Печатная версия
Архив / Поиск

Archives
Archives
Archiv

Редакция
и контакты

К 50-летию СО РАН
Фотогалерея
Приложения
Научные СМИ
Портал СО РАН

© «Наука в Сибири», 2019

Сайт разработан и поддерживается
Институтом вычислительных
технологий СО РАН

При перепечатке материалов
или использованиии
опубликованной
в «НВС» информации
ссылка на газету обязательна

Наука в Сибири Выходит с 4 июля 1961 г.
On-line версия: www.sbras.info | Новости | Архив c 1961 по текущий год (в формате pdf), упорядоченный по годам
 
в оглавлениеN 26-27 (2561-2562) 6 июля 2006 г.

«ПРОБНЫЙ ШАР» ДЛЯ РАН

Подборку материалов подготовил
И. Глотов, «НВС»

Заседание Совбеза

20 июня состоялось заседание Совета безопасности РФ, на котором обсуждалась проблема технологической модернизации экономики страны. Одной из первых на итоги заседания оперативно откликнулись «Новые известия» публикацией 21 июня статьи Р. Доброхотова «Ненаучный подход».

Иллюстрация

На заседании Совета безопасности РФ, на котором обсуждалась проблема технологического отставания России, премьер-министр Михаил Фрадков заявил, что государственному сектору науки требуется модернизация. Решить проблему глава правительства предлагает за счет развития системы госзаказа. Казалось бы, власть наконец-то осознала, что страна не может больше стоять на месте, видя, как другие уходят вперед, однако ученые уже устали верить обещаниям.

С громкими заявлениями о необходимости вкладывать средства в развитие науки и сокращать технологическое отставание от развитых стран представители власти выступают каждый год. За последние несколько лет воображение россиян потрясали самые разные проекты, от интернетизации всей страны до широкого введения электроники на всех уровнях государственного управления. Однако самый простой показатель — доля государственных расходов на науку от ВВП — остается неизменным: менее 1 %. Для сравнения: расходы на науку в США составляют 2 %, при том что объем ВВП там больше на порядок. Министр образования и науки Андрей Фурсенко обещал довести уровень финансирования науки до 2 % к 2010 году, но к этому времени технологическое отставание России от развитых стран может стать невосполнимым, а уникальный кадровый потенциал отечественной науки рискует попросту иссякнуть.

…По словам представителя Минсвязи, уже сегодня активно разрабатываются венчурные фонды в сфере информационных технологий, а также строятся технопарки. Правда, заметим, их инвесторы — Boeing, Intel и другие иностранные компании — получат за свои деньги патенты на технологии. Государству их, похоже, не жалко — это единственный способ дать российским исследователям возможность наконец-то заработать серьезные деньги, которых у страны, утопающей в нефтедолларах, сейчас якобы нет. Впрочем, кое-что может перепасть от нацпроектов, например на внедрение телемедицины. Но это пока только планы, и хватит ли на них средств, неизвестно — проект «Электронная Россия» по информатизации бюрократических процедур был разработан много лет назад, и только сейчас под него нашли полноценное финансирование.

22 июня «Российская газета» опубликовала интервью с президентом РАН  Ю. Осиповым, посвященное некоторым итогам заседания Совета безопасности, обсудившим проблему преодоления технологического разрыва между Россией и ведущими странами мира. Среди массы вопросов и ответов отметим следующие:

Российская газета: Судя по отчетам, разговор на Совбезе был довольно жестким. Так, говоря, что доля наукоемкой продукции на мировом рынке всего 0,3-0,8 процента, то есть в 15-20 раз меньше, чем в Китае, президент Владимир Путин подчеркнул, что для преодоления разрыва мало что делается. Академия готова разделить ответственность за такую оценку?

Юрий Осипов: …Не вина науки, что Россия занимает столь малую нишу на мировом рынке высоких технологий. Иначе результаты исследований наших ученых не были бы востребованы в других странах, в том числе и в ведущих. Но у нас в стране на них нет спроса. Именно поэтому мы так отстаем в создании наукоемкой продукции.

