Печатная версия
Архив / Поиск

Archives
Archives
Archiv

Редакция
и контакты

К 50-летию СО РАН
Фотогалерея
Приложения
Научные СМИ
Портал СО РАН

© «Наука в Сибири», 2019

Сайт разработан и поддерживается
Институтом вычислительных
технологий СО РАН

При перепечатке материалов
или использованиии
опубликованной
в «НВС» информации
ссылка на газету обязательна

Наука в Сибири Выходит с 4 июля 1961 г.
On-line версия: www.sbras.info | Новости | Архив c 1961 по текущий год (в формате pdf), упорядоченный по годам
 
в оглавлениеN 11 (2596) 15 марта 2007 г.

НЕЗАБЫВАЕМОЕ И НЕПОВТОРИМОЕ

Сегодня в Выставочном зале Дома ученых развернута экспозиция произведений Николая Демьяновича Грицюка (1922-1976), художника, с чьим именем связаны исторические вехи в развитии изобразительного искусства Новосибирска и всей Сибири.

Галина Лаевская,
зав. Выставочным залом Дома ученых,
Заслуженный работник культуры РФ

Иллюстрация
Николай Грицюк

В западноевропейском искусстве второй половины XX века с его именем связывают понятие «Сибирское искусство». Без преувеличения, он был единственным, о ком хорошо знали в музеях и частных собраниях Европы — его произведения в достаточном количестве представляли его творчество в этих коллекциях. Альбомы-монографии о жизни и творчестве впервые достойно издавались также в Европе (Германия, Франция). Здесь же, в России, его личная жизнь и жизнь в искусстве сложились соответственно историческим особенностям советского времени и практически совпали с биографиями всех незаурядных личностей, осмелившихся жить и творить сообразно своим представлениям, совести, видению и оценке окружающего мира.

Он рано ушел из жизни (в 54 года), оставив, кроме своей личностной незабываемости, большое количество произведений, отражающих этапы творческого пути и те изменения в мировоззрении, которые, естественно, происходили с накоплением жизненного опыта и мастерства.

Иллюстрация
Открытие выставки.

Сегодня на выставке мы отмечаем 85-летие художника. К сожалению — без Николая Демьяновича. Знаменательно, что оно совпало с 50-летием СО РАН. Но не это совпадение послужило поводом вновь обратиться к семье художника, где бережно хранятся работы, с предложением об организации выставки. Причина в том, что выставкой Николая Демьяновича Грицюка открывался в 1966 году Выставочный зал Дома ученых. Именно его пригласили ведущие ученые Академгородка быть первым в череде ярких явлений изобразительного искусства, представленных впоследствии в наших залах (П. Филонов, Р. Фальк, М. Шемякин, Э. Неизвестный). Художник, находящийся в постоянном поиске новых выразительных средств, отражающих непростое, драматическое время нашей истории, был особенно близок ученым, для которых экспериментирование являлось неотъемлемой составляющей их профессии. Им было интересно вместе мечтать о будущем науки и искусства, размышлять о смысле мироздания. За все годы в Доме ученых состоялись четыре выставки Николая Демьяновича. Эта — пятая. Формируя содержание выставки, мы, конечно, учитывали и наш юбилей, поэтому попросили вдову художника Валентину Эдуардовну Грицюк и ее дочь — художника Тамару Грицюк — подобрать работы, связанные со строительством Академгородка — мы их никогда не показывали в наших залах. Так родилась сегодняшняя выставка: в первом зале тема «Академгородок» (к ним мы добавили и работу из нашего собрания «Первая масленица в Академгородке», подаренную недавно с выставки вдовой первого директора Дома ученых Риммой Алексеевной Немировской); во втором — живописные фантазии-размышления, которые прославили Николая Грицюка, сделали широко известным мастером, основателем нового направления в искусстве — духовно-содержательного и стилистически неповторимого.

Иллюстрация

Всякий раз, когда прикасаешься к творчеству Николая Демьяновича Грицюка, всё больше утверждаешься в мысли, что все его наследие из разряда НАВЕЧНО. Потому, что это невозможно повторить — надо так чувствовать! Невозможно забыть, так эмоционально и драматично! Он и сам как личность остался для всех, кто хоть единожды с ним соприкоснулся, незабываемым: образованным, добрым и скромным, как хорошо настроенная скрипка, при небольшом касании чутко реагирующая на радости и трагедии человечества.

Фото И. Глотова


Иллюстрация

Иллюстрация

Иллюстрация

Иллюстрация

Иллюстрация

Иллюстрация

Иллюстрация

Иллюстрация

Иллюстрация

Иллюстрация
Иллюстрация

Иллюстрация

Иллюстрация

стр. 8

в оглавление

Версия для печати  
(постоянный адрес статьи) 

http://www.sbras.ru/HBC/hbc.phtml?12+411+1