Печатная версия
Архив / Поиск

Archives
Archives
Archiv

Редакция
и контакты

К 50-летию СО РАН
Фотогалерея
Приложения
Научные СМИ
Портал СО РАН

© «Наука в Сибири», 2019

Сайт разработан и поддерживается
Институтом вычислительных
технологий СО РАН

При перепечатке материалов
или использованиии
опубликованной
в «НВС» информации
ссылка на газету обязательна

Наука в Сибири Выходит с 4 июля 1961 г.
On-line версия: www.sbras.info | Новости | Архив c 1961 по текущий год (в формате pdf), упорядоченный по годам
 
в оглавлениеN 18 (2553) 4 мая 2006 г.

ТЕПЛОВАЯ ИЗОЛЯЦИЯ —
ВЕКТОР ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ

Для России вопрос сохранения тепла в жилых помещениях стоит наиболее остро в силу ее географического положения. Жилищный фонд страны — около трех млрд кв. метров. Потери тепла через окна, которые сегодня не отвечают ни эстетическим требованиям, ни требованиям шумоизоляции и энергосбережения, по величине близки энергии, генерируемой всеми АЭС России. При нынешних (и будущих) ценах на энергоносители уже звучит колокольный звон к формированию жесткой Национальной программы энергосбережения на многие ближайшие годы. Началом реализации такой программы может стать национальный проект «Доступное и комфортное жилье — гражданам России».

Конкретные предложения по реализации программы крупномасштабного энергосбережения в Сибирском регионе — в публикуемом письме.

Иллюстрация Иллюстрация

А. Ребров, академик, советник РАН,
главный научный сотрудник Института теплофизики СО РАН

В. Ермолов, кандидат технических наук

Открытое письмо
Президенту РФ
В. В. Путину

Уважаемый Владимир Владимирович!

1. Из четырех обнародованных национальных проектов наиболее сложным в исполнении является проект «Доступное и комфортное жилье — гражданам России». Этот проект на сегодня есть сильный вызов на улучшение главной компоненты качества жизни — места обитания россиян, определяющего стиль поведения людей и их оценивающий взгляд на будущее. Не будем вдаваться в проблемные связи развития популяции и среды обитания. Отметим, что реализация проекта самым прямым образом зависит от решения задач коммунального энергосбережения, прямо упирается в них.

Коренным образом переломить ситуацию в жилищном строительстве в свое время удалось Хрущеву  Н. С., когда, после принятия июльского постановления 1957 г. «О развитии жилищного строительства в СССР» резко, в разы возросли объемы вводимого жилья. Так, полезная площадь городского жилищного фонда в 1965 г. выросла в три раза по отношению к 1940 г. и почти в семь раз в сравнении с 1913 г. И если первоначально предполагалось через 20-25 лет существенно улучшить качество квартир, то вплоть до настоящего времени они остаются неудобными «коробками». Именно эти «коробки» на сегодня составляют основу жилого фонда страны и обречены выполнять эту функцию в течение ближайших 70-100 лет. Как быть с этим наследием?

Анализ динамики ввода в эксплуатацию нового жилья указывает на то, что очередность на получение жилья не сокращается — происходит улучшение условий проживания у категории населения, уже имеющего жилье. Очевидна модернизация существующего жилого фонда путем переоснащения помещений в пределах габаритов зданий с сохранением их назначения, замены оборудования, ремонта устаревших элементов, конструкций и деталей, повышения качества отделки. В соответствии с принятым Жилищным кодексом (ст.137, 138) все мероприятия по модернизации жилых строений ложатся на собственников жилья и потребуют значительных денежных средств — тем больших, чем старше «коробка».

Одним из самых дорогих элементов, требующих замены, являются окна. Необходимость их замены обусловлена с одной стороны их физическим и моральным износом — они уже давно не отвечают современным эстетическим и техническим требованиям, а с другой — через них теряется до 50 % тепла, подводимого на отопление. Уменьшить эти потери в два раза можно путем применения в конструкции окон современных материалов, новых технологий при монтаже, что отвечает повышенным требованиям к теплотехническим характеристикам стеклянных ограждений в гражданском и промышленном строительстве.

2. Использование теплосберегающих технологий при реконструкции старых зданий и в новом строительстве уже давно не является экзотическим. Старт в разработке этих технологий был дан в США в связи с энергетическим кризисом 70-х годов. Теплосберегающими окнами в США оборудованы более 80 % жилых и 50 % общественных зданий. В Германии за последние 10 лет производство стеклопакетов с теплосберегающими стеклами выросло с 15-ти до 90 %. В скандинавских странах такими стеклопакетами обустроено порядка 90 % зданий. В России к реализации этого проекта только приступили. Современная линия по изготовлению теплосберегающих стекол и стеклопакетов запущена на новом комбинате стекла в г. Клин Московской области. В Сибирском федеральном округе высокопроизводительных линий, выпускающих такую продукцию, просто нет. Более того, за Уралом нет ни одного стекловаренного завода (!!!), если не говорить о бутылочном стекле. Можно констатировать: в то время, когда весь мир севернее 40-й параллели закрывается от холода теплосберегающими окнами, зауральские города и села согревают окружающую среду безвозвратными потерями тепла от энергетических источников самых разных калибров.

