Печатная версия
Архив / Поиск

Archives
Archives
Archiv

О газете
Редакция
и контакты

Подписка на «НВС»
Прайс-лист
на объявления и рекламу

К 50-летию СО РАН
Фотогалерея
Приложения
Научные СМИ
Портал СО РАН

© «Наука в Сибири», 2017

Сайт разработан и поддерживается
Институтом вычислительных
технологий СО РАН

При перепечатке материалов
или использованиии
опубликованной
в «НВС» информации
ссылка на газету обязательна

Наука в Сибири Выходит с 4 июля 1961 г.
On-line версия: www.sbras.info | Новости
 
в оглавлениеN 12 (2448) 26 марта 2004 г.

БЕЗ РАБОТЫ НЕ ОСТАНЕМСЯ!

В истории 8-го корпуса бывшего Опытного завода СО РАН (сегодня — Экспериментальный научно-технологический учебный центр), будто в капле воды отразились все злоключения отечественной науки последних лет. И простаивал он годами без дела, и был совсем заброшен, и передавали его разным организациям, чтобы хоть как-то сохранить от полного развала. И вот, наконец, в него, кажется, вдохнули новую жизнь — несколько лет назад многострадальный корпус взял себе на баланс наш, в хорошем смысле слова, «монстр» — Институт ядерной физики СО РАН, расширив свои, и без того обширные владения в самом Академгородке (включая мощное Опытное производство) на Обское левобережье. И работа в цехах корпуса N 8 пошла полным ходом…

Иллюстрация
Начальник производства М. Егорычев, слесари В.Клементьев и Ю.Подсумков
Общаемся с начальником производства 8-го корпуса М. Егорычевым.

— Михаил Николаевич, если можно, с самого начала — с чего и как здесь начинал ИЯФ, и чем вы занимаетесь здесь сегодня?

— Примерно года 3-4 назад, самой крупной в мире лаборатории по физике высоких энергий ЦЕРН, строящей у себя гигантский ускоритель длиной 27 километров, расположенный на территории 2-х государств (Швейцарии и Франции), потребовалось изготовить магнитную систему длиной 27 километров. В составе этой системы — сверхпроводящие магниты. Каждый магнит длиной 16 метров имеет внутри по 6 сверхпроводящих шин. Эти магниты расположены по всему многокилометровому кольцу ускорителя. Так вот, мы и делаем для них эти сверхпроводящие шины.

Иллюстрация
Производственный 8-й корпус ИЯФ на левобережье

— Представляю, сколько их нужно изготовить!

— В то время, когда возникла такая потребность, ЦЕРН искал подходящих изготовителей. Был объявлен конкурс-тендер. И надо отдать должное нашей дирекции — она вовремя сориентировалась. Наши специалисты съездили туда, предложив свои возможности и технологии. Кончилось тем, что мы выиграли этот тендер, хотя нам пришлось, заметьте, соревноваться со многими европейскими фирмами, желающими получить этот контракт.

— Выиграли за счет чего? Вероятно, опять-таки, благодаря относительной дешевизне нашей продукции?

Иллюстрация
Слаженно работают слесари А.Квадяев, И.Дегтярев и  А.Котлубовский

— Не только. Во-первых, ИЯФ работает в рамках межправительственного соглашения между Россией и ЦЕРНом, инициатором которого был наш директор академик А. Скринский. И эта работа является вкладом России в проект LHG. Когда этот комплекс запустят, российские физики, в том числе и сибирские, смогут работать на самом переднем фронте мировой науки. Здесь заинтересован и ЦЕРН — в использовании высококвалифицированных российских ученых.

Во-вторых, правительство России, несмотря на наши непростые времена, частично вкладывает деньги в этот проект, через финансирование конкретного института. Хотя, действительно, нечего здесь скрывать — ценой мы их конечно тоже привлекли.

Иллюстрация
Расточник Н.Пархоменко

— И все же, наверное, не только в цене дело?

