НАУКА, ЛЖЕНАУКА И СВОБОДА
С. Кутателадзе
Наука система знаний и основанных на них представлений о той
или иной сфере действительности. Цели науки объяснение
прошлого, нахождение решений проблем настоящего и предвидение
будущего. Она отнюдь не единственная сфера деятельности человека,
преследующая эти цели. Псевдонаука, религия, здравый смысл
предлагают свои методы достижения целей и задач науки.
Особенность науки в ее абсолютной критичности, вечном служении и
безграничной преданности истине. Наука объясняет «как оно есть на
самом деле» c величием и скромностью, основываясь на опыте,
фактах и логике. Наука чужда всякой предвзятости и доктринерства,
открыта критике, но не легкомысленна, не руководствуется
симпатиями, модой или веяниями времени. Наука требовательна,
несварлива и незлоблива. Наука солидна, сохраняет здравый
консерватизм, но восприимчива ко всему новому и легко
отказывается от заблуждений. Наука открыта для всех, не творит
кумиров и не поклоняется авторитетам. Наука следует фактам и
логике. Наука может мечтать, фантазировать и творить чудеса, но
чужда мистике и вере в сверхъестественное. Истина, логика, опыт и
факты фетиши и инструменты науки.
Разумеется, наука может быть стерильной и неинтересной. Признаки
стерильности и неинтересности куда как субъективнее нежели
критерии истинности. Именно поэтому ученые по убеждениям
воздерживаются от крайних обвинений в бесплодности не только в
погромном стиле приснопамятной сессии ВАСХНИЛ, но и в
многочисленных благопристойных по форме и оскорбительных по
существу противопоставлениях теоретических и прикладных
исследований в науке. Стоит подчеркнуть, что совсем немало людей,
заметно обогативших науку, учеными по убеждениям не являются.
Ученый по убеждениям внутренне свободен и потому не может быть
источником негодного, причинять зло. Вклад в науку внесли и
отъявленные негодяи. Это обстоятельство никак не опровергает
классического тезиса о несовместности гения и злодейства, а
только доказывает, что свойство быть ученым это разрывная
функция времени. Учеными по убеждениям даже лучшие представители
науки бывают далеко не всегда. К счастью, раз найденная истина не
зависит от личных качеств обнаружившего ее человека. Наука
делает любую истину вечным достоянием человечества.
В наше время наиболее активно науке противостоит псевдонаука и ее
корыстная составляющая лженаука. Лженаука всегда обслуживает
властные интересы. Так было и есть в России. Так было и в СССР
(Лепешинская, Лысенко, Кольман и прочие попы и инквизиторы от
марксизма). Власть противостоит свободе, а наука освобождает
человека материально и раскрепощает его интеллектуально. Поэтому
наука власти чужда, а лженаука приятна.
Лженаука всегда неинтересна, она игнорирует факты и логику,
творит кумиров и млеет от чудес. Наличие аргументов,
превосходящих по силе факты и логику, характеризует веру. В этой
связи лженаука часто прикрывается религией и пытается последнюю
приручать или обслуживать. Между тем, современные богословы и
теологи выделяют особую роль науки в восхождении к истине.
Покойный Папа Иоанн Павел II в своей знаменитой энциклике «Разум
и вера» от 15 октября 1998 года констатировал, что «Наука и
религия два крыла, на которых человеческий дух возносится к
созерцанию истины
».
Лженаука, в отличие от религии, рядится в тогу науки и выдает
свои глупости за научные достижения. Она эксплуатирует авторитет
науки и дискредитирует научные знания и методы. Лженаука
разрушает базу мировоззрения людей и тем препятствует их
интеллектуальному раскрепощению. Поэтому лженаука не просто
примитивный завистник и антагонист науки. Лженаука враг истины,
а стало быть, свободы и независимости высших человеческих
ценностей.
Как бы ни мимикрировала и ни раздувалась лженаука, в конечном
счете она обречена. Наука не отступала прежде и не отступит в
будущем от своих принципов. Каким бы консервативным и склонным к
лености человечество ни казалось и ни бывало временами, оно
весьма прагматично, даже прижимисто и нажитыми ценностями
дорожит. Люди по отдельности любят командовать, но все вместе
сохраняют осмотрительность и недоверие к всякой власти, к любой
попытке одного человека или группы лиц манипулировать другими,
навязывать им свои представления и волю. Люди небезупречны, но
далеко небезнадежны. Их скепсис, любознательность и свободное
мышление вечные источники неиссякаемой силы и несказанных чудес
науки.
Это внушает надежду.
23 сентября 2005 г.
стр. 6
|