Печатная версия
Архив / Поиск

Archives
Archives
Archiv

Редакция
и контакты

К 50-летию СО РАН
Фотогалерея
Приложения
Научные СМИ
Портал СО РАН

© «Наука в Сибири», 2024

Сайт разработан
Институтом вычислительных
технологий СО РАН

При перепечатке материалов
или использованиии
опубликованной
в «НВС» информации
ссылка на газету обязательна

Наука в Сибири Выходит с 4 июля 1961 г.
On-line версия: www.sbras.info | Архив c 1961 по текущий год (в формате pdf), упорядоченный по годам см. здесь
 
в оглавлениеN 22 (2607) 31 мая 2007 г.

ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
ВЫСШЕГО НЕФТЯНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Большинство нефтегазоносных провинций к началу XXI в. прошли пик своего развития. Вновь открываемые месторождения чаще всего удалены от центров потребления нефти, нефтепродуктов, природного газа, что делает необходимым создание сверхдальних, трансконтинентальных транспортных путей. Но главное — для их поисков и разведки необходимы глубоко и разносторонне подготовленные кадры.

Академик А. Конторович,
зав. кафедрой геологии месторождений нефти и газа,

чл.-корр. РАН В. Шацкий,
декан геолого-геофизического факультета НГУ

Иллюстрация
Иллюстрация

В конце XX — начале XXI в. поиски, разведка, разработка нефтяных и газовых месторождений сильно усложнились, стали существенно более капитало- и ресурсоемкими. Этот процесс происходит по ряду причин. Большинство нефтегазоносных провинций прошли пик своего развития, вступили в зрелую фазу. Основная масса крупных и гигантских месторождений в этих провинциях открыта. В настоящее время главными объектами поисков и разведки являются мелкие и средние нефтяные и газовые месторождения в небольших по площади и амплитуде антиклинальных, а также литологически и тектонически ограниченных ловушках, с неоднородными, сложно построенными резервуарами. Новые нефтегазоносные провинции расположены в сложных природно-климатических и горно-геологических условиях (крайние север Западной Сибири, европейской части России, Сибирская платформа, шельфы арктических и дальневосточных морей и др. регионы). Поиск, разведка и разработка подобных месторождений требует применения новых, более совершенных технологий, нестандартных решений, самого современного оборудования. Это касается в равной мере геологических работ, геофизики, геохимии, бурения и разработки новых месторождений. Вновь открываемые месторождения чаще всего удалены от центров потребления нефти, нефтепродуктов, природного газа, что делает необходимым создание сверхдальних, трансконтинентальных транспортных путей. Но главное — для их поисков и разведки необходимы глубоко и разносторонне подготовленные кадры. Таких кадров в России после полутора десятилетий пренебрежения геологией крайне мало. Достаточно сказать, что в 2006 г. в России пробурено почти в четыре раза меньше поисково-разведочных скважин, чем в 1991 г., а в Восточной Сибири и Республике Саха (Якутия) — в десять раз меньше. А значит и потребность в геологах, геофизиках, буровиках была меньше.

Между тем для устойчивого развития нефтегазового комплекса на перспективу объемы геологоразведочных работ должны возрасти в целом по стране в 4-5 раз, в Восточной Сибири — в 10 раз. Это ставит перед вузами новые сложные задачи. Старый, но вечно справедливый советский лозунг «Кадры решают все» вновь становится актуальным.

В условиях России, где после 1991 г. объемы геологоразведочных работ резко сократились, а большинство геологоразведочных организаций ликвидировано, прежние кадры постарели, а молодежь в связи со снижением престижа специальности геолога, геофизика, буровика, специалиста по разработке месторождений, инженера уходит в другие области бизнеса, эти вопросы стоят особенно остро. Для того, чтобы обеспечить устойчивое развитие нефтегазового комплекса, необходимо в ближайшие годы увеличить объем геологоразведочных работ в 4-5 раз. Для этого нужны в большом количестве новые кадры, новые технологии, новое оборудование. В настоящей статье из всего этого перечня работ мы ограничимся только вопросами подготовки кадров.