Из наших оценок, не противоречащих опубликованным в литературе данным, следует, что использование теплосберегающих окон в условиях сибирского климата позволит экономить в течение отопительного периода до 250 кВт/ч тепловой энергии с каждого квадратного метра площади окна. Оценки указывают на то, что крупномасштабная замена обычных окон на теплосберегающие обеспечит экономию тепла в масштабе Новосибирска до одного млрд кВт/ч за отопительный период, а для Сибирского федерального округа — до 10 млрд. кВт/ч за этот же срок. Сравним: ежегодная выработка Новосибирской гидроэлектростанции — 2 млрд кВт/ч. Очевидно, что крупномасштабная замена окон выгодна как собственникам жилья — уменьшение теплопотерь на 25 % значительно уменьшает платежи в этой части коммунальных услуг, так и государству — позволяет вернуть в оборот значительные количества тепловой энергии, которой, например, в условиях Новосибирска достаточно для отопления и обеспечения горячей водой микрорайона с населением 150 тыс. человек. При всей очевидности экономической эффективности предлагаемых мер нельзя рассчитывать на быстрое самостоятельное увеличение спроса, опережающего возможности производства. Решать поставленную задачу быстрыми темпами можно тогда и только тогда, когда:

— гарантировано будут приняты (и будут неукоснительно выполняться) поправки к региональному закону об энергосбережении, направленные на ужесточение требований к нормам потерь тепла;

— будет создано крупномасштабное производство энергоэффективных окон с обязательным использованием высокопрочного и безопасного стекла.

Из анализа рынка стекла следует, что только в Новосибирске потребности в листовом стекле составляют в 7,5-8 млн кв. м в год, которые практически полностью обеспечиваются поставками с заводов, расположенных в европейской части России и из Киргизии. Резкое увеличение нового строительства и реконструкция остекления только жилого фонда с целью уменьшения теплопотерь (а, значит, появления тепловых мощностей для нового строительства) потребует для округа не менее 15 млн кв. м стекла ежегодно. Но строить много и дешево, находясь в зависимости от поставок строительных материалов с предприятий, расположенных дальше 700 км от региона, невозможно.

Для реализации проекта крупномасштабного энергосбережения в жилом фонде Сибирского федерального округа, для обеспечения нужд нового строительства необходимо:

1) построить завод с производительностью 650 т/сутки листового стекла высокого качества;

2) организовать производство по качественной обработке стекла с использованием современного оборудования общепризнанных фирм-производителей.

3. На первый взгляд кажется, что участия государства в реализации этой задачи достаточно только в части разработки законодательных актов по энергосбережению и контролю за их неукоснительным выполнением, а техническое исполнение проекта можно возложить на частные компании. Однако, здесь есть несколько «но», а именно:

— частные компании вряд ли устроит минимизация цен на продукцию, пользующуюся большим спросом на рынке товаров и услуг (примеров тому немало);

— несомненно в такой ситуации самоорганизуется «черный» оборот средств.

В этой связи наиболее приемлемым вариантом реализации проекта может быть частно-государственное партнерство через минимально разумные цены и доступные кредиты. В такой схеме сотрудничества, как мы считаем, допускается использование замороженных «гайдаровских» вкладов.

По нашим оценкам, в которых учтены цены на современное оборудование, необходимое для реализации предлагаемого проекта, затраты на обустройство сырьевых месторождений, стоимость проектных и строительно-монтажных работ в условиях Сибири, затраты на весь проект составят около 220 млн долл.

Мы понимаем, что общая сумма составляет около 4 % средств, выделяемых на национальные проекты. Но приведенные нами цифры проектируются примерно на три года, а фундамент закладывается, может быть, на оставшуюся часть столетия.

Что касается используемых технологий, то в силу отсутствия российских разработок, категорически рекомендуется ориентироваться на строительство заводов и всего производства по зарубежным проектам с очень внимательной критической оценкой специалистов Российской академии наук.

По оценкам, ориентированным на производительность необходимого оборудования, модернизацию светопрозрачных конструкций в жилом фонде Сибирского федерального округа с учетом нового строительства можно осуществить в течение 10-ти лет, высвободив при этом количество тепла, достаточное для обеспечения им двухмиллионного города.

Для реализации такого проекта потребуется более 10-ти тысяч квалифицированных пар рабочих рук, что имеет важнейшее значение для рынка труда Сибирского Федерального округа.

4. В сегодняшней постановке предлагаемый проект не имеет конкурентов. Конкурентный вопрос возникает, когда идет речь о том, где строить производственный комплекс. Наиболее предпочтительным местом создания такого производства является г. Новосибирск вследствие:

— его центрального расположения в регионе;

— наличия производства современного пластикового профиля (ООО «Века Рус», «Геалан Сибирь»);

— наличия отдельных мелкомасштабных производств этого направления;

— наличия научно-технических кадров, способных воспринять самый передовой мировой опыт;

— географической близости месторождений кварцевого песка, доломитов и соды, расположенных в радиусе 150-200 км от Новосибирска.

5. Нынешнее серьезное обращение исполнительной власти к проблеме жилья, хоть и запоздалое, но спасительное. Реальный же эффект от этих действий будет в том случае, если Национальный проект не растворится в косметических организационных мерах или размазывании всем сестрам по серьге, а выльется в реальность с многолетним последействием.

Итак, наши скромные по государственным масштабам предложения сводятся к ориентированию государственных инвестиций на создание стекольного производства в Западной Сибири, организации на этой базе государственной компании, основная деятельность которой — модернизация остекления в Западной Сибири. Вопрос «быть или не быть этому?» — уже не стоит. Оно будет, но с задержкой, которая позволит иностранным монополиям набросить на регион экономическую петлю для откачки прибыли из населения, которое окажется в безвыходной ситуации. Об этом свидетельствует активность иностранных фирм в захвате сибирского рынка стекла. Мы же уверены, что дать старт в решении проблемы санации жилищного фонда в Сибирском региона — это обязанность государства, которое можно сохранить, как известно, только при обеспечении достойной жизни людей.

стр. 6

в оглавление

Версия для печати  
(постоянный адрес статьи) 

http://www.sbras.ru/HBC/hbc.phtml?4+375+1