Я БЫ В ХИМИКИ ПОШЕЛ — ПУСТЬ МЕНЯ НАУЧАТ
Л.Юдина, "НВС"
В середине марта в Институте катализа СО РАН им. Г.К.Борескова
прошла конференция Новосибирского отделения Российского
химического общества имени Д.И.Менделеева. Главный вопрос
повестки дня — проблемы подготовки молодых специалистов-химиков
в Новосибирской области. Открыл конференцию председатель НСО РХО
академик Валентин Пармон.
В зале собрались разные категории химиков — ученые,
представители тех вузов, колледжей, техникумов, в которых есть
химические кафедры, производственники. Вопрос, интересный для
большого круга специалистов, обсуждался горячо, квалифицированно,
конструктивно.
Суть разговора сводилась к следующему. В области катастрофически
не хватает кадров химиков. Хотя она и не относится к химически
ориентированным областям, в ней нет большого количества
химических предприятий, тем не менее требуется постоянное
пополнение ряда "объектов" квалифицированными специалистами
данного профиля. Только в Академгородке насчитывается семь
научно-исследовательских химических институтов; кадры нужны
разного рода предприятиям и непосредственно химическим заводам,
учебным заведениям.
Химиков широкого профиля готовит в основном Новосибирский
университет — в очень небольшом объеме (прием на первый курс —
чуть более 60 человек). Ко времени окончания вуза их остается в
лучшем случае половина, но и из них мало кто попадает по
назначению. Ситуация, впрочем, классическая. Выпускники вузов
"растекаются" по фирмам, уезжают за пределы страны, немногие
заводят собственное дело и т.д. 45 процентов молодежи, состоящей
на учете в службе занятости — выпускники вузов. Огромные деньги,
потраченные на их образование, "ушли в космос".
Вполне резонно прозвучало утверждение, что подготовку химиков
надо начинать со школьной скамьи. Оно, естественно, не отличается
новизной, но сегодня звучит особенно актуально. Химию в школе
преподают в основном плохо. Пожалуй, только в
физико-математической школе при НГУ предпринимается довольно
много усилий, чтобы ученики узнали и полюбили химию.
Очевидно, что решение проблемы надо начинать с определения
потребности в специалистах-химиках разного рода и разного
предназначения. И ориентированно вести затем обучение — давать
помимо базовых знаний те, что могут пригодиться в конкретных
сферах (биотехнологический профиль, химики-инженеры и т.д.).
На конференции присутствовали представители областных и городских
властей — Г.Сапожников, начальник управления науки, высшего,
среднего профессионального образования и технологий администрации
области, Ю.Соколов, председатель комитета по труду, занятости
населения и научно-техническому развитию мэрии Новосибирска,
А.Даниловский, председатель областного совета научных и
инженерных организаций, С.Барам, советник главы
администрации области. Каждый из них говорил, что предпринимается
на том или ином уровне для решения проблемы и что нужно сделать
еще, чтобы дела шли успешнее.
"Общество не может экономить на образовании, но и образование
должно научиться бережно использовать свои ресурсы", — фраза
произнесенная одним из выступающих, была подкреплена затем
конкретными предложениями. Речь шла о том, как с наименьшими
потерями достигать желаемых целей.
Страна стремительно интегрируется в мировое образовательное
пространство. Образовательные услуги сегодня — одни из самых
прибыльных в мире. И надо научиться в полную меру использовать
собственный научный потенциал. Выделить направления для
подготовки конкурентоспособных специалистов. Если сохранить
качество образования, не терять завоеванных позиций, то в страну
будут устремляться из-за рубежа для получения образования.
Не раз в ходе конференции было подчеркнуто, что следует поднимать
авторитет химии, начиная со школьной скамьи, развивать интерес к
этой науке (а не к "купи-продажным" профессиям). Образование
только тогда будет давать свои плоды, если будет платным. Это
отнюдь не означает, что каждый поступающий из собственных средств
должен оплачивать обучение — свою заинтересованность в
специалистах необходимо проявить государству к предприятиям,
должна действовать контрактная система, согласно которой молодой
специалист обучается для конкретного адресата.
Все эти проблемы, а также меры, которые предпринимаются для их
решения, были затронуты в выступлениях многих участников
конференции — Л.Козыревой, директора химико-технологического
колледжа им. Д.И.Менделеева, С.Загребельного, декана факультета
повышения квалификации НГУ, О.Собяниной, начальника учебной части
НГУ, А.Кима, профессора Новосибирского педагогического университета,
А.Самахова из ОАО "Катализатор", Н.Пахомова, доцента НГУ.
В ходе конференции была намечена программа совместных действий
всех тех, кто имеет к подготовке химиков самое непосредственное
отношение. Под лежачий камень вода не течет...
стр.
|