РГ: Более того, наша наука даже усугубляет разрыв, если ее результаты реализуются в других странах.

Юрий Осипов: В какой-то мере это верно. Правда, в самое последнее время наметился поворот к лучшему. У бизнеса появляется интерес к отечественным разработкам. Есть крупная программа по водородной энергетике, в которую предприниматели вложили очень солидные суммы. Налаживаются серьезные контакты Академии с РАО ЕЭС и Росатомом. Очень важно, что появились фонды, которые начали поддерживать молодых ученых. Словом, прогресс в отношениях с бизнесом есть. И это очень важно.

РГ: Как вы восприняли сказанные на заседании слова Михаила Фрадкова, что надо в кратчайшие сроки реформировать академию наук? Министр образования и науки Андрей Фурсенко был более конкретен: это следует делать более решительно?

Юрий Осипов: Если реформа делается в интересах дела, то я с таким предложением согласен. Сейчас академия реализует пилотный проект по повышению зарплаты научным сотрудникам. Но, чтобы проект появился, пришлось преодолеть множество препятствий… Проект должны были запустить с 1 января этого года, но все затянулось до 1 мая… Надо понимать, какое противодействие встречает проект, который крайне необходим нашей науке. Кстати, и сейчас некоторые вопросы по его реализации не решены.

Атака на Академию

Буквально через три дня после заседания Совбеза, 23 июня 2006 года, на страницах «Коммерсанта» появилась подборка материалов о Российской академии наук: первополосная статья Юлии Таратуты «Академический роспуск. РАН может превратиться в клуб ученых», на других полосах газеты — экскурс в историю — «Как спорили РАН и Минобрнауки» и в разделе «мнения и комментарии» — «Атака на Академию. Реформы РАН недостаточно для «перезапуска науки».

Главным материалом номера стал первополосный «АКАДЕМИЧЕСКИЙ РОСПУСК». По имеющейся у газеты информации из источника в кабинете министров, в правительстве разрабатывается проект преобразования РАН в общественную организацию, лишающую РАН права на управление имуществом и финансами. Функции же учредителя перейдут новому государственному органу — Федеральному агентству по исследованиям. При этом не исключено, что такой департамент появится за счет расширения Федерального агентства по науке и инновациям. Судьба же научных институтов, согласно проекту будет определяться исходя из рода их деятельности. Часть из них останется на госдовольствии (приоритет будет отдан фундаментальным исследованиям), остальные могут быть интегрированы с университетами или бизнес-структурами, заинтересованными в научных хоздоговорах с прикладными НИИ. В Федеральном агентстве по науке и инновациям подтвердили, что подобный проект уже всерьез обсуждается в экспертном сообществе. «Это не единственный путь решения проблем в российской науке, рассматриваются и более мягкие пути реформирования академии, — дипломатично заметил в разговоре с корреспондентом глава агентства Дмитрий Ливанов. — Однако академия демонстрирует, что она не готова к структурным изменениям и не соблюдает даже те договоренности по реформам, которые были заключены по обоюдному согласию».

В Академии убеждены, что главным предметом спора Академии и министерства остаются госимущество и земли, находящиеся в управлении РАН. А это 4 тыс. кв. км земли, 454 научных учреждения, около 1, 2 тыс. ГУПов. От сдачи в аренду помещений в 2004 году РАН получила более 1 млрд руб.

Ревизия хозяйственной деятельности РАН с 2001 по 2006 год, проведенная контролирующими организациями, показала, что «президиум РАН не ведет учет использования госимущества, отданного академии в управление, незаконно его отчуждает, заключает сделки по передаче в аренду недвижимости на заведомо невыгодных условиях, не соблюдает порядок оформления договоров о предоставлении сторонним организациям недвижимости и нарушает правила составления инвестиционных договоров научных организаций». В результате, по оценкам Минобрнауки, в бюджет поступает лишь 20% средств, которые могли бы быть получены при эффективном менеджменте.

