ЕЩЕ ОДНО ВОСЬМОЕ ЧУДО
Вячеслав Жалковский
Институт археологии и этнографии
Просвещенная Европа наизусть знает легенды о семи чудесах света и
все великие всплески человеческой цивилизации связывает с
близлежащими землями, а Сибирь всегда считалась пустынным
захолустьем.
Первым ниспровергателем такого мнения стал иркутянин М.Герасимов,
открывший "сибирскую Мальту" -- искусство 24-тысячелетней
давности. Его земляк А.Окладников, исколесив Сибирь вдоль и
поперек, искал нечто такое, что могло бы стать восьмым чудом
света. Рыскали по всей Евразии и его ученики. Азарт искательства,
начатого М.Герасимовым, не угасает и ныне. Более всех повезло
В.Ларичеву, который пишет книгу об Июсских Сундуках в Хакасии,
нашпигованных редчайшими для мировой археологии древностями, и о
знаменитой Малой Сые, давшей уникальное искусство
34-тысячелетнего возраста.
Конечно, Европа может и не принять заявку на эти чудеса, но
местные жители, проживающие близ пирамидальных Сундуков и Малой
Сыи заранее готовы проигнорировать европейское непризнание. Я
уверен, что в свете тех находок, которые в последние 4 года
демонстрируются в экспозиции музея поселка Шира, они правы.
Научно-популярные публикации в "Ширинском вестнике", районной
газете с весьма скромным тиражом, вызывают зависть даже у
шикарных изданий: рубрика "Наука в районе -- поиски и находки" не
сходит с ее страниц. Энтузиасты несут в музей самые невероятные
вещи и сообщения о находках в степи, горах, тайге, пещерах.
Мне довелось участвовать в отборе материала для новой экспозиции
и взять для изучения в Новосибирск, в лабораторию семантических
реконструкций сектора Востока Института археологии и этнографии
СО РАН: челюсть, как считают ширинцы, космического пришельца с
искаженной анатомией и несколько "магических" камней. Челюсть
передана мною антропологам (пусть поломают голову над загадкой!),
а по камням мы с Володей Новиковым и сами спецы (см. публикацию в
"НВС", N 40, октябрь, 1996 г.). Читатели "НВС" вполне могут стать
приверженцами новых воззрений на искусство древнекаменного века,
если пристально рассмотрят фотографию археологического
"артефакта", содержащего в себе тайны первобытного
творчества и подвигающего археологов на поиски великих очагов
исчезнувших цивилизаций в медвежьих уголках Сибири.
Все это побуждает нас, простых смертных, прийти к мнению, что
поиски восьмого чуда света зависят от нашего любопытства или,
скорее всего, чудачества, способного к восприятию (и просто
приятию) и необычного природного явления, и смутного
"магического" символа, и загадочных образов "троглодитов".
стр.
|