Печатная версия
Архив / Поиск

Archives
Archives
Archiv

Редакция
и контакты

К 50-летию СО РАН
Фотогалерея
Приложения
Научные СМИ
Портал СО РАН

© «Наука в Сибири», 2019

Сайт разработан и поддерживается
Институтом вычислительных
технологий СО РАН

При перепечатке материалов
или использованиии
опубликованной
в «НВС» информации
ссылка на газету обязательна

Наука в Сибири Выходит с 4 июля 1961 г.
On-line версия: www.sbras.info | Новости | Архив c 1961 по текущий год (в формате pdf), упорядоченный по годам
 
в оглавлениеN 30-31 (2416-2417) 15 августа 2003 г.

КАМЕННЫЕ ИЗВАЯНИЯ: ВОЗРОЖДЕНИЕ ДРЕВНЕЙ ТРАДИЦИИ
ИЛИ ФАЛЬСИФИКАЦИЯ?

До настоящего времени на азиатских просторах степей и в горных долинах сохранилось более 4000 памятников монументального искусства, установленных в разное время: от эпохи ранней бронзы до наших дней. Они представлены энеолитическими стелами с чашечными углублениями и редкими изображениями животных; стелами и изваяниями эпохи бронзы; оленными камнями и древнетюркской скульптурой. В их число не вошли тысячи необработанных стел и менгиров в курганных могильниках, в устье многочисленных рек, на перекрестках главных дорог и троп кочевников, на перевалах и у подножия священных в древности гор. Все эти памятники далекой старины есть и в горах Алтая. Археологи часто находят рядом с ними следы древних и даже современных жертвоприношений. Надо полагать, у таких монументов, установленных в древних родовых и племенных святилищах, на протяжении многих столетий совершались праздники и моления, посвященные универсальному культу плодородия природы.

Владимир Кубарев, д.и.н.,
Институт археологии и этнографии СО РАН

Иллюстрация
Древнетюркское изваяние VII-VIII вв., известное под именем "Чингизхан"
Фото В. Кубарева

Все народы Центральной Азии считали древние могильники и кладбища этнографического времени заповедными обителями духов предков. Обычно, один раз в году в местах погребений устраивали специальные жертвоприношения в память о давно умерших сородичах. В качестве главного жертвенного животного использовали коня. Например, у древних тюрок и монголов мясо жертвенного коня съедали родственники за упокой души умершего, а голову и шкуру вывешивали на шесте рядом с могилой или местом совершения обряда поминок у каменного изваяния умершего. Поэтому многие каменные монументы Азии до сегодняшнего дня служат объектом почитания, а отдельные реалистичные древнетюркские изваяния имеют даже собственные имена. Так на Алтае: в Кош-Агачском районе известны каменные фигуры человека под именами «Акташ» и «Кезер»; в Монголии «Даян батыр», «Увшхай», «Ловх», «Лам чулуу»: в Туве «Чингизхан» и т.д. С каждым из них связаны легенды и суеверия, а у отдельных фигур до сих пор совершаются шаманистко-ламаистские обряды.

Чрезвычайно интересным и проблемным для ученых остается вопрос о том, сохранили или нет традицию установки изваяний алтайцы и тувинцы — прямые потомки и наследники духовной культуры древних тюрок. Как предполагается, самые поздние изваяния, например, в Туве, относятся к Х, а возможно и к XI в.; на Алтае к X-XII в.в. или даже к XIV в. Археологические данные о сохранении обычая изготавливать каменные изваяния в еще более позднее время, отсутствуют, но этнографами, изучающими погребальный обряд тувинцев, засвидетельствовано, что изваяния умершего делалось якобы только в исключительных случаях. По этому поводу еще в конце XIX века Н. Катанов писал: «Если покойник пользовался уважением народа, то возле него ставится его изображение, вытесанное из камня или вырезанное из дерева». Но, пока каменные или деревянные изваяния этнографического времени в Центральной Азии не найдены.

