Печатная версия
Архив / Поиск

Archives
Archives
Archiv

Редакция
и контакты

К 50-летию СО РАН
Фотогалерея
Приложения
Научные СМИ
Портал СО РАН

© «Наука в Сибири», 2019

Сайт разработан и поддерживается
Институтом вычислительных
технологий СО РАН

При перепечатке материалов
или использованиии
опубликованной
в «НВС» информации
ссылка на газету обязательна

Наука в Сибири Выходит с 4 июля 1961 г.
On-line версия: www.sbras.info | Новости | Архив c 1961 по текущий год (в формате pdf), упорядоченный по годам
 
в оглавлениеN 14 (2500) 15 апреля 2005 г.

ПОРТРЕТНАЯ ГАЛЕРЕЯ
ПОЧЕТНЫХ ЧЛЕНОВ РАН (XIX ВЕК)

Материал данной статьи связан с именем художника-портретиста Александра Григорьевича Варнека (1782-1843), поэтому вначале хотелось бы дать краткую справку о нем и его творчестве.

В. Варнек, к.ф.-м.н.
ИНХ СО РАН

Иллюстрация
А.Г.Варнек
(автопортрет 1816 г.)

Родился он в Санкт-Петербурге в семье мебельного мастера. С 1795 по 1803 г. учился в Академии художеств, по окончании которой получил Золотую медаль за «Портрет живописца» и был направлен стипендиатом в Италию сроком на 5 лет. Вскоре после возвращения в Россию был удостоен в 1810 г. звания академика живописи и стал преподавать в Академии художеств, с 1832 — в звании профессора, а с 1834 г. до конца жизни — в звании заслуженного профессора. Похоронен в Некрополе мастеров искусств Александро-Невской лавры.

Сведения об А.Г. Варнеке можно найти в Большой Советской Энциклопедии и других энциклопедических изданиях, в Словаре русских художников и в интернете. Но наиболее полная информация о нем и его творчестве содержится в монографии В. С. Турчина (Александр Григорьевич Варнек. 1782-1843. М.: Искусство, 1985). В этом же издании приведен список произведений художника, включающий около 300 наименований. К особенностям творчества портретиста относят его умение очень точно передавать облик человека и его внутренний мир. Люди на его портретах изображены естественно и непринужденно. При этом специалисты-искусствоведы неоднократно отмечали в своих публикациях, что в произведениях Варнека ощущается жизнь. В целом его относят к числу основоположников реалистического направления и романтизма в портретной живописи XIX века.

К сожалению, местонахождение большинства работ А. Г. Варнека в настоящее время неизвестно. В различных музеях страны сохранилось порядка 80 его произведений, в основном в Государственном Русском музее (30 работ) и в Третьяковской галерее (20 работ). Одна из картин художника — «Милостыня», находится в Новосибирской картинной галерее. Два портрета (графа М. М. Сперанского и графа Томаша Потоцкого) хранятся в Иркутском художественном музее.

Являясь потомками художника-портретиста (пра-пра-правнуками), мы с братом Александром, профессором Страсбургского университета, увлеклись в 2000 году некоторыми загадками родословной, обнаружили много интересных фактов и опубликовали в итоге небольшую книгу о наших поисках и генеалогическом древе художника (Варнек В.А., Варнек  А. А. «Художник-портретист А. Г. Варнек и его потомки». Новосибирск. Изд-во СО РАН, 2004).

В процессе этих наших генеалогических изысканий меня заинтересовала одна грань творчества А. Г. Варнека, связанная даже не с ним самим, а с его портретируемыми. В монографии В. С. Турчина в списке произведений А. Г. Варнека приводятся даты их жизни и довольно скупые биографические данные, которые дают лишь общее, часто поверхностное представление о человеке. Захотелось поближе «познакомиться» с этими людьми и узнать о них побольше. Подтолкнула меня к этому заметка об А.Г. Варнеке в вышедшем недавно художественном альбоме «Русские художники от А до Я». М.: «Слово», 2003, в которой сообщается, что писал художник в основном портреты обеспеченных обывателей. Что-то здесь не так — подумал я после прочтения заметки и стал знакомиться с «обывателями», используя литературные источники, интернет и другие документы.

