовали себя. Это — системы силовой электроники: электромеханический усилитель руля и стартер-генераторное устройство; лазерные комплексы; АСУ региональной сетью автодорог; автономные теплофикационные устройства; метод экспресс-диагностики технического состояния мостов и дорог; оптико-электронные технологии контроля колесных пар вагонов и т.д.

Новосибирск — транспортный центр региона, и, естественно, многие выступающие выдвигали предложения для практической реализации в нашем городе. Намечена реконструкция аэропорта "Толмачево": программа, рассчитанная до 2010 года, включает строительство второй взлетно-посадочной полосы, сооружение нового пассажирского терминала. Кроме того, географическое положение Новосибирска привлекательно для международных грузовых лайнеров, которым необходим пункт промежуточной посадки для дозаправки и, если требуется, технического обслуживания. Аэропорт станет для города важным источником валютных поступлений.

Иллюстрация

На железной дороге предстоит резко расширить инфраструктуру (прежде всего, предназначенную для грузоперевозок), а также осуществить целый комплекс мер, направленных на модернизацию оборудования и снижение себестоимости перевозок.

Транспортная техника максимально должна удовлетворять критериям надежности, безопасности, экономичности, экологичности, комфортности, изысканности и практичности в дизайне. Современные достижения науки позволяют ставить и успешно решать комплекс научно-технологических задач для обеспечения на высоком уровне этих качеств транспортных средств и транспортной инфраструктуры.

Участники "круглого стола" предлагают:

— сформировать единую научно-техническую политику по внедрению в отраслях транспортной системы России современного оборудования и технологий контроля, диагностики и ремонта транспортных средств. Рекомендовать создание на базе СО РАН ассоциации "Межотраслевой инновационно-технологический центр" по комплексному обеспечению транспортной системы России, адаптированными к отраслевым стандартам технологиями, материалами и оборудованием для диагностики, контроля и ремонта транспортных средств;

— принять комплекс мер по разработке и созданию единой автоматизированной системы управления дорожно-транспортным комплексом федеральных округов;

— в области самолетостроения считать перспективными: создание дальнего сверхзвукового самолета, обширного класса беспилотных летательных аппаратов (противопожарных, мониторинговых и т.д.), амфибий летательной техники для освоения прибрежных и полярных регионов и экранопланов;

— вести разработку новых видов авиационного топлива с повышенной теплотворной способностью и экологически чистыми продуктами сгорания;

— создать в Новосибирске федеральный центр автомобильной силовой электроники для разработки и производства нового поколения современных интеллектуальных электромеханических систем с использованием устройств силовой электроники для электронного управления автомобилем;

— считать одной из важнейших задач для территорий с суровыми климатическими условиями разработку и внедрение в дорожную отрасль при строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог энерго- и ресурсосберегающих технологий, новых материалов (битумные эмульсии, импульсные технологии, новые механизмы и т.п.);

— сформировать базу данных инновационных проектов и программ, содействующих вовлечению отечественного научно-технического потенциала в повышение технологического уровня транспортных систем, поиску партнеров и инвесторов (рекомендуется www.rttn-siberia.org).

В заключение необходимо отметить, что государственная поддержка (в том числе те или иные формы гарантий при инвестиционных сделках) позволяет расширить сферу применения наших разработок, наладить поставки инновационного оборудования, выпущенного в Новосибирске, в другие регионы страны. А тот, кто делает капиталовложения в транспортную индустрию, вкладывает средства в будущее благосостояние общества.

стр. 2

в оглавление

Версия для печати  
(постоянный адрес статьи) 

http://www.sbras.ru/HBC/hbc.phtml?7+248+1