Современный специалист в области геологии, геофизики, геохимии нефти и газа, разработки месторождений углеводородов должен:

— иметь прекрасное общее образование (математика, физика, химия, общая геология, биохимия, информатика, современные методы анализа горных пород и природных флюидов и др.);

— владеть основами современного инженерного дела;

— быть всесторонне и комплексно подготовленным специалистом по профессиональным дисциплинам (геология нефти и газа, литология и петрофизика, геохимия, в том числе органическая, различные области геофизики, новейшие методы геофизических исследований скважин, современные технологии и оборудование для глубокого бурения, разработка нефтяных и газовых месторождений, математические методы моделирования разведки и разработки нефтяных и газовых месторождений, основы нефтепереработки и нефтехимии и др.);

— быть готовым к творческому, нестандартному применению всех этих знаний;

— он должен пройти производственную практику в лучших геологоразведочных предприятиях, оснащенных новейшим оборудованием, овладеть их опытом и этим оборудованием.

Есть основания считать, что обеспечить решение этих задач в полном объеме российские, да и многие нероссийские вузы пока не готовы.

В российских вузах в условиях перехода к рыночному характеру производства сложилась странная практика. Значительная часть студентов (в некоторых вузах до 70 %) обучается бесплатно и даже получает стипендии. Однако эти студенты не имеют никаких обязательств перед государством относительно работы по специальности и в государственных учреждениях и предприятиях после окончания вуза и по существу выступают в форме товара, который государство бесплатно отдает нефтегазовым, сервисным, а, часто, совсем непрофильным компаниям (банки, сектор обслуживания и пр.). Вместе с тем, было бы социально неправильно сохранить только платное обучение. Опыт НГУ и Сибирского отделения РАН показывает, что очень часто наиболее талантливые специалисты, выдающиеся ученые вырастают не в семьях с достатком, способных оплатить обучение студентов, а из сравнительно бедных семей, в том числе из сельской местности. Чтобы убедиться в этом, достаточно посмотреть биографии членов РАН, профессоров ведущих вузов и пр.

Для преодоления подобных «парадоксов» российского рынка высшего образования и специалистов необходимо совершенствование законодательства.

Иллюстрация

Второй проблемой современного высшего нефтегазового образования и высшего образования в целом, тесно связанной с первой, является отсутствие анализа спроса на выпускников вузов разных специальностей. Отсюда — переподготовка специалистов по одним специальностям, некогда модным, и острый дефицит по другим. Вузы действуют не в соответствии с рынком спроса на специалистов, а по инерции — в соответствии с кадровым составом факультетов и кафедр и, как следствие, работают не на рынок специалистов, а на себя.

Для успешного и эффективного развития высшего нефтяного образования необходимо регулируемое законом и интересами развития отрасли и отдельных компаний взаимодействие государства, бизнеса и вузов. Каждая нефтегазовая или сервисная компания вправе сформировать заказ на подготовку необходимого количества специалистов определенных специальностей, дифференцированный по годам. Такая компания должна оплачивать подготовку этих специалистов. Общее количество подготавливаемых специалистов в этом случае складывается из суммы заказов компаний, частных заказов, оплачиваемых непосредственно обучающимся студентом (родители и пр.), и заказа государства, обучающего бесплатно.

В основе такого взаимодействия должна лежать система контрактов. Возможные типы контрактов: «вуз — компания», «вуз — обучающийся за свои средства студент», «вуз как представитель государства — обучающийся бесплатно студент». В каждом типе контрактов должны быть зафиксированы обязательства сторон. Заказчик должен гарантировать студенту стипендию (при зафиксированном качестве обучения), место в общежитии, возможность прохождения практики, работу на своих предприятиях, минимальную зарплату после окончания и пр. В договоре должны оговариваться и условия будущего проживания специалиста. Студент должен гарантировать качество обучения и работу на одном из предприятий заказчика по усмотрению последнего в течение определенного времени. Все это в полной мере должно относиться и к студентам, обучающимся за государственные средства. Вероятно, при наличии согласия государства компания вправе пригласить на работу студента, обучавшегося за счет средств государства, но в этом случае она должна компенсировать понесенные государством затраты.