Кроме того, в Минобрнауки убеждены, что РАН саботирует программу реформ, о которой уже достигнута договоренность. К примеру, в ведомстве недовольны тем, как РАН проводит сокращение штата.

По информации «Ъ», к концу июля в правительство будут представлены два законопроекта, регламентирующие реформу РАН (такое поручение профильному ведомству дал Владимир Путин). Первый вариант — «косметический», в нем будет прописан общий порядок «разгосударствления» части НИИ, правила проведения конкурсов на научные разработки и финансирование НИИ и их рейтингования. Второй, «радикальный», пропишет функции Федерального агентства по исследованиям, которому и отойдут полномочия президиума РАН. По информации «Ъ», в правительстве и администрации президента еще не определились, какой из путей выбрать. «Этот вопрос требует политического решения», — утверждают в руководстве Минобрнауки.

В редакционном комментарии «Атака на Академию» на первополосный материал подводится база под необходимость «перезапуска» российской науки: «демографический кризис» в РАН, снижающийся уровень научных исследований, слабая связь академической науки с вузовской и отраслевой, практическое отсутствие механизмов «коммерциализации» научных разработок.

«Академия в ее нынешнем виде действительно стала препятствием для любых реформ, — говорится в газетном комментарии, — и если это препятствие не убрать, то уже через несколько лет реформировать будет нечего. Однако ликвидация этого препятствия — необходимый, но не достаточный шаг. Передел административных функций и имущества РАН — это самый простой из шагов, необходимых для «перезапуска» российской науки».

Минобрнауки разъясняет…

Так уж совпало, что в день публикации «Коммерсантом» вышеуказанных материалов, пресс-служба Минобрнауки распространила пресс-релиз по поводу работы, связанной с модернизацией РАН. Здесь перечислены как текущие недоработки РАН по оперативному изменению нормативно-правовой базы своей, так и нежелание РАН провести оценку эффективности использования имущества ее институтов, сдаваемого в аренду, силами независимых оценщиков, а также задержка реализации системы оценки эффективности исследовательской деятельности в РАН.

«Министерство образования и науки совместно с РАН работает над реализацией программы модернизации функций, структуры и механизмов финансирования Академии наук, и ключевым вопросом здесь является внесение необходимых изменений в нормативно-правовую базу РАН. В настоящее время темпы этой работы не в полной мере удовлетворяют требованиям эффективности развития научного сектора страны.

Определенные предложения Министерством образования и науки внесены в Правительство РФ. В процессе работы специалисты Министерства проанализировали достаточно много предложений и материалов, поступивших, в том числе, от сотрудников институтов РАН, ее действительных членов и от самого Президиума РАН. В частности, именно оттуда поступило предложение по оплате труда сотрудников Президиума РАН по нормативам Федерального агентства.

У Минобрнауки нет количественных данных об эффективности использования имущества институтов РАН, сдающегося в аренду, поскольку предложения Министерства к Президиуму Академии наук о совместном проведении оценки эффективности этого использования силами независимых оценщиков не нашли понимания.

С начала 2006 года Министерством образования и науки РФ и Академией наук совместно были разработаны принципиально важные шаги по улучшению ситуации в РАН, включая оценку эффективности исследовательской деятельности, в том числе ее отдельных институтов. Эти шаги были основаны на предложениях ряда академических структур, в первую очередь — Сибирского отделения РАН. Задержка их реализации в рамках всей Российской Академии наук ведет к росту социальной напряженности, которой пользуются ее недобросовестные представители.

Министерство образования и науки РФ по-прежнему считает, что реформа РАН должна осуществляться совместными усилиями Министерства, Президиума РАН при понимании и поддержке сотрудников Академии.

Министерство образования и науки считает показательным широкий общественный интерес к вопросу о будущем устройстве фундаментальной науки в России и полагает принципиально важным сделать обсуждение всех возможных вариантов максимально широким и открытым».

Показательно, что это единственный официальный документ Минобрнауки за всю последующую за публикацией в «Коммерсанте» неделю. Никаких иных материалов по поднятой теме, включая интервью, статьи или опровержения не последовало.