Оказалось, что в портретной галерее А. Г. Варнека просто поразительное число известных и выдающихся людей первой половины XIX века, оставивших свой след в истории. Это люди культуры и науки, государственные деятели, военные и просто люди неординарные. Здесь я не преследую цель рассказать обо всех своих находках, остановлюсь лишь на тех, которые могут, по моему мнению, представить интерес читателям газеты.

Просматривая однажды в интернете сайты с документами о портретируемых А. Г. Варнека, я вышел на сайт Президиума РАН (Персональный состав), содержащий перечень действительных и почетных членов РАН, и обнаружил здесь имя конференц-секретаря Академии художеств В. И. Григоровича. Для меня это оказалось неожиданным, так как сведений о звании почетного члена РАН у Григоровича в списке произведений художника нет. Возник вопрос, а нет ли в этом перечне имен других портретируемых из картинной галереи Варнека? Стал просматривать его, и находки посыпались как из рога изобилия. Всего удалось найти имена 12 человек, являющихся почетными членами, одного действительного члена и одного члена-корреспондента РАН. Ниже приведены имена этих людей и дается краткая информация о них и их портретах работы А. Г. Варнека.

Иллюстрация
Н.М.Карамзин

1. Карамзин Николай Михайлович (1766-1826), писатель, историк и историограф, автор 12-томной «Истории государства Российского». Избран почетным членом РАН в 1818 году. Местонахождение портрета неизвестно, но имеется гравированный портрет Н. М. Карамзина работы Н. И. Уткина с оригинала Варнека. Он воспроизведен в Большой Советской Энциклопедии (2-е издание) в биографии ученого, а также на сайте РАН.

2. Сперанский Михаил Михайлович (1772-1839), известный государственный деятель и политический мыслитель, автор либеральных реформ. Избран почетным членом РАН в 1819 году. Портрет его находится в Иркутском художественном музее.

Иллюстрация
А.Н.Оленин

3. Оленин Алексей Николаевич (1763-1843), историк, археолог, писатель и государственный деятель, директор Императорской публичной библиотеки и президент Академии художеств. Избран почетным членом РАН в 1809 году. Портрет его находится в Научно-исследовательском музее Российской академии художеств.

Иллюстрация
А.С.Строганов

4. Строганов Александр Сергеевич (1734-1811), государственный деятель, знаменитый меценат и коллекционер, граф, директор Императорской Публичной библиотеки и президент Академии художеств. Избран почетным членом РАН в 1776 году. Портрет его находится в Государственном Русском музее.

Иллюстрация
А.Н.Голицын

5. Голицын Александр Николаевич (1773-1844), государственный и общественный деятель, министр духовных дел и народного просвещения, юрист. Избран почетным членом РАН в 1826 году. Портрет его находится в Научно-исследовательском музее Российской академии художеств.

Иллюстрация
Н.С.Мордвинов

6. Мордвинов Николай Семенович (1754-1845), адмирал, государственный и общественный деятель, первый морской министр России. Единственный из членов Верховного уголовного суда не подписал смертного приговора декабристам. Избран почетным членом РАН в 1826 году. Портрет его находится в Научно-исследовательском музее Российской академии художеств.

7. Потоцкий Иван Осипович (1761-1815), писатель, историк, археолог, этнограф, географ, путешественник, граф. Избран почетным членом РАН в 1806 году. Портрет его находится в Замке-музее в Ланцуте (Польша).

8. Потоцкий Северин Осипович (1762-1829), государственный деятель, граф, первый попечитель Харьковского университета (брат предыдущего). Избран почетным членом РАН в 1828 году. Портрет его находится в Научно-исследовательском музее Российской академии художеств.

9. Каменецкий Осип Карлович (1754-1823), врач, профессор хирургии в медико-хирургической академии, первый российский лейб-медик. Избран почетным членом РАН в 1817 году. Местонахождение портрета неизвестно.