— Разумеется. Представители ЦЕРНа много раз приезжали к нам.

Приезжали еще до того, как заключить контракт — придирчиво оценивали наши технологические возможности, культуру производства и так далее. И остались вполне удовлетворены. А поскольку производственных мощностей в самом институте нам не хватало — так и возникла идея аренды этого цеха.

— Я слышал, раньше цех принадлежал Институту катализа?

Иллюстрация
Работники участка высокотемпературной пайки В.Татарников и Н.Моряков

— Да, в свое время он был передан Институту катализа для того, чтобы просто его сохранить. Он был в достаточно запущенном состоянии, но благодаря ИК сохранился вполне прилично как потенциально готовая к работе единица (в связи с этим администрация СО РАН, помнится, даже выразила благодарность Институту катализа за сохранность данного объекта). Словом, корпус был в целом сохранен, и восстановить его нам удалось довольно быстро. Хотя, отмечу, что в первую зиму нашей работы, здесь было очень холодно — корпус 5 лет вообще не отапливался.

Итак, сначала мы получили контракт на изготовление проводников для ускорителя в ЦЕРНе. И после того, как сделали первые образцы — отвезли их в ЦЕРН, где нашу работу оценили. Фактически была проведена полная ревизия наших технологических возможностей. И после того, как наши партнеры выразили свое одобрение, мы начали серийное производство. Идея по началу была такая — мы делаем массовую продукцию, а мелкосерийную ЦЕРН будет делать у себя. Однако, у них не все получалось, и когда они увидели, что у нас что-то выходит лучше, то предложили нам взять на себя весь цикл работ. Мы, естественно, не отказались…

Иллюстрация
Ведущий инженер-технолог О.Валов и слесарь-механик С.Позикунов

Договорились о цене, и на сегодняшний день в ЦЕРНе полностью ликвидирован участок производства сверхпроводящих шин. Все отдано нам. Это, безусловно, говорит о большом доверии к нам. Ведь ясно, что если у нас случится некий сбой в производстве — это означает угрозу для всего проекта. А восстанавливать и организовывать производство заново — дело весьма непростое и долгое. В общем, доверие к нам со стороны ЦЕРНа очень велико.

— А когда планируется запуск самого ускорителя?

— ЦЕРН рассчитывает провести первое включение в середине 2007 года. Естественно, к этому сроку система должна быть полностью смонтирована. А мы свой основной фронт работ должны закрыть к концу 2005 года.

Иллюстрация
Радиомонтажник В.Вознюк
— Выходит, вам уже пора подумать о будущем, подыскивать новые контракты?

— Мы занимаемся этим постоянно. Уже сейчас кроме вышеупомянутой работы мы имеем еще два контракта на изготовление совершенно иных изделий. О наших перспективах могу сказать одно — во многих мировых центрах физических исследований о нас сложилось мнение как о надежных и достойных партнерах. В целом мы специализируемся на изготовлении различных магнитных систем. Так в прошлом году мы изготовили порядка 40-ка магнитных систем — квадруполи, секступоли, октуполи — название зависит от количества полюсов. К примеру, мы сделали магнитную систему из шести полюсов для Японии. На нынешний день у нас есть контракт с Англией, тоже на изготовление секступолевых систем. Так что без работы мы не останемся. И, в первую очередь, за счет того, что мы все делаем качественно. На сегодня уже предельно ясно, что заказчики хотят с нами работать. Мы заключаем тендеры и за счет этого живем и поддерживаем себя, постоянно напоминая нашим рабочим (а здесь их у нас свыше полусотни), что до тех пор, пока качество нашей продукции будет на европейском уровне — мы не останемся без заказов.

Беседовал Дмитрий Федорцев, «НВС».
Фото В. Новикова.

стр. 1

в оглавление

Версия для печати  
(постоянный адрес статьи) 

http://www.sbras.ru/HBC/hbc.phtml?7+285+1