О ПОДГОТОВКЕ КОНЦЕПЦИИ ПРОГРАММЫ
ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ
СИБИРСКОГО НАУЧНО-ПРОИЗВОДСТВЕННОГО КОМПЛЕКСА
Постановление Президимума СО РАН от 23 сентября 2004 года
В соответствии с поручениями Президента Российской Федерации В. В. Путина от 12 августа 2004 г. № Пр-1358 и Правительства Российской
Федерации от 19 августа 2004 г. № МФ-П7-4743 и от 7 сентября
2004 г. № МФ-П7-5023 по поводу обращения президента РАН академика
Ю. С. Осипова и полномочного представителя Президента РФ в Сибирском
федеральном округе Л. В. Драчевского от 6 июля 2004 г. № А55-В-106
о целесообразности формирования национальной программы развития
Сибирского научного комплекса до 2004 года и с учетом предложений
Минобрнауки России, изложенных в докладе министра А. А. Фурсенко
Правительству РФ от 1 сентября 2004 г. № АФ-763, Президиум
Сибирского отделения Российской академии наук ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Для подготовки предложений к концепции программы,
обеспечивающей инновационное развитие Сибирского
научно-производственного комплекса, сформировать комиссию во
главе с председателем Отделения академиком Н. Л. Добрецовым и в
составе трех рабочих групп.
Назначить руководителями групп: «Крупные инновационные проекты
национального масштаба» заместителя председателя Отделения
ак. Г. Н. Кулипанова; группы «Формирование и развитие зон
технологического и инновационного прорыва» главного ученого
секретаря Отделения чл.-к. РАН В. М. Фомина; группы «Развитие
фундаментальной науки и образования» первого заместителя
председателя Отделения ак. В. И. Молодина и председателя Совета
научных центров СО РАН ак. В. Ф. Шабанова.
2. Руководителям рабочих групп в недельный срок сформировать их
персональный состав и приступить к работе, имея в виду
необходимость представления Президиуму Отделения предложений к
концепции национальной программы развития Сибирского
научно-производственного комплекса до 15 октября 2004 г.
Подготовку предложений по формированию программы вести с учетом
законодательно установленных требований подготовки долгосрочных
программ, Основных направлений деятельности Правительства
Российской Федерации на период до 2008 года (утверждены
Правительством РФ 28 июля 2004 г. № 3944п-П13) и основных
положений Стратегии экономического развития Сибири (утверждена
распоряжением Правительства РФ от 7 июня 2002 г. № 765-р).
3. Считать целесообразным при формировании предложений к
концепции национальной программы инновационного развития
Сибирского научно-производственного комплекса предусмотреть:
3.1. По первому разделу реализацию на базе разработок
институтов Сибирского отделения РАН крупных проектов
национального масштаба в интересах ключевых народно-хозяйственных
комплексов региона, среди них:
технологии силовой электроники, с учетом сотрудничества с
Федеральным агентством по атомной энергии;
катализаторы и каталитические технологии нового поколения для
нефтехимии (совместно с нефтяными компаниями в рамках развития
мегапроекта «Разработка и промышленное освоение катализаторов и
каталитических технологий нового поколения для производства
моторных топлив»), водородной энергетики и топливных элементов
(совместно с «Норильским никелем»);
индустриальные лазерные установки и лазерные технологии для
промышленных предприятий, телекоммуникаций и здравоохранения;
современные информационные продукты и технологии;
биотехнологии для медицины и сельского хозяйства: производство
принципиально новых медицинских препаратов и диагностикумов;
разработка генетически измененных сельскохозяйственных культур и др;
интеллектуальные высокоточные системы вооружения и средства
борьбы с терроризмом.
3.2. Во втором разделе создание развитой инфраструктуры
регионального сегмента национальной инновационной системы.
Основой для реализации этой цели могут служить территории со
сложившимся высоким уровнем развития интеллектуального и
производственного потенциала, прежде всего академгородки в
Новосибирском, Томском, Красноярском и Иркутском научных центрах
Сибирского отделения РАН. На этой базе могут быть отработаны
механизмы инновационного взаимодействия академических институтов
и вузов с высокотехнологическими предприятиями.
Необходимо также предусмотреть:
организацию системы венчурного финансирования
высокотехнологических проектов и системы их страхования;
создание территориальной рыночной инфраструктуры, включающей
бизнес-центры, технопарки, студенческие бизнес-инкубаторы, центры
трансфера технологий, специализированные биржи котировок акций
малых и средних предприятий и т.п.;
развитие системы международных инновационных центров и
совместных предприятий с зарубежными партнерами, в том числе в
рамках соглашения с Китайской академией наук;
создание условий для творческого роста молодых ученых, системы
подготовки и переподготовки специалистов в области инновационной
деятельности.
3.3. В третьем разделе программы развитие и укрепление
экспериментальной базы науки и образования, создание
интегрированных научно-образовательно-производственных
комплексов.
Приоритетами этой части программы являются:
развитие новых областей фундаментальных и прикладных
исследований, имеющих первоочередное значение для развития науки
и техники;
модернизация экспериментальной базы науки и образования;
государственная поддержка и развитие крупных исследовательских
установок национального масштаба, создание на их базе центров
коллективного пользования;
развитие интегрированных научно-образовательных структур, с
учетом имеющегося опыта работы региональных
научно-образовательных комплексов, созданных на территории Сибири
в соответствии с распоряжением Президента РСФСР от 2 августа
1991 г.;
развитие международных исследовательских центров на базе
институтов и вузов Сибири, имеющих высокий международный рейтинг;
создание условий для работы в этих центрах ведущих ученых из-за
рубежа;
государственная поддержка системы непрерывного
университетского образования, широкое распространение
положительного опыта подготовки кадров Новосибирским
госуниверситетом: всесибирские олимпиады физико-математическая
школа колледж информатики университет магистратура и
аспирантура в академических институтах СО РАН;
расширение переподготовки кадров на базе Новосибирского
госуниверситета и других ведущих вузов Сибири с адресной
ориентацией на институты и фирмы при институтах;
целенаправленная политика привлечения и закрепления молодых
научных кадров. Основой может служить опыт работы Сибирского
отделения РАН, предусматривающий увеличение приема в аспирантуру,
увеличение стипендиальных фондов, конкурсы проектов молодых
ученых, подходы к решению жилищной проблемы молодых семей.
4. Просить аппарат полномочного представителя Президента РФ в
Сибирском федеральном округе А. В. Квашнина, администрации
субъектов Федерации Сибири, на территории которых располагаются
научные центры СО РАН, направить своих представителей для участия
в работе Комиссии по подготовке предложений к концепции
национальной программы, обеспечивающей инновационное развитие
Сибирского научно-образовательного комплекса.
5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на
главного ученого секретаря Отделения чл.-к. РАН В. М. Фомина.
Председатель Отделения академик Н. Добрецов
Главный ученый секретарь Отделения чл.-к. РАН В. Фомин
стр. 2
|