Президент РАН опровергает

Молниеносной была реакция на появившиеся газетные материалы президента РАН  Ю. Осипова.

«Статус Российской академии наук изменять не будут, таких планов нет», — в интервью корр. ИТАР-ТАСС сообщил 23 июня президент РАН Юрий Осипов, комментируя сообщения ряда СМИ о грядущем превращении РАН в «клуб по интересам» и лишении Академии имущественной и финансовой самостоятельности. «Никакого документа, предусматривающего подобные меры, нет и не готовится», — подчеркнул он. «Это противоречит позиции руководства страны», — заметил Осипов, добавив, что «ни на министерском уровне, ни в самой Академии таких мыслей нет». «Такие материалы СМИ носят провокационный характер, я ни секунды не сомневаюсь, что это заказные тексты», — заметил президент РАН. «Все, что там написано полный бред», — уверен Осипов. Он подчеркнул, что «реформа в РАН продолжается и вскоре все недочеты будут устранены».

28 июня «Российская газета» опубликовала обширное интервью с президентом РАН Юрием Осиповым «Не сыпьте соль на РАН», в котором он, в частности, опровергает слухи об уничтожении Академии наук, появившиеся в «Коммерсанте»:

Осипов: Для меня публикация стала полной неожиданностью. По сути, это полный бред, который комментировать вообще не хочется. Может, какие-то клерки и вынашивают подобные идеи, но никогда речи о таких намерениях на сколько-нибудь серьезном уровне не возникало.

Либо это заказная статья, даже провокационная накануне выборов президента и Президиума Академии. Либо ее писал очень неосведомленный человек. Тем более такая публикация выглядит странно, если вспомнить, что, например, президент России в своем Послании к Федеральному Собранию назвал Академию в контексте решения больших задач, которые стоят перед страной. Об этом же говорились и на только что прошедшем Совбезе.

РГ: Автор статьи ссылается на какие-то выводы Минобрнауки, якобы обвинившей Академию в «саботаже программы модернизации». Вы представляете, о чем речь?

Осипов: Не представляю и в первый раз об этом слышу. Если подобные высказывания действительно были, то это для меня означает, что чиновники, их позволившие, во-первых, хотят сорвать нашу ежедневную громадную и многотрудную работу по модернизации, во-вторых, ставят под сомнение саму возможность конструктивного сотрудничества с нами, и, в-третьих, демонстрируют явную неподготовленность к профессиональной работе, соответствующей их должностям.

Другие мнения

На вопрос корреспондента «Независимой газеты», соответствует ли действительности утечка информации, пресс-служба Минобрнауки отвечать отказалась — она не подтвердила и не опровергла этих сведений.

Ирина Преснякова, руководитель пресс-службы РАН, считает, что это — «пробный шар», вброс информации, сделанный, чтобы узнать, как к ней отнесутся. «Обвинения в адрес Академии надуманны и во многом несправедливы, мы уже неоднократно их опровергали», — заявила она в беседе с корреспондентом «Независимой газеты».

По мнению Бориса Салтыкова, министра науки РФ с 1991 по 1996 г., первого инициатора академических реформ, высказанному 28 июня в «Независимой газете», Минобрнауки в его нынешнем состоянии не способно заменить РАН. Нужна, считает он, совершенно новая система управления, которую еще непонятно как создать, а перед ее созданием нужно все очень тщательно взвесить.

Повторимся, — подытоживает «Независимая газета», — пока не известно, насколько соответствует действительности информация о планах превращения Академии наук в «клуб ученых», Министерство образования и науки отмалчивается. Но, даже если это просто «пробный шар», пущенный с целью узнать реакцию, несомненно одно — это прямое и недвусмысленное объявление войны, войны МОН против РАН.

Коллаж В. Бякина

стр. 11

в оглавление

Версия для печати  
(постоянный адрес статьи) 

http://www.sbras.ru/HBC/hbc.phtml?10+381+1