Печатная версия
Архив / Поиск

Archives
Archives
Archiv

Редакция
и контакты

К 50-летию СО РАН
Фотогалерея
Приложения
Научные СМИ
Портал СО РАН

© «Наука в Сибири», 2019

Сайт разработан и поддерживается
Институтом вычислительных
технологий СО РАН

При перепечатке материалов
или использованиии
опубликованной
в «НВС» информации
ссылка на газету обязательна

Наука в Сибири Выходит с 4 июля 1961 г.
On-line версия: www.sbras.info | Новости | Архив c 1961 по текущий год (в формате pdf), упорядоченный по годам
 
в оглавлениеN 9 (2544) 3 марта 2006 г.

ВОСПИТАНИЕ ЛИЧНОСТИ

В Красноярске находится штаб-квартира Сибирского отделения Российской академии образования. Над чем работают в этой Академии, чем озабочены ученые и каковы их приоритеты наш корреспондент попросил рассказать председателя Президиума СО РАО академика РАО Анатолия ТАЮРСКОГО.

— Анатолий Иванович, начнем, как говорится, «от печки». Почему именно Красноярск определен штаб-квартирой СО РАО? В других краях и весях, наверное, этим не очень довольны?

Иллюстрация

— Это верно! Посмотрите: в России существует всего шесть отделений нашей Академии. Совсем недавно появилось Уральское. А в Сибирское отделение РАО входят гигантские территории — Новосибирская, Томская, Иркутская области, Алтайский, Хабаровский и Приморский края и прочие субъекты Федерации, что расположены по эту сторону Урала. Конечно, дальневосточники ратуют за собственное отделение. Но для этого нужно, чтобы его возглавил академик. Там пока их нет. Быть избранным не так просто. Но в первую очередь это вызвано, конечно, тем, что Красноярский край уникален не только своей географией. Помните слоган 70-80-х годов прошлого века — «Край, устремленный в будущее!»? Кажется, он возвращается! Скоро вновь начнутся великие стройки и освоение богатейших месторождений полезных ископаемых на Ангаре, в Эвенкии, на Крайнем Севере. А для этого еще в те времена были созданы образовательные площадки, подобных которым в России просто не существовало. Но даже в годы безвременья у нас мало что разрушилось.

— Например?

— Далеко ходить не надо — Красноярский государственный технический университет. Здесь создан настоящий кампус с развитой инфраструктурой, предусматривающей нужды студентов и преподавателей. И главное — связь с Красноярским научным центром. Многие заведующие кафедрами этого вуза заведуют еще и лабораториями мощных академических НИИ. Впрочем, то же самое можно сказать и о классическом университете, о других вузах. Например, торгово-экономическом институте. К тому же в Красноярском научном центре в 2001-м году создан мощный центр коллективного пользования, оснащенный современным исследовательским оборудованием. Он доступен для студентов и преподавателей всех вузов города. Как и библиотека научного центра, использующая в своей работе все новинки библиотечного дела…

— То есть «велосипед изобретать» ни к чему… И все-таки, каковы основные цели и задачи Сибирского отделения РАО?

— Если говорить коротко, СО РАО координирует научные исследования в области образования в Сибирском и Дальневосточном Федеральных округах. Основное же внимание в нашей работе сосредоточено на научном обосновании путей решения фундаментальных проблем образования, обеспечении оптимальных путей развития современной российской школы, ее вариативных моделей, современных технологиях обучения и воспитания. Мы ориентируемся на инновации в отечественной системе образования, которые были обоснованы в «Национальной доктрине образования в Российской Федерации» и конкретизированы в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года». Кроме того, Сибирское отделение РАО опирается на основные направления развития государственного сектора науки, сформулированные в документах Президента Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти. Собственно говоря, научными учреждениями СО РАО уже разработаны основы стратегии развития образовательных стандартов и критериально-индикаторных подходов к осуществлению мониторинга качества образования, к оценке воспитательного потенциала учебного процесса. Разработаны также основные положения конструирования допредметного содержания образования. Сформулированы подходы к отечественной педагогической традиции, выявлены историографические и методологические подходы к изучению теории и практики воспитания человека. И, что очень важно, удалось раскрыть понятия средств правовой защиты в сфере образования с учетом особенностей ее правового регулирования. Сформированы конкретные предложения по установлению правовой ответственности в сфере образования.

— Воспитание личности заключается не только в образовании. Здесь не надо открывать Америку. Можно, конечно, говорить о «комплексном подходе» и т. д. Но, мне кажется, что у нас есть примеры для воспитания молодежи. Ярчайший из них — Великая Отечественная война. Она прошла и через призму вашего детского восприятия.

