Печатная версия
Архив / Поиск

Archives
Archives
Archiv

Редакция
и контакты

К 50-летию СО РАН
Фотогалерея
Приложения
Научные СМИ
Портал СО РАН

© «Наука в Сибири», 2024

Сайт разработан
Институтом вычислительных
технологий СО РАН

При перепечатке материалов
или использованиии
опубликованной
в «НВС» информации
ссылка на газету обязательна

Наука в Сибири Выходит с 4 июля 1961 г.
On-line версия: www.sbras.info | Архив c 1961 по текущий год (в формате pdf), упорядоченный по годам см. здесь
 
в оглавлениеN 24-25 (2460-2461) 25 июня 2004 г.

НАУЧНЫЙ ПОДХОД К УЧЕБНИКУ

Первой премии администрации Новосибирской области в конкурсе молодых ученых по биологическим наукам удостоены сотрудники Института систематики и экологии животных СО РАН кандидаты биологических наук Илья ЛЮБЕЧАНСКИЙ, Ольга БЕРЕЗИНА, Евгений ЗАВЬЯЛОВ за создание учебного пособия для 7-8 классов общеобразовательных школ «Биология: Животные». Наш корреспондент В. МАКАРОВА беседует с лауреатами.

— Откуда возникла идея написания учебника? Как вы оцениваете необходимость обновления учебной литературы?

Иллюстрация
И. Любечанский и О. Березина

И.Л.: — Когда я учился в школе, в 80-х годах, был один учебник по зоологии, он был сбалансирован, но довольно скучен. С перестройкой появилось много книг и пособий, но все они имели крен в какую-то область: экологию, поведение животных и др. Сейчас в школах сложилась ситуация, когда учебников вообще не хватает, трудно и учителям, и ученикам. В связи с изменениями образовательных программ издательства сейчас не выпускают даже опробованные, устоявшиеся учебники. В результате, в прошлом году издательство «Просвещение», к примеру, занималось подготовкой и изданием сборников вопросов для Единого государственного экзамена.

О.Б.: — История создания учебника началась 10 лет назад. Тогда мы, молодые выпускники НГУ, преподавали в воскресной биологической школе. Директор ФМШ профессор А. Никитин предложил написать альтернативный комплект учебников, эта идея была финансово поддержана администрацией Нижневартовска. К 1997 году были изданы учебники по математике и физике, физиологии, подготовлены два — по ботанике и зоологии. «Ботаника. 5-6 кл.» (И. Артемов, ЦСБС) вышла в свет в Новосибирске, а мы свой учебник еще переписывали, дорабатывали. Благодаря участию специалистов кафедры генетики НГУ профессоров Л. Высоцкой и Г.Дымшица в 1998 г. нам удалось заключить договор с издательством «Просвещение». Это была большая удача! Опытные редакторы, оформители, сложившиеся традиции по подготовке и выпуску учебной литературы — это «Просвещение». С нашим учебником работали два художника, также решено было включить цветные слайды И. Любечанского и О. Костерина (ИЦиГ).

— Расскажите, пожалуйста, как «устроен» учебник «Зоология», в чем его особенности?

Иллюстрация

И.Л.: — Необычность учебника в том, что мы попробовали объединить два подхода к изучению мира животных. В первой части книги дан общий очерк разнообразия животного мира. Нам кажется важным, чтобы ученик представлял себе простейших не только по строению амебы, насекомых — по майскому жуку. Одна из задач — показать, что виды животных — как известные и привлекательные, так и самые невзрачные — в равной мере достойны внимательного и заинтересованного отношения. Основной упор в части «Разнообразие животных» сделан на беспозвоночных, ибо литература о зверях, рыбах, птицах более доступна как ученику, так и учителю — от пособий до прекрасных научно-популярных книг.

Вторая часть книги — «Функциональная биология животных» — не менее важна для изучения. Для того, чтобы жить, организм любого животного должен обладать определенным набором функций и свойств. Он дышит, питается, передвигается, реагирует на воздействия внешней среды, защищается от ее вредного влияния, выделяет продукты обмена веществ, растет и размножается.

Так, наряду с синтетическим представлением о живом, вторая часть учебника готовит к познанию нашего собственного вида. Важно и то, что при функциональном подходе к изучению животных идея их единого происхождения и развития воспринимается органически и естественно. Тем самым человек не отделяется от других представителей живого.

О.Б.: — Программы биологии в школах сильно различаются. Поэтому материал учебника разделен на три уровня. Базовый подразумевает минимальную, необходимую каждому ученику сумму знаний. Он охватывает самые известные группы животных в первой части и простейшие «функциональные» разделы — во второй. В учебнике этот материал дан крупным шрифтом. Второй уровень предназначен для более глубокого изучения учащимися специализированных классов. Текст показан в учебнике широкими полями. Материал третьего уровня приводится мелким шрифтом, он интересен для занятий в кружках, профильных школах, для дополнительного чтения. По ходу работы над учебником нам пришлось много сократить, естественно, это затронуло, в основном, третий уровень. В конце книги расположен справочник терминов и понятий (более трехсот).

— Как отнеслись учителя и школьники к новому учебнику?

И.Л.: — Мы сами использовали книгу для занятий в воскресной биологической школе НГУ. Ребятам нравится. На разных стадиях подготовки учебника взаимодействовали с учителями десяти школ. Отзывы были положительные. Отмечалось, что конструкция учебника позволяет применить массу методик и сделать урок занимательным. Ряд замечаний мы учли сразу, а поступившие предложения используем, когда учебник будет переиздаваться.

Надо сказать, что книга не аккредитована, поэтому вышла малым тиражом — 20 тысяч экземпляров. Сейчас учебник стал раритетом, достать его невозможно. Вообще, зоологических учебников немного. Издательство очень заинтересовано в аккредитации, подавало комплект документов в Министерство образования, но пока результатов нет. Это связано с отсутствием утвержденных школьных программ.

— Кто помогал, поддерживал создание учебника?

И.Л.: — Во-первых, важно отметить роль к.б.н. Е. Кизиловой (ИЦиГ), которая участвовала в подготовке глав о размножении и развитии животных. Книга не была бы написана без базовой технической и административной помощи директора СУНЦ НГУ чл.-корр. РАО А. Никитина и д.б.н. Л. Высоцкой (НГУ). Нашу рукопись читали, делали множество ценных замечаний, поправок и дополнений сотрудники ИЦиГ: к.б.н. О Костерин и С. Амстиславский, Л. Максимовский, а также к.б.н. С. Глаголев (гимназия № 1543, Москва), к.б.н. И. Артемов (ЦСБС), к.б.н. Л. Ердаков и Р. Мастинская (НГПУ), д.б.н. М. Сергеев (НГУ) и другие. Высказанная ими критика была учтена и это существенно улучшило учебник.

Особую признательность выражаем к.фил.н. А. Успенской (Санкт-Петербургский гуманитарный университет) за большую работу над стилем книги. Наконец, мы бесконечно благодарны нашим коллегам, друзьям и родственникам, которые постоянно поддерживали, создавали условия для более чем двухлетнего труда над рукописью.

Фото В. Новикова.

стр. 3

в оглавление

Версия для печати  
(постоянный адрес статьи) 

http://www.sbras.ru/HBC/hbc.phtml?20+297+1