Иллюстрация
В.И.Григорович

10. Григорович Василий Иванович (1792-1865), искусствовед, конференц-секретарь и профессор Академии художеств, издатель «Журнала изящных искусств». Избран почетным членом РАН в 1841 году. Портрет его находится в Государственном Русском музее.

11. Сестренцевич-Богуш Станислав (1731-1826), богослов и историк, митрополит всех римско-католических церквей России. Избран почетным членом РАН в 1814 году. Местонахождение портрета неизвестно.

12. Глаголевский Стефан Васильевич (1757-1843), историк, богослов и педагог. Митрополит Санкт-Петербургский и Новгородский Серафим. Избран почетным членом РАН в 1841 году. Местонахождение портрета неизвестно.

13. Востоков Александр Христофорович (1781-1864), известный лингвист, филолог-славист, поэт, ученый с мировым именем в области основ грамматики русского языка и стихосложения. Избран академиком РАН в 1841 году. Портрет его находится в Музее института русской литературы в Санкт-Петербурге.

14. Оболенский Михаил Андреевич (1805-1873), известный историк-архивист, князь, директор московского архива МИД. Собрал и издал множество документов по истории России. Почетный член ряда российских университетов. Избран членом-корреспондентом РАН в 1846 году. Местонахождение портрета неизвестно, но в Третьяковской галерее хранится негатив, переснятый с оригинала в 1935 году.

В списке произведений А. Г. Варнека, приведенном в монографии В. С. Турчина, для портретируемых указаны, как правило, их регалии и членство в разных объединениях и обществах. Здесь можно найти, в частности, почетных членов Академии художеств, членов Госсовета и др. Но членство их в Российской академии наук (за исключением А. Х. Востокова) ни у кого не отмечено. Полагаю в связи с этим, что найденная и приведенная выше информация является важным дополнением к тому, что известно о портретируемых Варнека из списка его работ. Думаю, что она может заинтересовать искусствоведов, а также историков науки.

В тему настоящей статьи вписывается ещё один интересный факт, который также можно причислить к неожиданным находкам. Речь идёт об учёном и писателе, графе Иване Осиповиче Потоцком, имя которого фигурирует в приведенном выше перечне. Как портретируемый, он занимает особое место в творчестве А. Г. Варнека, поскольку именно за портрет И. О. Потоцкого художник был удостоен звания академика. Знал я об этом давно, с тех пор как книга В. С. Турчина попала мне в руки (в 1987 г.). Но мои знания о И. О. Потоцком в основном ограничивались лишь несколькими словами из данной книги — тайный советник, писатель, историк, этнограф, географ и археолог. А ещё почетный член Академии художеств. Другой информации о нем долгое время не удавалось найти. И вот сейчас я узнал, что И. О. Потоцкий был, оказывается, ещё и Почетным членом РАН. Знакомясь с сайтом, обратил внимание на одно любопытное обстоятельство. В том месте страницы, где у других членов РАН (действительных и почетных) воспроизведены их фотографии (портреты), у Потоцкого И.О. ничего нет (пустая рамка). Связано это, очевидно, с тем, что у создателей сайта не оказалось его фотографии, и быть может, они не знали, где её можно взять. А сделать её, по-видимому, не представило бы большого труда, если бы создатели сайта обратились по каналам РАН в замок-музей в Ланцуте, где портрет И. О. Потоцкого хранится.

Но это не главное, что я хотел бы сказать здесь о И.О. Потоцком. Недавно я всё-таки нашёл новую информацию о нём, которая первоначально меня просто поразила. Оказалось, что лишь в редких докуменах, в том числе и на сайте РАН, Потоцкий фигурирует как Иван Осипович. Его же официальное польское имя — Ян, и число сайтов в интернете, посвященных Яну Потоцкому во много десятков раз превышает число сайтов, где приводится его русское имя. Установить эту идентичность «двух Потоцких» удалось благодаря одному документу в интернете, где оба имени — Иван Осипович и Ян — приводятся одновременно (М. Козырева. Посольство графа Ю. А. Головкина в Китай в 1805 году. http://www.peter-club.spb.ru/1703-2003/kosureva1.html). Дальнейшее изучение документов, относящихся уже только к Яну Потоцкому показало, что это, вне всякого сомнения, тот самый И. О. Потоцкий, портрет которого был написан А. Г. Варнеком. Самым главным доказательством этому является совпадение дат жизни «обоих Потоцких». После установления данного соответствия удалось узнать много новых фактов из биографии Ивана Осиповича, поскольку таких фактов о нём, как о Яне Потоцком в интернете большое количество.

