Печатная версия
Архив / Поиск

Archives
Archives
Archiv

Редакция
и контакты

К 50-летию СО РАН
Фотогалерея
Приложения
Научные СМИ
Портал СО РАН

© «Наука в Сибири», 2019

Сайт разработан и поддерживается
Институтом вычислительных
технологий СО РАН

При перепечатке материалов
или использованиии
опубликованной
в «НВС» информации
ссылка на газету обязательна

Наука в Сибири Выходит с 4 июля 1961 г.
On-line версия: www.sbras.info | Новости | Архив c 1961 по текущий год (в формате pdf), упорядоченный по годам
 
в оглавлениеN 9-10 (2295-2296) 2 марта 2001 г.

НЕИЗВЕСТНАЯ...

Г.Лаевская,
зав. выставочным залом Дома ученых

В коллекции картин Дома ученых новосибирского Академгородка хранится много интересных произведений. Одно из них — "Портрет неизвестной" работы неизвестного же автора. Анонимность произведения не умаляет его художественной значимости.

Написанный на фанере маслом, вернее всего — неоконченный, он, без преувеличения, является жемчужиной нашей коллекции. Мы не располагаем никакой информацией относительно этого портрета. Известно только, что в момент открытия Дома ученых (1965 г.) на призыв к музеям страны подарить какие-либо картины для его украшения, откликнулся только Русский музей. Из его фондов в адрес Дома ученых было отправлено несколько работ... Не хочется обвинять в небрежности музейных работников, мол, не разглядели шедевра... Можно только констатировать, что ошибка (если она имела место) позволила нам многие годы наслаждаться обществом этого портрета.

Последние годы портрет был в экспозиции Новосибирской картинной галереи в разделе русского искусства начала XX века. Надежды, что в стенах музея будет сделана атрибуция портрета (установлены принадлежность к художественной школе, время создания, личность портретируемой, а может быть и автора) не оправдались, т.к. наступило время перемен, а вместе с ним закончились и командировки, т.е. общение с музейными запасниками.

Недавно, готовясь к юбилею Дома ученых, мы вернули работу в коллекцию. "Портрет неизвестной" получил достойное оформление — прекрасную раму, органично обрамляющую нашу незнакомку. Сегодня она висит в моем кабинете, ждет своего времени в юбилейной экспозиции. Я каждый день с ней "общаюсь". Чем больше вглядываюсь в лицо этой женщины — тем, кажется, больше ее узнаю, а, значит, и что-то могу о ней рассказать. Конечно, она из русских аристократок — это видно сразу по простой и в то же время величавой позе. Прямо устремленный на зрителя взгляд говорит о ее уме, образованности, непростом внутреннем мире. Красота ее, хоть и яркая, кажется больше изысканной, на взыскательный утонченный вкус. Черное платье с синим покрывалом выразительно оттеняет прекрасной формы шею и плечи. Тонкая рука покоится на коленях. Все внимание приковывается к лицу незнакомки — так сдержанно-взволнованно оно написано художником. Кажется, что кистью водила рука влюбленного человека. А модель, возможно, отвечала ему взаимностью — столько трепетного внимания в ее взгляде, готовности ответить...

Безусловным мне кажется одно — эта женщина являлась одной из лучших представительниц своего времени и сегодня представляет нам эталон неизменной классической женской привлекательности.

стр. 

в оглавление

Версия для печати  
(постоянный адрес статьи) 

http://www.sbras.ru/HBC/hbc.phtml?30+38+1