ЕЩЕ РАЗ К ВОПРОСУ ОБ "УТЕЧКЕ УМОВ"
Проблема "утечки умов" (а скорее — отъезда молодежи за рубеж)
широко обсуждается в разных слоях российского общества. Эта
проблема поднималась и в нашей газете "Наука в Сибири". По этому
поводу можно услышать или прочитать порой прямо противоположные
мнения.
Альберт Дучков, д.г.-м.н.
Рауль Исмагилов, к.ф.-м.н.
г. Новосибирск
Одни считают, что это положительный процесс, другие —
оценивают отрицательно, но часто высказывают мнение, что
интеллектуальный потенциал России от этого не пострадает. Эта
проблема всегда интересовала и авторов статьи, но толчком к ее
написанию послужило ознакомление с новой информацией по этой
теме, которая позволила взглянуть на значение процесса "утечки
умов" с другой стороны и придала этой проблеме более общий смысл.
Мы полагаем, что широкому кругу читателей попавшиеся нам на глаза
факты также могут быть не известны.
Сравнительно недавно в одном из бюллетеней Европейской комиссии
(RTD info, № 26, 2000) была приведена диаграмма (рисунок)
изменения численности "молодого" населения (возраст 15–24 года,
синяя кривая)
по сравнению с численностью "пожилых" (возраст 55–64 года,
красная кривая) в
странах Европейского Союза за 1995–2000 гг., продолженная вплоть
до 2025 г. Выбор этих возрастных групп обусловлен тем, что первая
из них представляет тех, кто готовится вступить или уже вступает
в активную жизнь, а вторая — тех, кто заканчивает активную
деятельность и выходит на пенсию. Таким образом, в странах ЕС в
1995 г. отношение количества "молодого" населения к численности
"пожилого" составляло 1.25, в настоящее время — чуть больше
1.10. Прогнозируется, что в 2007 г. эти возрастные группы
сравняются по численности, а уже к 2025 г. отношение между ними
уменьшится до 0.7. Для сравнения можно указать, что в 1980 г.
отношение между "молодыми" и "пожилыми" возрастными группами в
странах ЕС колебалось в пределах 1.5–1.8 (Демографический
энциклопедический словарь. М.: 1985). Можно подчеркнуть, что по
прогнозам население в возрасте свыше 65 лет составит в 2025 г.
38% от общей численности населения в странах ЕС. Очевидно, что в
настоящее время в странах ЕС формируется регрессивный тип
возрастной структуры населения, характеризующийся сравнительно
большой долей пожилых и старых людей и суженным воспроизводством
населения (по Ф.Бургдерферу). У нас нет данных, но подобная
ситуация вероятно имеет место и в Северной Америке.
А как обстоит дело в России? Мы не изучали специально этот
вопрос, но по данным из Российского статистического ежегодника
(1998) можно рассчитать, что в 1980 г. отношение между "молодыми"
и "пожилыми" возрастными группами (в том же понимании) примерно
2.1, а в 1995–1998 гг. этот показатель колебался в пределах
1.2–1.3. Прогноза дальнейшего развития событий, подобного
приведенному на рисунке, мы не нашли, хотя может быть он и есть.
Можно предположить, что в России ситуация должна быть близкой к
европейской. А может быть и более острой вследствие "ужасающего
истощения человеческого ресурса в результат реформ 90-х годов"
("Советская Россия", 9.11.2000). Мы не будет раскрывать последнее
замечание. Оно известно всем и постоянно подтверждается все
новыми данными, сообщаемыми СМИ разной ориентации. Отметим только
совсем недавнюю перепечатку в НВС
(№ 2, январь 2001)
статьи из
газеты "Le Temps", в которой анализируется демографическая
ситуация в России и отмечается уменьшение нашего населения на 6
млн. человек с 1992 по 1999 г., вследствие резкого снижения
средней продолжительности жизни (65.9 лет, а у мужчин — 59 лет)
и уменьшения рождаемости.
Таким образом можно констатировать, что наша страна, вместе с
Европой (а скорее всего и с Северной Америкой) вступает в
принципиально новый период развития, когда в структуре населения
будут преобладать "пожилые" люди. Мы не специалисты-демографы,
нам трудно в целом охватить эту проблему. Очевидно, что придется
как-то приспосабливать всю структуру материального производства
для обеспечения сносного существования увеличивающейся со
временем "пожилой" части общества в условиях, когда численность
трудоспособного населения будет постоянно уменьшаться.
Естественно, что предупредить и в какой-то мере выправить
ситуацию в каждой стране можно, найдя пути роста или хотя бы
стабилизации молодой части населения.
Нам неясно, знает ли наше руководство о грядущих демографических
проблемах. Однако несомненно, что созданная им экономическая
обстановка в общем способствует этому (сравнительному росту
"молодой" группы) посредством ужесточения условий существования
"пожилых" и ускоренного ухода их из жизни. Установление и
поддержание вот уже на протяжении 7–8 лет пенсионного
обеспечения на уровне 40–50% от прожиточного минимума прямо
способствует этому.
Западная Европа и США, раньше нас почувствовав столь опасное
изменение демографической ситуации (графики рисунка являются тому
свидетельством), предпринимают активные меры по ее изменению
посредством создания благоприятных условий для иммиграции в свои
страны в первую очередь молодежи из других государств. В этот
процесс вписывается и "утечка умов", и иммиграционные призывы
различных агентств, расплодившихся в последние годы в нашей
стране. Запад понял необходимость притока молодых людей уже
достаточно давно и теперь на стареющее "свое" население там уже
работает многочисленный слой молодых и среднего возраста
специалистов из стран "остального мира". Весьма откровенно эта
иммиграционная политика изложена в интервью А.Гора и Д.Буша,
также недавно опубликованного в "НВС"
(№ 46, ноябрь 2000).
Оба
признали, что без роста иммиграции США не справятся с
потребностями в специалистах, что необходимо увеличить в
2002–2003 гг. количество виз типа Н1-В (для привлечения
иностранных высококвалифицированных специалистов — магистры и
выше) до 200 тыс. в год. В СМИ проскальзывают сообщения, что
Великобритания, Франция и Германия практически сняли ограничения
для въезда в страну специалистов в области вычислительной
техники. И так далее.
В России проблема, конечно, еще не осознана в полной мере.
Серьезных мер для подготовки к новой ситуации практически не
предпринимается. Хотя оживились дискуссии о необходимости
поддержки молодежи. Но это все полумеры.
На наш взгляд, необходимо существенное изменение государственной
политики в этом плане с целью:
а) Создания условий для снижения эмиграции. Кое-что начинает
делаться. Так, 28.11.2000 Правительство России обсудило стратегию
привлечения молодежи в российскую науку и обеспечение оборонных
отраслей промышленности инженерными и научными кадрами ("НВС",
№ 47, 2000).
Но только этим эмиграцию не остановить. Необходимо
обеспечить существенное улучшение жизни всех слое населения;
б) Создания условий для привлечения молодежи из стран СНГ на
учебу в вузы России. Известно, что примерно 50% подготовленных
таким образом молодых специалистов остается в стране обучения;
в) Создания благоприятных условий и обстановки для иммиграцию в
Россию из стран СНГ русского и иного населения. В этом плане
стоит перенять опыт поддержки переселенцев Германией и Израилем.
Все вышеприведенное позволяет резюмировать, что "утечка умов"
приводит не только к потере интеллектуального потенциала России,
но и к серьезному перекосу в возрастной структуре населения,
дополнительно ухудшающему и без того сложную демографическую
ситуацию в стране.
стр.
|