Очевидно, что имя польского ученого и писателя Яна Потоцкого хорошо знакомо многим, поэтому вряд ли имеет смысл воспроизводить здесь его биографию. Приведу лишь краткие её элементы, связанные с пребыванием ученого в России, ссылаясь, в основном, на упомянутый выше материал Марии Козыревой.

Потоцкий Ян (Иван Осипович) был человеком в высшей степени оригинальным и высокообразованным. Почти всю свою жизнь он провел в путешествиях и изучил нравы и образ жизни жителей многих стран. Он говорил на многих языках, многое прочитал и многое знал. Главным предметом его исследований была древняя история, а именно, самая сухая материя — история скифов, о которых он написал и издал ценные труды. В Россию Потоцкий приехал впервые в 1792 году по приглашению Екатерины II, отправился на Кавказ и занимался историей древних славян и сарматов. За труд «Первоначальная история России», изданный в Петербурге на французском языке при Александре I, был награжден орденом Владимира 1-й степени и получил чин тайного советника. В 1805 году Потоцкий был направлен в Китай в качестве научного руководителя дипломатической миссии графа Ю. А. Головкина. Находясь в Сибири, он составил записку о культурном и экономическом развитии этого края, предсказывая ему большое будущее. 29 января 1806 года Российская академия наук избрала польского ученого своим почетным членом, а в начале лета он вернулся из Монголии в Санкт-Петербург, побывав в Оренбурге и Симбирске. Большую известность в кругу ученых принес Потоцкому разработанный им в те годы проект создания Азиатской академии. В 1810 году путешественник покинул Россию и уехал в Польшу в свое имение Уладовка, забрав с собой парадный портрет, написанный А. Г. Варнеком незадолго до отъезда. Через пять лет жизнь известного ученого и писателя трагически оборвалась — он застрелился в своем имении. Существует предположение, что произошло это из-за крушения его надежды на возрождение Польши как самостоятельного государства.

Всемирную известность принес Яну Потоцкому его приключенческий исторический и философский роман «Рукопись, найденная в Сарогосе», значительная часть которого была написана в России. Впервые данный роман вышел в свет на русском языке в 1968 году в серии «Литературные памятники», после чего неоднократно переиздавался. В 1964 году польский режиссёр Войцех Ежи Хас поставил фильм с одноименным названием, который затем был дублирован на русский язык и стал широко известным в нашей стране. Свидетельством неослабевающего интереса к данному произведению в настоящее время является то, что название его встречается в интернете примерно на 400 сайтах.

В заключение хотел бы поставить точки над «i» в этой истории. Безусловно, никакого открытия по большому счёту в моей находке нет. Но думаю, что факт тождественности «двух Потоцких» никак нельзя назвать общеизвестным. Действительно, в подробной биографии писателя, с которой я ознакомился в одной из книг «Рукопись, найденная в Сарагосе», указывается только его польское имя и не приводится русского имени. Поэтому в настоящей статье хотелось бы обратить внимание заинтересованных читателей на то, что человек, который на портрете работы А. Г. Варнека и на сайте Президиума РАН назван Иваном Осиповичем Потоцким, известен, прежде всего, как Ян Потоцкий, он же автор «Рукописи, найденной в Сарагосе». Замечу, что узнал я об этом ровно через 20 лет после выхода в свет монографии В. С. Турчина.

Любопытно, что после того, как я сообщил о своей находке брату Александру в Страсбург, он не сразу поверил тому, что на портрете, выполненном нашим предком, изображен автор «Рукописи, найденной в Сарагосе».

стр. 13

в оглавление

Версия для печати  
(постоянный адрес статьи) 

http://www.sbras.ru/HBC/hbc.phtml?29+328+1