АВТОГРАФ КОСМОНАВТА
Александр Максимов
В рамках XII Международной конференции по методам аэрофизических
исследований ICMAR-2004 в Доме ученых СО РАН работала выставка
Немецкого научно-исследовательского общества (DFG) «Новая дорога во
вселенную», посвященная разработке перспективных аэрокосмических
систем. Наряду с известными немецкими учеными, профессорами
З. Вагнером, Ф. Штеглихом и Е.Краузе, генеральным консулом ФРГ в
Новосибирске М. Грау и другими официальными лицами, в
торжественном открытии выставки участвовал и первый немецкий
космонавт З. Йен, совершивший полет на корабле «Союз-31» вместе с
В. Быковским в конце лета 1978 года и ставший 90-м по счету
космонавтом планеты.
Полет Зигмунда Йена и Валерия Быковского на корабле «Союз-31» и
орбитальной станции «Салют-6» в качестве экипажа посещения
продолжался 7 суток 20 часов 49 минут. Вернулись они на Землю уже
на корабле «Союз-29», который доставил на станцию основной экипаж
в составе В. Ковалёнка и А. Иванченкова.
Зигмунд Йен стал третьим космонавтом стран-союзниц Советского
Союза вслед за чехом Владимиром Ремеком и поляком Мирославом
Гермашевским, осуществившими свои полеты на станцию «Салют-6» по
программе социалистических стран «Интеркосмос» в том же 1978 г.
После успешного возвращения на Землю Зигмунду были присвоены
звания Героя Советского Союза и Героя ГДР, он был награжден
орденами и медалями двух стран. Вплоть до объединения Германии в
1990 г. генерал З. Йен служил в ВВС Национальной народной армии
ГДР, а позже стал представителем Европейского космического
агентства (ЕКА) в ЦПК им. Ю. А. Гагарина в Звездном городке.
Первым пунктом моего неофициального интервью с немецким
космонавтом оказался совсем незапланированный вопрос о том, как же ему до сих пор
удается сохранить хорошее знание русского
языка.
— Это совсем неудивительно, — ответил З. Йен, — мне часто
приходится бывать в Москве и встречаться с бывшими своими
коллегами, вести различные переговоры и согласовывать планы
совместных работ в области космических исследований между
Европейским и Российским космическими агентствами. Да и знакомых
у меня в Звездном городке немало, очень хорошие отношения
сложились с Владимиром Шаталовым. Много знакомых и среди
работников Российского космического агентства, которое недавно в
очередной раз сменило свое название и превратилось в Федеральное
космическое агентство. Бываю в Москве почти каждый месяц, а
иногда и по два раза, так что разговорной практики достаточно.
— Часто ли вам удается бывать на Байконуре?
— После своего полета на Байконуре побывал дважды. При желании
мог бы посещать этот знаменитый космодром и почаще, но считаю,
что такие поездки гораздо нужнее моим молодым коллегам и другим
специалистам ЕКА.
— Приходится ли вам встречаться с космонавтами бывших
социалистических стран?
— В последний раз мы почти все собрались в Звездном городке во
время празднования 40-летия ЦПК в 2000 г. У многих судьба
сложилась неплохо, к примеру, космонавт Монголии Ж. Гуррагча стал
министром обороны.
В ходе беседы с Йеном мы невольно задели и историю его жизни
после падения Берлинской стены. Я узнал, что этому прославленному
человеку в новой Германии пришлось пройти через многие трудности
и унижения в поисках достойной работы, не потеряв при этом
жизнелюбия и сохранив в себе силу духа для дальнейшей
плодотворной деятельности.
— После того, как в 1989 г. рухнула Берлинская стена и произошло
объединение Германии, на госслужащих и офицеров бывшей ГДР
посыпались гонения: мы были лишены офицерских званий и всех
привилегий. Как бывшие коммунисты, не могли продолжать службу ни
в армии, ни в государственных учреждениях. Мне повезло. Когда
началось тесное сотрудничество ЕКА с Россией в исследованиях
космоса и встал вопрос о полетах европейских космонавтов на
российских кораблях на орбитальную станцию «Мир», понадобились и
мои знания, прежде всего, мои знакомства в ЦПК и Российском
космическом агентстве. С тех пор работаю там по контракту. Теперь
подошло время пенсии, может быть, займусь другим делом.
З. Йен несколько раз повторил, что ни на что не жалуется. Его
взгляды на прошлое и будущее космонавтики достаточно взвешены и
лишены чрезмерного оптимизма. Примером тому служат его весьма
осторожные высказывания о перспективах широко обсуждаемых идей
пилотируемых полетов на Марс и разработок новых
воздушно-космических систем (ВКС) многоразового использования.
Особенно на фоне того, как в ходе пресс-конференции немецкие
ученые изо всех сил расхваливали идею создания двухступенчатой
космической системы на базе гиперзвукового разгонщика и
орбитального самолета типа американского «Шаттла».
Действительно, сама идея космического самолета, выдвинутая
немецким ученым Эйгеном Зенгером еще в начале 40-х годов прошлого
века, хороша во всех отношениях, но ее очень трудно воплотить в
реальную конструкцию. Все попытки создания подобных ВКС,
предпринятые в разных странах за последние 40 с лишним лет,
завершились ничем из-за многочисленных, до сих пор не решенных
научно-технических и технологических проблем. Прежде всего, все
еще не удалось создать воздушно-реактивный двигатель для
гиперзвуковых скоростей полета, да и при разработке теплозащиты
такого громадного аппарата проблем достаточно. Опыт длительной
эксплуатации гибрида ракеты и космического самолета в виде ВКС
Space Shuttle продемонстрировал чрезвычайно высокую стоимость
(более 500 миллионов долларов за полет) и недостаточную
безопасность (всего за 113 запусков США лишились двух из пяти
своих челноков «Шаттл» и потеряли при этом 14 астронавтов).
По поводу новой ВКС, которая должна открыть безопасную и дешевую
дорогу в космос, З. Йен заметил:
— На создание такой космической системы уйдет лет 20, а за это
время многое может измениться. Новый корабль SpaceShipOne,
созданный в США частной фирмой для туристов, является аппаратом
совсем другого класса. Он рассчитан для полетов на высоту
до 100 км — условной границы космоса, и ему не нужны мощные двигатели.
Этот корабль разгоняется только до скорости М = 3, т.е. примерно
до 3500 км/час, а для орбитального полета требуется развить
скорость не менее 28000 км/час и подняться до 200 км и выше, а
для этого надо затратить в десятки и сотни раз больше энергии…
На снимках: космонавт Зигмунд Йен и его автограф.
Фото автора.
стр. 3
|