В контрактах «вуз — компания» может быть оговорено участие компании в формировании учебных программ, финансировании конкурсов на создание современных учебников и учебных пособий на бумажных и электронных носителях, строительстве учебных корпусов, общежитий, выделении именных стипендий, помощь в приобретении оборудования, программных комплексов, организации производственной практики студентов и пр.

В связи с вопросами производственной и учебной практик необходимо остановиться на некоторых особенностях подготовки геологов — нефтяников и геофизиков на геолого-геофизическом факультете НГУ. Прежде всего, в НГУ студент уже на III курсе приходит в Институт нефтегазовой геологии и геофизики СО РАН и работает в одной из лабораторий.

Мы считаем очень важным научить студента современным методам работы с керном. Это они осваивают во вполне современном кернохранилище института. Раньше такую возможность нам предоставляло кернохранилище ТомскНИПИнефть.

В лабораториях студент участвует в выполнении научных исследований, хотя имеет и собственную исследовательскую задачу. Наши лаборатории оснащены современным оборудованием и компьютерной техникой. Студенты имеют доступ к этому оборудованию и уже к IV курсу удовлетворительно им владеют. Их бакалаврские квалификационные работы являются вполне серьезными исследованиями. Поскольку ИНГГ СО РАН активно взаимодействует со многими отечественными и зарубежными компаниями, в частности, с «Эксон-Мобил», «Шелл», «Тотал» и др., студенты участвуют в решении задач, интересных и этим компаниям. В магистратуре они за два года выполняют уже основательные самостоятельные исследования.

Конкретизируем некоторые мысли, высказанные выше. Нефтегазовый вуз XXI века должен готовить студентов, владеющих самым современным оборудованием, самыми современными программными комплексами, знать современные методы аналитических работ и уметь работать на соответствующем оборудовании. Тогда он будет готов к полноценной работе сразу после окончания вуза. Важной формой партнерства «вуз — компания» должна быть спонсорская помощь компаний в приобретении этого оборудования, обучении работе на нем преподавателей и пр.

Для того, чтобы вуз мог справиться с этими задачами, необходима система регулярной переподготовки педагогического состава. Эта работа также может быть организована только на основе партнерства вуза и бизнеса.

Такими вкратце нам представляются основные направления взаимовыгодного взаимодействия вузов, в частности, НГУ, российских и международных компаний в подготовке специалистов в области нефти и газа. Мы подчеркиваем: это взаимодействие должно быть взаимовыгодным.

В заключение заметим, что советские и российские вузы всегда отличались высоким качеством подготовки геологов и геофизиков-нефтяников. Это наши ученики, в том числе выпускники Московского нефтяного института, Московского и Саратовского университетов, Азербайджанского института, Ленинградского и Свердловского горных институтов, но, главным образом, томских Политехнического и Государственного университетов, выпускники Новосибирского государственного университета участвовали в открытии сотен месторождений в Западно-Сибирской, Лено-Тунгусской и Хатангско-Вилюйской нефтегазоносных провинциях и других регионах России. Именно наши вузы подготовили таких блестящих геологов и геофизиков, как Ф. Салманов, Л. Ровнин, И. Грамберг, В. Зайченко, В. Семенович, В. Сурков, Е. Даненберг, В. Бакин, А. Брехунцов, И. Иванов, М. Мандельбаум, В. Накоряков, И. Нестеров, В. Кондрашов, Ф. Хафизов, Л. Цибулин, Т. Подшебякин, А. Тян и многие, многие другие. Делали они это мастерски и эффективно.

Наша задача теперь — так трансформировать работу вузов, чтобы наши выпускники достойно справлялись со стоящими перед ними задачами в новых условиях. При доброжелательном партнерстве вузов, РАН и бизнеса мы этого, несомненно, добьемся!

стр. 10

в оглавление

Версия для печати  
(постоянный адрес статьи) 

http://www.sbras.ru/HBC/hbc.phtml?14+421+1