Иллюстрация
Изваяние в Майноке (1981 г.)
Фото Е. Маточкина

На современные изваяния алтайских чабанов впервые обратил внимание искусствовед Е. Маточкин. Изготовленные из ствола дерева или высокого пня изваяния найдены в долинах небольших рек Мойнак, Тегерик-Мыш, Кулагаш, Ороктой. Одно изваяние находилось на перевале Шараш. По сведениям Е. Маточкина, почти все фигуры изготовлены жителями села Кучерла Усть-Коксинского района. Исследователь, публикуя фотографии и прорисовки деревянных изваяний, установил не только авторов скульптуры, но и имена тех людей в память о которых они были изготовлены. Для отдельных «статуй» Е. Маточкин находит поразительное сходство с более древними тюркскими изваяниями и этнографической скульптурой алтайцев, представленной, в основном, на шаманских бубнах. Несколько неожиданным и странным представляется возрождение в среде кучерлинских чабанов традиции установки «изваяний», тогда как на Алтае, где известно около 300 древнетюркских каменных фигур, ни в одном районе ничего подобного не наблюдается. Удивительно и то, что в окрестностях Кучерлы не найдено ни одного древнего изваяния, которое могло бы послужить образцом для подражания или копирования современными мастерами. Впрочем, на противоположном берегу Катуни, в нескольких километрах от пос. Тюнгур, у ручья Тургунда известна целая группа, так называемых «лицевых» изваяний древнетюркской эпохи. Местным жителем А. Бабитовым найдены каменные изваяния тюрок и у села Инегень. Для чабанов Кучерлы, конечно же, доступна и суровая долина реки Аргут, где сосредоточено более 30 каменных изображений тюркских воинов.

Иллюстрация
Стела эпохи бронзы, подделанная под древнее изваяние неизвестным "мастером" XXI века. Чуйский тракт в районе бома Кор-Кечу. Республика Алтай
Фото В. Кубарева

Таким образом, причины и условия возобновления древней традиции вполне понятны и объяснимы. В наше время они особенно ярко проявились в результате осознания алтайским народом своей древней истории и самобытной культуры, непреходящей ценности многих исторических памятников. Вместе с тем искреннее желание прославить свою родину в глазах приезжих гостей, прежде всего иностранных туристов, иногда принимает уродливые формы. Так в районе бома Кор-Кечу (Онгудайский район), рядом с Чуйским трактом, несколько лет назад вдруг появилось новое «древнетюркское изваяние». Современную фальсификацию неизвестного «ваятеля» из села Купчигень следовало бы посчитать безобидной шуткой, если бы не была испорчена таким «творчеством» древняя стела, простоявшая невредимой около трех тысяч лет. Кроме того, фотография подделки попала на первую страницу путеводителя по Алтаю, выпущенного тиражом 8 тыс. экз. в 1999 году, при финансовой поддержке французских и бельгийских издателей. Надо сказать, что в создании этого очередного туристского справочника не принимал участия не один историк или археолог, а многие статьи путеводителя по Алтаю переписаны из опубликованных работ российских и алтайских ученых. Такое отношение к памятникам древней культуры ведет к профанации исторической науки и делает бесполезными все наши усилия по просветительской работе среди населения Республики Алтай.

В урочище Ачик и у села Иня, в Онгудайский районе, основания каменных монументов, перенесенных из первоначальных мест установки, заключены в постамент из бетона. Подобное нововведение применяется и жителями соседней Республики Тыва, которые таким способом пытаются предотвратить вывоз изваяний. В настоящий момент алтайские и тувинские изваяния древних тюрок находятся во многих музеях России и приходится только сожалеть о том, что они до сих пор не выставлены в республиканском музее Горно-Алтайска. Надеемся, что это недоразумение будет устранено с открытием в ближайшем будущем постоянной экспозиции, посвященной древнетюркской культуре Алтая.

стр. 6

в оглавление

Версия для печати  
(постоянный адрес статьи) 

http://www.sbras.ru/HBC/hbc.phtml?16+258+1