— Да. Родился перед самой войной — многое, конечно, не помню. Но кое-что запало в душу. Помнится, как сосед уходил на фронт в 41-м. Он встал на подножку автомобиля — и заплакал. Как чувствовал — вскоре погиб. Помню, как брат уходил, уже в 43-м. Мы, совсем маленькие, тоже плакали. Вместе со взрослыми. Но, когда шел рядом с братом на сборный пункт — гордился. Ведь он отправляется на войну, фашиста бить! И Валентин вернулся победителем. Он рассказал о многом… Ну, а взрослея, я стал понимать, какой подвиг совершил наш народ. Великая Победа показала всему миру мощь нашей страны. Россия, несмотря на все трудности, нищету, смогла не только выстоять, но и разгромить прекрасно вооруженную и обученную фашистскую армию. А нищету мы ощущали на себе. Помню конец войны — ни хлеба, ни приличной одёжки. Хотя и жили в рабочем поселке Ключи, возделывали огород, бегали в лес по грибы-ягоды, даже живность держали, вечно были полуголодными. Еще бы: в семье — одиннадцать ребятишек!

— В должности начальника управления профессионально-технического образования Красноярского края вы всегда уделяли внимание патриотическому воспитанию молодежи. На этом заостряли внимание и своих подчиненных — директоров, преподавателей училищ и техникумов (теперь, правда, это лицеи, колледжи). Краеугольным камнем здесь был как раз героизм нашего народа, проявленный в годы Великой Отечественной. Сейчас, мне кажется, эта работа несколько ослабла. В День Победы, конечно, гремят праздничные салюты, играют бравурные марши, осушаются бокалы под красивые тосты…

— Может быть, в какой-то степени вы и правы. Но это вызвано в первую очередь тем, что ветеранов той войны остается все меньше. Ведь связь времен, поколений, идет в первую очередь через них. С каждым годом молодые будут все меньше знать о том, как ковалась Победа. И задача педагогов как раз в том и состоит, чтобы сохранить эту память для потомков. Созданием музеев боевой славы, записью оставшихся (пока!) рассказов ветеранов. Думаю, нужно организовать факультативные занятия по этой теме.

— При единстве формы и содержания здесь, наверное, важнее содержание?

— Не стоит их разделять.В каждом учебном заведении есть стенды о Великой Отечественной войне, есть и живые победители, с которыми ребята охотно встречаются не только в канун Дня Победы. На патриотическое воспитание должны быть нацелены и средства массовой информации. Всем нам сейчас нужно делать все возможное, чтобы история не забывалась, военно-патриотическое воспитание не угасало. На этой основе, мне кажется, можно поднять нравственное воспитание в целом.

— Каковы приоритеты в работе СО РАО?

— Мы рассматриваем образование как фактор решения социально-политических и морально-этических проблем современного российского общества, пытаемся определить роль и место образования в историко-культурном развитии России на современном этапе. Занимаемся вопросами интеграции России в мировое образовательное сообщество. Одно дело — подписать Болонское соглашение, и совсем другое — играть на этом поле. Кстати, изучаем социально-психологические механизмы влияния средств массовой информации на образование, даже ищем пути и возможности коррекции. Немало внимания уделяем социальной реабилитации детей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации. Перечислять можно еще много направлений. Это и типология региональных образовательных систем, и проблемы реконструкции и развития высшей школы России. В общем, все направлено на решение актуальных проблем современного этапа модернизации образования за счет получения новых знаний в педагогике, психологии, социологии, экономике, праве, управлении образованием. И даже в физиологии.

Сергей ЧУРИЛОВ, Красноярск
Фото Бориса Щербака


Справка

Сибирское отделение координирует деятельность двух научных институтов РАО:

— Института развития образовательных систем РАО (г. Томск);

— Института электронных программно-методических средств обучения РАО (г. Новосибирск),

а также ряда научных институтов СО РАО:

— Института стратегии развития управления и прогнозирования образования в Сибири СО РАО (г. Красноярск);

— Института мониторинга качества региональных образовательных систем СО РАО (г. Барнаул);

— Института прикладной дидактики СО РАО (г. Новосибирск);

— Института психологии и педагогики развития СО РАО (г. Красноярск);

— Института региональных проблем образования и культуры СО РАО (г. Иркутск);

— Института специализированного образования одаренных детей и талантливой молодежи РАО (г. Новосибирск).

Продолжается издание теоретических журналов: «Образование в Сибири», «Профессиональное образование в Сибири», «Сибирский психологический журнал», «Сибирь. Философия. Образование», «Образование и социальное развитие региона».

стр. 11

в оглавление

Версия для печати  
(постоянный адрес статьи) 

http://www.sbras.ru/HBC/hbc.phtml?20+366+1